Categories: Еврейская география
      Date: 18.09.2015
     Title: Через тернии к звездам

В предыдущем номере мы уже рассказывали о золотом веке еврейской общины во времена Хазарского каганата, об отношении к евреям в Киевской Руси и в Российской Империи вплоть до середины XVII века.



Но ни погромы Богдана Хмельницкого, ни страшный указ о кантонистах, ни притеснения со стороны властей, а затем и коммунистического режима не смогли погасить искру еврейской веры и еврейской жизни.

Ида Недобора

Из огня Катастрофы XVII века

В середине XVII века еврейские общины пострадали от страшной волны казацких погромов, организованных войском Богдана Хмельницкого. В конфликте поляков и русских, католиков и православных, дворян и крестьян евреи оказались потерпевшими. Крестьянский бунт при поддержке казаков Хмельницкого огнем и мечом прошелся по еврейским городам и местечкам. Страшное десятилетие длилось с 1648 по 1658 год.

 

Сохранилась масса рассказов очевидцев о зверствах, учиненных Хмельницким и его бандой. Они грабили, жгли и зверски убивали взрослых, стариков и младенцев, поджигали синагоги, уничтожали свитки Торы. Бунтовщики осудили евреев на окончательное истребление, и жалость к ним считалась изменой. Особенно трагична была участь евреев, которые сбежали из сел и местечек в укрепленные города, в надежде укрыться от неприятеля.

Узнав, что в городе Немирове, в Подолии, укрепилось несколько тысяч евреев, Хмельницкий отправил туда казацкий отряд. Так как город трудно было взять приступом, то казаки прибегли к хитрости. Они подошли к Немирову с польскими знаменами и просили отворить им ворота. Евреи, думая, что это польское войско, идущее к ним на выручку, впустили их в город – и поплатились своими жизнями.

Это произошло 20 сивана (31 мая) 1648 года. Казаки, соединившись с местными русскими жителями, бросились на евреев и перерезали их. Немировский раввин и глава йешивы раби Иехиель-Михель скрывался со своей матерью на кладбище. Тут их настиг один из погромщиков, какой-то сапожник, и стал наносить удары дубиной раввину. Престарелая мать раввина умоляла убийцу умертвить ее вместо сына, но сапожник бесчеловечно убил сначала раввина, а потом старуху. Молодых евреек часто оставляли в живых: казаки и мужики насильно крестили их и брали себе в жены.

Одна красивая еврейская девушка, похищенная с этой целью казаком, уверила его, будто умеет "заговаривать" пули, и просила выстрелить в нее, чтобы убедиться, что пуля от нее отскочит, не причинив вреда. Глупый казак выстрелил – и девушка упала, сраженная насмерть, но довольная, что не досталась врагу. Другая еврейка, с которой казак готовился обвенчаться, бросилась с моста в воду в тот момент, когда ее вели через мост в церковь. В Немирове погибло около 6000 евреев. Подобное происходило и в других городах.

 

Всего за десять лет погромов Хмельницкого еврейский народ потерял более полумиллиона человек. Около семисот еврейских общин подверглось разгрому. В русской Украине (к России отошла только часть Украины на левом берегу Днепра – Полтавщина, Черниговщина и часть Киевщины, а правобережная Украина – Волынь, вторая часть Киевщины и Подолия – осталась за Польшей) вовсе исчезли еврейские общины, а в польской уцелела одна десятая часть еврейского населения. Остальные или погибли от казацкой руки, или попали в плен к татарам, или же бежали в Турцию и в государства Западной Европы.

Во всех странах Европы и Азии можно было встретить тогда еврейских беженцев из Польши. Везде рассказывали они о бедствиях своих земляков, о мученичестве сотен еврейских общин, приводя в содрогание своих слушателей. Отголоски пережитых потрясений слышатся в современных летописях и скорбных синагогальных молитвах.

Один из очевидцев украинской резни, Натан Гановер из Заслава, описал ее в прекрасной исторической хронике "Иевейн Мецула" (1653 г.). Повсюду рассылали раввины молитвы в память о новых мучениках веры для чтения в синагогах. В надрывающих душу строках изливал свое горе измученный народ.

 

Окликнуть по имени

Наверное, не случайно вскоре после страшной Катастрофы, постигшей еврейские общины того времени, Всевышний послал в мир душу знаменитого раби Исраэля Баал Шем Това, который принес утешение и современникам, и потомкам. Раби Пинхас из Кореца, один из учеников Баал Шем Това, говорил, что неспроста Баал Шем Тов носил имя Исраэль.

