Categories: Их след в нашей истории
      Date: 18.09.2015
     Title: Вдова из города Царфат

В дни голода и засухи эта женщина, не задумываясь, отдала пророкуЭлияу всю свою скудную снедь и тем спасла его от смерти. Добрая вдова приютила пророка и заботилась о нем в течение двух долгих лет.



Ципи Кольтинюк

 

Засуха в земле Израиля

В Книге Царств рассказывается о пророке Элияу, жившем во времена царя Ахава.

Ахав был женат на женщине по имени Изевель, дочери царя Цидона. Царица Изевель научила Ахава и весь остальной народ служить идолу Баала. Несмотря на то, что Ахав носил царский титул, настоящей правительницей была Изевель. Она полностью подчинила себе всё Израильское царство и установила в нем свои нечестивые языческие обычаи. Ее влияние было так велико, что постепенно весь народ стал «танцевать на двух свадьбах» – одновременно служить и Всевышнему, и Баалу.

Пророк Элияу пришел к Ахаву и предупредил его о том, что, если народ не перестанет служить идолам, всех постигнет страшное наказание. Услышав предупреждение пророка, царь Ахав расхохотался. «Мы столько времени служим идолам, но с нами до сих пор ничего не случилось!» – сказал он. На это пророк ответил царю, что Всевышний ждет, пока тот раскается, но если царь и его подданные продолжат идти нечестивыми путями, то Б-г накажет их.

Пророк предупредил царя, что Б-г пошлет засуху, и ни капли дождя не прольется на землю, как написано: «…дам Я дожди земле вашей в срок /…/ Берегитесь, чтобы ваши сердца не поддались соблазну, чтобы не свернули вы с пути и не стали служить другим богам и поклоняться им, иначе разгневается на вас Г-сподь и замкнет небеса, и не будет дождя, и земля не станет приносить свои плоды». Всевышний дал пророку «ключи от дождей», то есть позволил ему распоряжаться дождями, и действительно, вскоре дожди прекратились, и началась засуха.

 

Пророк Элияу скрывается в пещере

Всевышний повелел Элияу спрятаться от нечестивого Ахава и его супруги возле потока Крит. По мнению большинства комментаторов, пророк скрылся в расщелине или пещере у водного источника. В течение целого года пророк Элияу жил в пещере, пил речную воду и питался тем, что ему приносили. По одному мнению о пропитании для пророка заботились вороны, которые каждое утро и каждый вечер доставляли ему хлеб и мясо с кухни самого царя Ахава. Но есть комментарии, которые говорят, что еду пророку приносили люди, взявшие на себя заботу о нем. Такое разночтение связано с тем, что слово «ערב» (поручитель, гарант) и «עורב» (ворон) пишутся почти одинаково.

Как бы то ни было, целый год пророк жил в уединении, не испытывая ни голода, ни жажды, и не знал о том, какие страдания постигли еврейский народ из-за засухи.

 

Милосердие в голодное время

Через год воды потока Крит иссякли, и тогда Всевышний приказал Элияу отправиться в город Царфат, находившийся в Цидоне. Так сказал Всевышний: «Я повелел одной вдове из Цидона позаботиться о тебе». Иными словами, Б-г пробудил в сердце одной вдовы желание взять на себя заботу о нуждах пророка. По мнению наших мудрецов, это вдовой оказалась мать пророка Йоны.

Хотя всё уже было предопределено Всевышним, сам пророк Элияу не знал имени женщины, которая поможет ему. Он отправился в город Царфат, что в Цидоне, и возле городских ворот увидел немолодую женщину, собирающую хворост. Ее одежда и весь внешний вид говорили о том, что она живет в большой бедности.

Желая убедиться, что у женщины доброе сердце, Элияу попросил ее: «Дай мне немного воды». Он хотел знать, прекратит ли женщина свое занятие для того, чтобы напоить странника. Нищенка немедленно отложила весь собранный хворост и принесла Элияу воды, которая в это голодное и засушливое время была на вес золота. Поступок этой женщины не был продиктован страхом или уважением к пророку, так как она не знала, кто стоит перед ней. Она напоила странника только потому, что у нее было доброе сердце и ей хотелось помочь ближнему.

