Categories: Их след в нашей истории
      Date: 24.02.2010
     Title: Царица Шломцион

Этой женщине, Шломит-Александре, оставшейся в истории как царица Шломцион, выпало жить в нелегкую эпоху раскола между фарисеями и саддукеями.



Время ее правления осталось в еврейской истории как время мира и изобилия, «золотой век» Торы. Мы привыкли к тому, что слово «фарисей» в русском языке означает «ханжа». Так ли это, и кто такие были на самом деле фарисеи и саддукеи?

Если обозначить одним словом сущность и роль каждого исторического персонажа, то царице Шломцион достанется определение - «любящая  Тору». Шломцион была родной сестрой главы Санэдрина  раби Шимона бен Шатаха. Можно не сомневаться, что семья, из которой вышли один из величайших мудрецов Торы и одна из величайших просветительниц в истории еврейского народа, была не простой семьей. Очевидно, Тора была в их доме высшей ценностью не на словах, а на деле…

Итак, Шломит родилась в 139 году до н. э. Она стала женой Аристобула Первого, внука Матитьяу Хасмонея, первого представителя хасмонейской династии, провозгласившего себя царем*. Злобный и жестокий, Аристобул не брезговал никакими средствами ради достижения своих целей.  Дабы удержаться у власти,  он заключил в  тюрьму собственную мать и трех родных братьев. Однако процарствовать ему удалось лишь один год: внезапно он заболел и умер, не оставив после себя детей. После его смерти Шломит освободила из тюрьмы свекровь и ее сыновей, и старший из них, Александр Янай, унаследовал трон, а также, согласно еврейскому закону, женился на бездетной вдове брата. Шломит стала зваться по имени второго мужа -  Шломит-Александра.

Из всех государственных дел Александра интересовали, главным образом, войны и военная слава. Заниматься всем прочим он предоставил жене.

Шломит-Александра, женщина мудрая и б-гобоязненная, первым делом занялась духовным состоянием народа. Она удалила из Санэдрина саддукеев, отрицавших Устную Тору, и заменила их фарисеями во главе с ее братом Шимоном бен Шатахом. С их помощью она ввела в стране закон об обязательном образовании. В каждом городе и деревне была открыта школа и назначены учителя.

Однако процветанию Торы не суждено было продлиться долго: Александр Янай, сблизившийся с саддукеями, внезапно обратил свой взор от войн на внутренние дела. Многие мудрецы Торы, почувствовав, чем пахнет, бежали за пределы Земли Израиля.  Их место в Санэдрине заняли саддукеи. Народные массы, не любившие богатых, знатных и заносчивых саддукеев, пытались протестовать. В ответ Александр Янай захватил 800 фарисеев  и убил их, прежде умертвив на их глазах их жен и детей.

Шломит удалось спасти брата, Шимона бен Шатаха, и помочь ему бежать.

Александр Янай процарствовал 27 лет. Незадолго до гибели он раскаялся в содеянном и завещал царство не сыновьям, а жене. Он напутствовал ее: «Не бойся ни фарисеев, ни саддукеев, а бойся притворщиков», имея в виду обман, с помощью которого завладели его сердцем саддукеи.

Александр Янай погиб во время штурма города Регбы, что на правобережье Иордана. Шломит скрывала его смерть от армии до тех пор, пока город не был захвачен. Вернувшись в Иерусалим, она вновь призвала в столицу фарисеев и заключила с ними союз.

С воцарением Шломит-Александры пришел конец преследованиям фарисеев, и в стране воцарился мир. Саддукеи все еще занимали ключевые посты в государстве, и новой царице потребовалась немалая мудрость и выдержка, чтобы провести необходимые реформы и не пасть их жертвой.

Постепенно Шломит-Александра сместила с религиозных должностей саддукеев и заменила их фарисеями. Шимон бен Шатах вновь возглавил Санэдрин. Законами государства вновь стали законы Торы, как при царе Давиде. Царица продолжала осторожно укреплять власть Торы и ослаблять власть саддукеев.

Время ее правления стало  «золотым веком» еврейской государственности. Мир воцарился как внутри страны, так и на ее внешних границах. Иерусалим вновь стал духовным центром нации, и евреи диаспоры стали посылать в столицу щедрые пожертвования.

Мудрецы Торы  свидетельствуют, что во времена правления Шломит-Александры дожди шли только в ночь с пятницы на субботу, не мешая земледельцам и путникам. Благословение Всевышнего пребывало и  на урожае: зерна пшеницы были размером с человеческую почку, а чечевичные зерна – с золотой динар.

Шломит построила цепь укреплений вдоль внешних границ и разместила в крепостях хорошо обученные гарнизоны во главе с верными военачальниками. Однако эти гарнизоны так ни разу и не вступили в бой: царица старалась уладить любой конфликт, не доводя его до войны.

Уже на закате своих дней Шломит с горечью видела, как ее младший честолюбивый сын Аристобул сближается с саддукеями. Сразу после ее смерти вспыхнула гражданская война между сторонниками Аристобула и наследника престола, его старшего брата Горкинуса. Аристобул победил в этой войне и сделал побежденного брата первосвященником. Однако хрупкому миру не суждено было продлиться долго: конфликт вспыхнул вновь. В 64 году до н. э. войско сторонников Горкинуса окружило Иерусалим, в котором защищался Аристобул и его сторонники. Оба послали гонцов к Помпею с просьбой оказать помощь в войне. Третьей была делегация «от народа», требовавшая сместить незаконную династию Хасмонеев. Помпей лично выступил во главе армии и захватил Иерусалим. Иудея потеряла свою независимость. Хасмонеи номинально остались царями, но реальная власть теперь принадлежала Риму и уже больше никогда не вернулась в еврейские руки.  Последним шагом в этом движении к пропасти стал захват Иерусалима и разрушение Храма Титом в 70 году н. э. Еврейский народ отправился в изгнание, которое длится по сей день.

__________

*Единственной законной царской  династией у евреев является только династия Давида. Хасмонеи, отвоевавшие Храм  у римских властей, поначалу не называли себя царями.