После погромов Хмельницкого еврейский народ как будто находился в глубоком обмороке, а один из способов пробудить человека, это окликнуть его по имени. Евреи называются сынами Яакова и сынами Исраэля, причем имя Исраэль подчеркивает, что природа евреев выше природы ангелов. Поэтому Б-г и послал раби Исраэля народу Израиля, чтобы утешить его, поддержать в трудное время и напомнить, что Б-г ценит и любит каждого из нас.

Учение Баал Шем Това раскрыло глубину и силу любви Всевышнего к своему народу, вселило надежду и веру в лучшее в измученные сердца, и неудивительно, что оно начало быстро распространяться и развиваться. Постепенно появилось множество хасидских общин, с чуть разнящейся философией. Эти общины существуют и процветают до сих пор: Вижниц, Слоним, Гур, Белз, Чернобыль, Ротмистровка, Карлин-Столин, и, конечно же, Хабад Любавич и Бреслав, а также многие другие.

 

Интересно, что именно в Российской империи, стране, где был огромный процент еврейского населения и где власть упорно не замечала его, притесняла и унижала, появилась своя богатейшая еврейская культурная традиция. Именно здесь зародился хасидизм во всем своем удивительном многообразии. Названия еврейских местечек Украины, Белоруссии и Литвы то и дело встречаются в дошедших до нас хасидских майсах (рассказах). А имена праведников и раввинов известны нам не только в контексте чудесных историй, но и в качестве реальных исторических фигур, которые старались помочь евреям и улучшить жизнь своих соплеменников даже на государственном уровне. Так, например, о лидерах движения Хабад известно, что они вмешивались в политику, пытаясь облегчить долю своих собратьев (см. историю о Ребе Йосефе-Ицхаке).

 

Тяжелая доля

 

До 1772 года еврейское население в самой России практически отсутствовало. Но усилия не допустить евреев в Российскую империю оказались бессмысленными, поскольку польские земли с их многочисленным еврейским населением в конце XVIII века вошли в ее состав. Сразу после раздела Польши Екатерина II, проникнувшись идеей роста городов, в 1780 году своим указом отнесла всех евреев к одному из городских сословий — купеческому или мещанскому. По сравнению с большинством населения, относимого к крестьянскому сословию, городские сословия имели более широкие права и привилегии.

Подобный статус еврейского населения был уникален по сравнению с еврейскими общинами в других государствах. Но это продлилось недолго. Недовольство христианских соседей росло, и постепенно евреи были лишены своих привилегий.

 

Как и все прочие российские подданные податных сословий, евреи не пользовались полной свободой в выборе места жительства: специальным указом Екатерины II определялась территория, где им было дозволено жительствовать и заниматься промыслом. Впоследствии эта территория получила наименование черты еврейской оседлости. Даже временный выезд из черты оседлости для евреев был осложнён. В соответствии с указом о черте оседлости проживание евреев разрешалось лишь в специально оговоренных городах и местечках.

 

Помимо черты оседлости страшной трагедией для еврейского народа стал указ о кантонистах или «николаевских солдатах», принятый в 1827 году. Этот закон обязывал евреев к отбыванию рекрутской повинности, от которой они были освобождены ранее. Евреи, в отличие от христиан, брались в рекруты с двенадцати лет. Еврейские дети-рекруты до 18 лет направлялись в батальоны кантонистов, откуда большинство из них попадало в специализированные школы кантонистов, и лишь немногих определяли в села на постой, либо в ученики к ремесленникам.

Изначально кантонистами называли солдатских детей, которые с момента рождения относились к военному ведомству. Но с момента принятия указа 1827 года кантонистами стали называть и еврейских детей-рекрутов. Годы пребывания в кантонистах не засчитывались в срок военной службы, длившейся 25 лет. От еврейских общин, кроме того, требовали расплачиваться «штрафным» числом рекрутов за податные недоимки, за членовредительство и побег призывника (по два за каждого), причем разрешено было пополнять требуемое число призывников малолетними.

О жестоком обращении с детьми в школах кантонистов, о намерениях крестить еврейских детей известно многое. Сохранились описания издевательств над детьми и рассказы самих евреев-рекрутов, бывших кантонистов.

