Categories: Еврейская география
      Date: 14.03.2016
     Title: Там, за рекой Самбатион…

На пути этого потока не может устоять ни один человек и ни одно судно. Вместе с водой река несет камни, и каждый, кто приблизится к ней, рискует потерять жизнь, так сильно ее течение, и так страшны огромные валуны, которые волны двигают как щепки



Лишь с наступлением субботы река успокаивается и замедляет свой бег, но переправиться через нее значит нарушить законы святого дня… По легенде, за этой волшебной рекой скрылись десять потерянных колен.

Ида Недобора

После того как ассирийское войско огнем и мечом прошло по землям Иудеи и Израильского царства, царь Саргон II (а затем и его преемник Санхерив) решил переселить десять колен народа Израиля на новые земли, чтобы сломить сопротивление покоренного народа. Постепенно следы еврейских изгнанников потерялись, и родилась легенда о десяти пропавших коленах.

 

Из глубокой древности

Есть несколько версий того, когда именно евреи появились в Индии. Одна гласит о том, что первые еврейские поселенцы прибыли к берегам Индии уже во времена царя Шломо. Они были купцами и моряками и занимались торговлей слоновой костью и серебром. Другая версия утверждает, что евреи пришли в Индию после того, как были изгнаны со своих земель ассирийскими воинами. Это произошло во времена разрушения Первого Храма. В «Свитке Эстер», который мы традиционно читаем на праздник Пурим, говорится о том, что царь Ахашверош правил 127 землями от «Индии до Эфиопии». Из комментариев наших мудрецов мы знаем, что евреи жили тогда во всей империи Ахашвероша, поэтому можно предположить, что и в Индии уже в те времена находилась еврейская община. По третьей версии евреи прибыли в Индию после разрушения Второго Храма.

 

Евреи Кочина

Самой древней еврейской общиной, находящейся на территории Индии, является община евреев Кочина. Кочин – это название группы островов и небольших городов в штате Керала в Индии. Это место часто называют Восточной Венецией из-за многочисленных лагун и каналов, которые испещрили это побережье, и домов, которые местное население часто строит на сваях прямо над водой.

Первое зафиксированное упоминание о еврейской общине в Индии относится к IV веку н.э. Это дарственная, записанная на двух медных табличках и выданная главе еврейской общины Йосефу Раббану правителем Малабара (Кочин, Индия) Бхаскара Равви Варма. По этому документу Йосеф Раббан и его потомки получали деревню Анджуваннам и могли владеть ею «пока мир и луна существуют». Название деревни переводится как «пять каст». Индийцы верили, что местные евреи являются потомками глав пяти каст ремесленников. Интересно, что потомки Йосефа Раббана прослеживаются как лидеры общины до XVI века.

Упоминания об общине кочинских евреев встречаются и в средневековых источниках. Так, например, в «Записках о путешествии Биньямина из Туделы в Святую землю», автор упоминает о том, что в Индии на Малабарском берегу живет община темнокожих евреев: «Они черны, как и их соседи. Они соблюдают Закон, у них есть Тора Моше и книги Пророков, они кое-что знают из Талмуда и Галахи».

Раби Моше бен Маймон (Рамбам) тоже слышал о существовании общины евреев в Индии и даже знал, что еврейские торговцы завезли туда три экземпляра его книги «Мишне Тора».

Позднее, в XIV веке, известный испанский раввин и комментатор Талмуда раби Нисим бен Реувен посетил общину кочинских евреев и написал об этом в своих трудах.

 

Малабары и парадеши

Кастовое строение индийского общества нашло свое отражение и в еврейской общине, которая исторически разделилась на три группы: малабары, парадеши и мешугурарум (от ивр. «мешухрарим» - «свободные»). Малабары, или так называемые «черные евреи», являются старейшей группой евреев в Индии, и именно о них писал Биньямин из Туделы. Парадеши, или «белые евреи», появились на территории Индии в начале XVI века. Мешугурарум, которых иногда называют «коричневыми евреями», считаются потомками освобожденных рабов, принявших еврейских закон.

