Бо

В этой недельной главе нам дается заповедь освящать новый месяц, когда Луна обновляется – Рош Ходеш, "этот месяц будет вам главой месяца".

Накануне нового месяца – Рош Ходеш – Луна полностью от нас скрыта, ее невозможно увидеть. Две недели занимает у Луны постепенное уменьшение, пока она не скрывается полностью. В тот момент, когда мы вообще не видим Луну на небе – последние мгновения накануне нового месяца.

Несмотря на то, что Луна скрывается от нас, мы не должны падать духом. Нет места отчаянию, ведь мы знаем, что еще немного, и Луна вновь будет светить нам, как и раньше. Луна обновится. Будет расти и увеличиваться. Накануне Рош Ходеш мы читаем: "завтра месяц". Приготовьтесь свидетельствовать! Еще немного и Луна вновь появится и засияет. Не отчаивайтесь!

Еврейский народ похож на Луну. Как Луна – иногда выглядит ущербной, иногда полной, так и еврейский народ – иногда поднимается до небес, а иногда – падает вниз.

Время изгнания – это время сокрытия, исчезновения, оно похоже на те дни, когда Луна идет на ущерб. Наступает и такой час, когда от Луны почти ничего не остается, только тоненький серп. И, все равно, нам нельзя отчаиваться. Мы знаем, что завтра будет новый месяц. После тяжелейшего изгнания мы удостоимся чудесных откровений  прихода Машиаха.

Как накануне Рош Ходеш нам легче перенести исчезновение Луны, так как мы знаем, что приближается обновление, так нам должно быть легче переносить изгнание, - ведь мы знаем, что избавление все ближе.

Свет времен прихода Машиаха зависит от наших дел, наших поступков сегодня, от нашей работы в дни изгнания. Именно благодаря нашей сегодняшней и ежедневной работе мы удостоимся высших проявлений дней прихода Машиаха, в самом ближайшем будущем.

(Переработано по "Ликутей сихот", часть 11, стр. 199-200)

 

В нашей главе рассказывается о том, что Всевышний повелел Бней-Исраэль (еврейскому народу) десятого числа месяца Нисан взять ягненка и держать у себя дома до 14 Нисана, и тогда принести его в пасхальную жертву.

Но для чего, прежде чем принести ягненка в жертву,  надо было держать его у себя дома?

Мудрецы объясняют так: для того, чтобы египтяне спрашивали у евреев – "Зачем вы держите ягнят дома?", а евреи бы отвечали им без всякого страха – "Мы держим его дома, чтобы затем зарезать и принести в жертву".

Ягненок был одним из египетских божеств, и, несмотря на это, евреи не боялись египтян.

Преданность, самоотверженность еврейского народа, не боявшихся египтян, и принесли им избавление.

В пасуке сказано: "Как в дни исхода из Египта, Я покажу вам чудеса", то есть, выход из изгнания подобен исходу из Египта, когда евреи самоотверженно следовали заповедям Всевышнего. Так и мы выйдем из этого изгнания в самое ближайшее время благодаря тому, что будем самоотверженно выполнять заповеди, а особенно – заповедь любви к Израилю, которая является основой всей Торы.

(Переработано по "Ликутей сихот", часть 1, стр. 127-129)

 

Всевышний хотел вывести еврейский народ из Египта, но видел, что нет у них ни одной заповеди, в заслугу которой они были бы достойны избавления.

Что сделал Всевышний?

Дал им две заповеди, которые они должны были выполнить перед Исходом из Египта:

1)      Пасхальная кровь;

2)      Кровь обрезания.

 

Пасхальная кровь – они должны были зарезать пасхальную жертву и помазать ее кровью косяки своих входных дверей.

Кровь обрезания – они должны были сделать себе обрезание в ночь Исхода из Египта.

В память об этом Пасхальная Агада говорит следующее:

"Я пройду над тобой и покажу тебе, что основа твоя в крови, и сказал: в крови своей будешь жить, и сказал: в крови своей будешь жить", что означает, что в ночь Исхода из Египта увидел Всевышний, что евреи занимаются заповеданной кровью – кровью пасхальной жертвы и кровью обрезания. В заслугу этих заповедей Всевышний "оживил" еврейский народ и вывел его из Египта.

Всевышний выбрал именно эти две заповеди, так как они символизируют лве стороны служения Всевышнему.

Служение Всевышнему включает в себя аспект "берегись зла" и "делай добро".

  • "берегись зла" – означает отдаление от дурных качеств  и прекращение совершения дурных поступков.
  • "делай добро" – означает, что нам необходимо укрепляться в хороших качествах и совершать добрые дела.

 

Еврейскому  народу в Египте не хватало цельности в служении Всевышнему, в обоих аспектах, и в "берегись зла", и в "делай добро". С одной стороны они не отдалялись от свершения зла, дурных поступков из-за египетского влияния. С другой стороны, они не выполняли заповеди, не делали добра.

Для избавления им было необходимо исправить ситуацию:

 

"Берегись зла" – для этого Всевышний заповедал им принести пасхальную жертву. Кровь пасхальной жертвы доказывает полное разграничение со злом. Египтяне были идолопоклонниками, одним из идолов был ягненок, и еврейскому народу было заповедано взять именно ягненка и принести его в жертву Всевышнему! Таким образом, евреи полностью размежевались с египетским злом.

 

"Делай добро" – для этого Всевышний дал им заповедь обрезания. Сделав обрезание, евреи заключили союз со Всевышним.

 

"Берегись зла" и "делай добро"  - это этапы Исхода, как сказано: "как только выйдет этот народ из Египта – то будут они служить Всевышнему на этой горе".

 

"Берегись зла" – это Исход из Египта.

 

"Делай добро" – это получение Торы на горе Синай.

 

Так и мы, когда убережемся от зла и будем тверды в совершении добра, тогда удостоимся мы вернуться из изгнания и встретить праведного Машиаха!

 

(переработано по "Ликутей сихот", часть 16, стр. 114-120)