 

Чудо с кувшином масла

Элияу понял, что он неспроста встретил эту женщину, и поэтому попросил у нее кусок хлеба. Вдова грустно вздохнула и ответила: «Клянусь Б-гом всего живого, что в доме моем нет ни крошки». Единственной едой, которая оставалась у бедной вдовы, была ложка муки и чуть-чуть масла на донышке кувшина. Она надеялась испечь последнюю маленькую лепешку для себя и сына, а затем приготовиться к голодной смерти, так как больше в доме ничего не было, и помощи ждать было неоткуда. Но пророк помнил обещание Всевышнего о том, что Он пробудит в сердце вдовы желание поддержать Элияу в голодные времена, а это значило, что Б-г сделает чудо для пророка.

Поэтому странник посоветовал женщине испечь для него лепешку из того, что осталось в ее доме, а затем приготовить еду для себя и сына. Он пообещал вдове, что если она поступит по его слову, то не будет нуждаться ни в муке, ни в масле до самого окончания засухи. Услышав это необычное обещание, вдова поняла, что встреченный ею странник не простой человек, а пророк. Она побежала домой и приготовила еду, как ее просил Элияу. Она поверила всем сердцем в слова пророка и, несмотря на свой материнский инстинкт и желание накормить в первую очередь сына, быстро испекла хлеб для Элияу, и лишь затем для себя и сына. Она увидела своими глазами, как благословение пророка сбылось: до самого конца засухи ни она, ни ее сын, ни сам пророк, который остановился в их доме, не испытывали недостатка в муке и масле.

 

Чудо воскрешения мертвых

Многие комментаторы сходятся во мнении, что Всевышний послал пророка Элияу в дом вдовы из Царфата для того, чтобы он на собственном опыте убедился в том, какие страдания навлекло на еврейский народ его проклятие.

Элияу жил на чердаке в доме вдовы, и его убежище оставалось долгое время тайным, так как царь Ахав все еще гневался на него и разыскивал пророка. Женщина готовила для пророка еду и была рада, что Всевышний совершил для нее такое чудо. Но через некоторое время сын бедной вдовы тяжело заболел и умер… Безутешная мать стала обвинять Элияу в том, что из-за него с ней приключилась эта беда.

Она плакала и говорила, что из-за того что праведник поселился в ее доме, Всевышний увидел, что она грешница, и забрал у нее сына. Пока она жила одна, Б-г сравнивал ее поступки с делами жителей города, и ее дела были угодны Всевышнему. Но с тех пор как под крышей ее дома поселился Элияу, Б-г увидел, что по сравнению с праведником она подобна грешнице, и поэтому ее постигла такая страшная кара, как смерть единственного сына. Тогда Элияу ответил вдове: «Дай мне своего сына». Он поднял бездыханное тело на чердак, положил на свою постель и запер дверь.

В одиночестве Элияу молился о том, чтобы Всевышний вернул жизнь мальчику. С болью в голосе пророк вопрошал Б-га: «Разве недостаточно того, что Ты обрек меня на скитания? Почему женщина, которая сжалилась надо мной, должна из-за меня страдать и оплакивать единственного сына?».

Элияу Анави накрыл собой тело ребенка, и слова молитвы лились из глубины его сердца. И вдруг случилось чудо – Всевышний принял молитву праведника и вернул душу мальчика в безжизненное тело. Увидев, что ее ребенок жив, вдова воскликнула: «Теперь я знаю, что ты посланец Всевышнего и слово Его у тебя на устах!»

Некоторые комментаторы говорят, что во время молитвы Всевышний сказал Элияу, что он уже получил ключи от дождей, а значит, не может просить о воскрешении мертвого. Если же Элияу хочет получить ключи воскрешения мертвых, то должен вернуть Всевышнему ключи от дождей. Пророк отказался от возможности распоряжаться дождями, ради того чтобы вернуть жизнь сыну бедной вдовы. А вскоре закончилась засуха, на землю пролился благословенный дождь, и прекратился голод.

Так пророк Элияу смог отплатить добром бедной вдове, которая приютила его, помогала в голодное время и заботилась о его нуждах почти два года.

№: 60