Эти три общины не смешивались, не общались друг с другом, и браки между ними не приветствовались. У мешугурарум никогда не было ни коэнов, ни левитов, ни даже собственного раввина, и, для того чтобы исполнить какой-либо еврейский обряд, требовалось пригласить раввина из общины парадешей. Следует отметить, что такая кастовая система, традиционная для индийского общества, не обижала и не унижала человека. Это разделение принималось всеми как данность.

Начиная с XVI века, испанские и португальские евреи, спасаясь от инквизиции, добрались до берегов Индии и были удивлены, обнаружив там еврейскую общину, чьи традиции радикально отличались от культуры и традиций сефардов. Встреча двух разных еврейских общин не привела к взаимопроникновению культур, а напротив, создала условия для дальнейшего самостоятельного и самобытного развития. Так в Кочине появились парадеши (дословно – «чужеземцы» или «недавно пришедшие»), или иначе «белые евреи».

Но и в Индии инквизиция сумела добраться до евреев. Португальцы, захватившие власть в регионе, жестоко преследовали еврейскую общину. В 1560 году была учреждена инквизиция в Гоа. Ее служители охотились не только за евреями, но именно с одобрения инквизиторов власти разрушали синагоги и преследовали еврейскую общину. Так старейшая синагога Кочина, построенная в 1344 году, в XVI веке была разрушена португальскими властями. В 1568 году на месте развалин была отстроена новая синагога, сохранившаяся до наших дней. В народе за ней закрепилось название «Парадеши» – по имени общины еврейских переселенцев из Европы. Внешне это очень скромное, простое здание. Внутри все отвечает главному предназначению синагоги быть домом молитвы. Молельный зал синагоги украшен многочисленными лампами, а изюминкой интерьера стали традиционные голубые голландские изразцы, привезенные евреями в XVIII веке со своей далекой родины.

Раджа Кочина Чераман Парумала пришел на помощь евреям и взял их под свое покровительство. Его расположение к еврейской общине бесило португальцев, которые прозвали раджу «еврейским королем». Представительство инквизиции в Гоа располагалось на пути между Кочином и Бомбеем, и, когда поток еврейских беженцев в Кочин усилился, раджа выделил им землю недалеко от своего дворца и разрешил селиться там и исповедовать свою религию. Раджа назначил также главу еврейской общины – мудальяра, даровав ему особое положение и разрешив вести все внутренние дела общины. Этот титул переходил по наследству, а должность сохранялась и при голландских, и при британских властях. Потомки мудальяра – семейство Халлегуа – до сих пор носит этот титул и пользуется большим уважением и влиянием в Кочине.

Благодаря радже Парумалу евреи Кочина смогли относительно спокойно дожить до 1663 года, когда на смену португальцам пришли голландцы, и еврейская община вздохнула свободно. Ни Голландия, ни Англия, сменившая ее в регионе, не имели ничего против развития еврейской общины, и для евреев Кочина настали добрые времена.

Багдадские евреи

Евреи из таких арабских стран как Иран, Сирия и Ирак приехали в Индию в конце XVIII века, спасаясь от преследований на родине. За этой волной еврейских мигрантов закрепилось прозвище «багдадис». Багдадис преуспели в торговле, занимали высокие посты в армии и государственном аппарате Индии. Они познакомили своих кочинских собратьев и евреев бени-исраэль с культурой и обычаями евреев Ближнего Востока. Багдадис основали типографии, издававшие еврейские религиозные книги на иврите, создали школы и синагоги. Выдающимся представителем этой общины был Давид Сасун, который в 1832 году основал Индийский коммерческий дом Сасуна и проложил путь в Индию для многих других иракских евреев.

 

Бени-исраэль

Вопрос о том, откуда на территории Индии появилась община, называющая себя бени-исраэль, до сих пор остается открытым. На этот счет существуют две основные гипотезы. Некоторые исследователи полагают, что эта община является частью утерянных десяти колен Израиля, и в подтверждение этой гипотезы приводится тот факт, что эти люди называют себя именно бени-исраэль (сыны Израиля), а не иудеи, по названию Иудейского царства. По преданию, группа занятых на маслобойнях евреев покинула Галилею, спасаясь от преследований Антиоха Эпифана, притеснявшего живших в Святой земле евреев. Корабль, на котором плыли беженцы, потерпел крушение у берегов западной Индии, чуть южнее современного Бомбея. А так как они ничего не знали о Хануке и позднейшей истории евреев, кроме момента разрушения римлянами Второго Храма, то весьма вероятно, что они переселились в Индию не позже 175 года до н.э.

