Categories: Их след в нашей истории
      Date: 24.02.2010
     Title: Рут-моавитянка - Прародительница царского дома

Как могло случиться, что эта нищая чужестранка стала женой одного из самых уважаемых людей страны и прародительницей царского дома? Как смогла эта скромная застенчивая женщина построить свою новую судьбу на развалинах старой, не сдавшись жребию, который, казалось, обещал ей неизбежное одиночество, нищету и отверженность?



История верности, скромности и мужества…

Это было в Земле Израиля. Тяжелые времена переживали тогда евреи. По всей стране царил голод, засуха, неурожай. Элимелех, один из самых уважаемых людей страны, покинул ее пределы вместе с женой Наами и двумя сыновьями – Махлоном и Кильоном. Он хотел переждать голод в стране Моав. Но случилось иначе: вначале оба его сына женились на моавитянках, а вскоре сам Элимелех и его сыновья умерли в чужой земле, оставив Наами и двух ее невесток вдовами.

Предание говорит, что Рут и Орпа, молодые вдовы, были не больше и не меньше как моавитянскими принцессами, дочерьми царя Моава Эглона.

Наами, обездоленная и одинокая, собирается вернуться на родину, где ее не ждет ничего кроме нищей безрадостной старости. Она прощается с невестками и советует им вернуться в дом отца, к прежней жизни принцесс и новому замужеству. Тем более, что детей у них нет, а на родине Наами вряд ли кто-нибудь захочет взять их в жены.

Орпа на прощание целует свекровь и уходит. Рут же не желает слышать о том, чтобы покинуть Наами. С тех пор уже много веков праведные геры – неевреи, желающие разделить с еврейским народом его судьбу, повторяют все те же слова: «Не убеждай меня оставить тебя и вернуться. Куда ты пойдешь – туда и я пойду. Где ты заночуешь – там и я заночую. Твой народ – мой народ, и твой Б-г – мой Б-г. Только смерть разлучит нас». (Свиток Рут, 1-16,17) Наши мудрецы поясняют, что Рут совершила гиюр – переход в еврейство согласно закону Торы. Геру объясняют запреты и предписания Торы, которые он как еврей будет обязан соблюдать. «Дочь моя, - сказала Наами, - еврейские женщины не ходят на нескромные игрища». «Куда ты пойдешь – туда и я пойду», - ответила Рут. «Еврею запрещено жить в доме без мезузы». Так Рут приняла на себя соблюдение заповедей.

И вот Наами и Рут появились в Земле Израиля, в наделе колена Еуды. Рут всей душой была предана свекрови и заботилась о ней, как только могла. Не случайно, утешая Наами, женщины говорили ей: «Твоя невестка, которая любит тебя – разве она не лучше для тебя семи сыновей!?» (Свиток Рут, 4-15)

Наами и Рут вернулись в Землю Израиля ко времени жатвы ячменя. Голод уже не свирепствовал здесь, но только не для них: все богатство Наами осталось в прошлом. Вместе с другими нищими они кормились тем, что подбирали колосья, оставленные на поле жнецами.

Волей Провидения Рут оказывается на поле Боаза, родственника Элимелеха, человека богатого и уважаемого. Боаз видит незнакомую женщину, которая не заигрывает, как другие, со жнецами и не наклоняется, а приседает, собирая колосья. Она не крутится между снопами, а подбирает только там, где работы уже окончены, и все, что осталось, наверняка предназначено для нищих. Он расспрашивает о ней жнецов и выясняет, что это его родственница – невестка его дяди Элимелеха.

Боаз подзывает Рут и велит ей не ходить на другие поля, где ее могут обидеть, а собирать только на его поле. Жнецам же он приказывает не притеснять ее и делиться с ней едой и водой.

Проходит время, и Наами советует Рут пойти ночевать на гумно, где в это время Боаз  провеивает зерно – так, чтобы Боаз взял ее в жены. Боаз охотно соглашается жениться на Рут, но прежде он должен решить проблему: по закону, если еврей умирает, не оставив потомства, на вдове обязан жениться его ближайший родственник. Боаз – лишь второй по близости к ее покойному мужу. Наутро он отправляется к ближайшему родственнику, который первым имеет право жениться на ней. Тот уступает Боазу, и  теперь Рут может стать его женой.

Но возникает новая проблема: по закону Торы моавитянину запрещено родниться с евреем. Мудрецы, к которым обращается Боаз, приходят к выводу, что это касается лишь моавитянина, но не моавитянки. Так Рут становится женой Боаза. Сограждане благословляют его, говоря: «Да сделает Всевышний женщину, входящую в твой дом, подобной Рахели и Лее, построившим дом Израиля».

Это благословение сбылось: вскоре Рут родила сына по имени Овэд – отца Ишая и деда Давида, став прабабкой царя Израиля.

Праведный царь Машиах, который должен вот-вот прийти и установить царство Всевышнего на земле, тоже будет из рода Давида, потомок Рут.

* По еврейскому закону жнецам запрещено подбирать то, что упало или оказалось забытым в поле – это доля неимущих. Необходимо также оставлять несжатую полосу по краям поля.