 

Царь Николашка, как называли его в народе, прославился еще многими указами, направленными на ограничение прав и свобод еврейской общины. Он ограничил евреев в праве избирать занятие и место жительства, упразднил кагалы (орган общинного самоуправления) и передал их функции городским управам и ратушам. Было запрещено брать евреев на государственную службу, «доколе они остаются в еврейском законе», то есть соблюдают заповеди. При нем евреи могли въезжать во внутренние российские губернии сроком не больше чем на шесть недель и только (!) в русской одежде.

Постепенно царь вообще запретил евреям носить традиционную одежду, а талит и кипу разрешалось надевать, только находясь в синагоге. Следует отметить, что власти, пытаясь следовать этому указу, применяли к евреям очень жестокие меры, но так и не добились успеха.

При Николае I была проведена реформа еврейского образования. Были открыты государственные начальные школы и училища, которые должны были готовить раввинов и учителей. Для того чтобы поступить туда, нужно было знать русский язык, и, по замыслу царя, постепенно лишь выпускники этих училищ могли бы преподавать еврейским детям. Эта реформа вызвала волну протеста у еврейских религиозных авторитетов.

 

При императоре Александре II несколько указов, направленных против евреев, были отменены: так, например, прекратился набор еврейских детей в кантонисты, а евреям с высшим образованием, а также ремесленникам и медицинскому персоналу было разрешено селиться вне черты оседлости. При этом Александр II запретил евреям приобретать земельные участки (что было разрешено его предшественником, и благодаря чему появились первые еврейские земледельческие колонии).

Благодаря реформам, проведенным Александром II, в России начался быстрый экономический подъем, большую роль в котором сыграли еврейские банкирские дома Гинцбургов и Поляковых, тесно сотрудничавшие с государством.

 

Внешние изменения не прошли незаметно для еврейской общины. Культурная изоляция постепенно ослабевала, и двери университетов немного приоткрылись для евреев, но ценой поступления была смена религии… В XIX веке еврейское общество состояло из двух враждующих лагерей: тех, кто отвергал светское просвещение и бескомпромиссно придерживался веры предков, и тех, кто оставил свою веру и уподобился другим народам.

 

XX век: боль и надежа

После Февральской революции активизировалась деятельность еврейских политических организаций, среди них были и сионисты, и сторонники автономии российских евреев, и даже такие ультра-ортодоксальные религиозные партии как «Нецах Исраэль» в Петрограде и «Агудат Исраэль» в Киеве. В 1917 году также наблюдался расцвет еврейских культурно-просветительских, здравоохранительных и спортивных организаций, еврейской печати.

Сионистское общество «Тарбут» создало около 250 учебных заведений (детских садов, начальных и средних школ, педагогических училищ), где преподавание велось на иврите. Учрежденная идишистами «Культур-лиге» открывала учебные заведения, где преподавание велось на идише. В Москве начал работать театр «Хабима» – первый в мире профессиональный театр на иврите. Продолжало свою работу и Общество для распространения просвещения между евреями в России.

В мае 1917 года в Москве под председательством Х.Н. Бялика прошел съезд «Агудат ховевей сфат эвер» (Общества любителей еврейского языка). Только на русском языке в 1917 году выходило свыше 50 еврейских периодических изданий, а на идише одни лишь сионисты выпускали 39 газет, листков и бюллетеней.

Все еврейские партии, за исключением «Поалей Цион», осудили большевистский переворот в октябре 1917 года. Многие евреи, проходившие в это время военное обучение в юнкерских училищах и школах прапорщиков, приняли участие в борьбе с большевиками. Петроградские газеты писали, что во время антибольшевистского восстания юнкеров 29-30 октября 1917 года погибло около 50 юнкеров-евреев.

 

Нет смысла рассказывать здесь об ужасах тоталитарной системы, о репрессиях, постигших евреев (и не только) под властью большевиков, о преследованиях за Тору и о знаменитом «пятом пункте». Коммунистический режим пытался перекроить еврейское самосознание сначала с помощью печально известной евсекции, а затем и собственными силами – в лагерях и застенках. Но, к счастью, из этого ничего не вышло – еврейские общины в Росси возродились вновь из огня войн, Катастрофы, преследований режима. Как и предсказывал Любавичский Ребе, железный занавес пал, а Империя зла, которой являлся Советский Союз – растаяла без следа. Сегодня почти в каждом крупном городе России есть синагога, еврейский детский сад и школа, уроки Торы и многое другое.

Решающий момент

№: 60