Другие исследователи полагают, что бени-исраэль — всего-навсего группа местных индусов-прозелитов, принявших иудаизм по системе «слышали звон, но не знали, откуда он». Как бы то ни было, на сегодняшний день бесспорных доказательств ни одной из этих версий нет.

До XVIII века бени-исраэль жили в абсолютной изоляции от остальных еврейских общин. Однажды, ученый раввин Давид Рехави, из общины кочинских евреев, посетил общину бени-исраэль в Конкане. В письмах на родину он отмечал, что они держатся обособленно от индусов и соблюдают многие еврейские обычаи, однако не подозревают о том, что кроме них существуют другие евреи. Члены общины бени-исраэль различали трефные и кашерные виды рыб, отмечали субботу, делали своим сыновьям обрезание и своеобразно отмечали основные праздники.

Давид Рехави пишет, что он поселился у них и обучил их многим правилам иудаизма, которые те восприняли с большим энтузиазмом. Уезжая, он взял с собой в Кочин трех наиболее одаренных юношей и обучал их в йешиве за счет общины. Так у бени-исраэль сложилась традиция ежегодно отсылать учеников в Кочин, откуда они возвращались уважаемыми раввинами.

С появлением в Индии англичан многие бени-исраэль переселились в Бомбей, где стали служить в английской армии и даже получать офицерские звания. Англичане доверяли им больше, чем призванным на службу индусам-сипаям, и, как показали дальнейшие события, не обманулись. В 1796 году была построена первая синагога бени-исраэль в Бомбее.

Когда Британия отказалась от своей колониальной политики и передала управление в руки местной администрации, многие члены общины бени-исраэль эмигрировали в Израиль.

Принадлежность членов этой общины к еврейскому народу часто ставилась под сомнение. И хотя сами они утверждали, что их предки были коэнами и потомками Аарона, а тесты ДНК, проведенные в 2002 году в Израиле, выявили, что евреи из общины бени-исраэль имеют тот же набор генов, что и коэны, этого оказалось недостаточным, для того чтобы однозначно признать их принадлежность к еврейскому народу. Из-за того что слишком много веков эти люди были оторваны от своих корней, бени-исраэль, как и члены общины «Бней Менаше», должны проходить гиюр по всем правилам еврейского закона.

 

Бней Менаше

История общины «Бней Менаше» до сих пор вызывает множество вопросов у исследователей. Как следует из названия общины, ее члены считают себя потомками Менаше, сына Яакова. О них практически ничего не было известно вплоть до конца XIX века, когда христианские миссионеры обнаружили на северо-востоке Индии группу людей, знакомых с древней историей евреев и верящих в Единого Б-га. Эти люди считали себя потомками Менаше сына Яакова и каждый день в своей главной молитве просили Б-га о том, чтобы «их брат Йеуда нашел их».

Миссионеры воспользовались незнанием местных жителей и убедили их в том, что они принесли вести от их братьев-евреев. Под влиянием миссионеров очень многие члены общины были обращены в христианство, а спустя полвека, с образованием государства Израиль, обратились к Израильскому правительству с просьбой вернуть их на свою землю. Так же, как и в случае с общиной бени-исраэль, члены общины «Бней Менаше» должны проходить гиюр, чтобы полностью присоединиться к еврейскому народу.

Где течет та легендарная река Самбатион? И может ли еврей переплыть ее, чтобы найти своих собратьев, чей след исчез в глубине веков? Мы вряд ли когда-нибудь найдем ответы на эти вопросы. Но одно известно точно: совсем скоро настанут те времена, когда исполнится пророчество Йермияу: «… и возвратятся сыны в пределы свои», вместе с праведным Машиахом, освободителем еврейского народа.

№: 61