Categories: Их след в нашей истории
      Date: 24.02.2010
     Title: Праматерь Ривка

Вот что о Ривке и ее жизни рассказывает Тора в книге “Берейшит”.

Ривка родилась в Харане, как говорит мидраш, в тот самый Йом Кипур, в который происходило жертвоприношение Ицхака. Она была дальней родственницей Авраама, но семья ее не была избрана Всевышним. Мидраш называет Ривку “лилией среди колючек”, так как, несмотря на то, что ее отец, братья и все жители города, где она воспитывалась, были обманщиками, сама Ривка была большой праведницей. Ей были присущи милосердие и скромность.



Впервые Тора упоминает Ривку, когда Авраам посылает своего раба Элиэзера найти для Ицхака невесту среди своих родственников в Харане. Элиэзер приезжает в Харан и просит Всевышнего послать ему знак: невестой, подходящей Ицхаку, будет та девушка, у которой он попросит напиться, и она ему не откажет и при этом еще напоит и его верблюдов . После длительного ожидания у колодца появляется Ривка. Тора говорит, что “она была прекрасна видом и лицом” (Берейшит, 29:17). Элиэзер просит ее: “Наклони ко мне твой кувшин, и я попью”. Комментаторы объясняют, что Ривке, благодаря ее праведности, не было нужды наклоняться и утруждаться для того, чтобы набрать воды из колодца – вода сама к ней поднималась. Ривка, по доброте душевной, с готовностью предложила ему: “Пей, господин мой, и верблюдов твоих я напою”. Так Элиэзер убедился в том, что это и есть невеста, предназначенная Ицхаку. После этого Элиэзер отправился к ее родителям и попросил руки Ривки для сына своего хозяина. Они согласились, но сказали: “Позовем девушку и спросим у нее”. Ривка немедленно согласилась выйти замуж за Ицхака и, несмотря на уговоры родителей пожить еще немного с ними, отправилась с Элиэзером в путь, к дому Авраама и Ицхака.

У Ривки мы, в первую очередь, учимся скромности. Когда приблизились они к Негеву и увидели издалека Ицхака, Ривка из скромности сошла с верблюда и закрыла лицо. Существует мнение, что обычай закрывать лицо невесты перед хупой на еврейской свадьбе, произошел от этого поступка праматери нашей Ривки.

Ицхак женился на Ривке, и она заняла место хозяйки в шатре, в котором раньше хозяйкой была Сара. Мидраш говорит, что те три чуда, которые сопутствовали Саре, пока она была жива, и прекратились с ее смертью вернулись: субботние свечи горели с пятницы до пятницы; облако лежало на шатре и охраняло его; благословение пребывало на тесте, замешанном в шатре.

“И полюбил ее, и утешился Ицхак после смерти матери своей, Сары”. Ицхак после смерти матери нашел утешение в жене своей Ривке, а возвращение чудес послужило для него доказательством того, что Ривка предназначена ему.

Так же как Сара и Рахель, Ривка долго была бесплодна. Двадцать лет подряд она молилась Всевышнему, чтобы Он даровал ей детей. Однажды Ривка упросила Ицхака помолиться за нее. Они вместе отправились на место жертвоприношения Ицхака – на гору Мория и там молились. Молитва Ицхака была принята, и Ривка забеременела близнецами. Мидраш рассказывает, что каждый раз, когда Ривка проходила мимо языческих идолов, Эсав толкался и хотел выйти, а когда она проходила мимо синагог или домов, где учили Тору, толкался и хотел выйти Яаков. Ривка не понимала, что происходит, и обратилась с вопросом к Шему и Эверу (мудрецам того поколения), которые объяснили ей, что она носит близнецов, от которых произойдут два народа – один пойдет путем Торы и будет служить Всевышнему, другой же обратится ко злу и будет злодеем. Так и было – у нее родились близнецы, первый был весь покрыт рыжими, с красным отливом, волосами – его назвали Эсав, что означает “готовый”, зрелый”.Сразу за ним появился второй, державшийся за пятку брата, поэтому его назвали Яаков, от слова “акев”, пятка.

Пока дети были маленькими, они оба учили Тору, когда же выросли и достигли 13 лет, Эсав начал поклоняться идолам и стал охотником. Однако, чтобы завоевать сердце отца, он прислушивался к речам мудрецов, учивших Тору, а затем возвращался к Ицхаку и пересказывал ему то, что услышал. Это производило на Ицхака большое впечатление, и его любовь к Эсаву увеличивалась. Но Ривка, с ее материнским чутьем, знала, что представляет собой Эсав на самом деле. Она видела, что Эсав весь день напролет проводит в полях, а Яаков сидит часами в доме учения и учит Тору. Поэтому ее любовь к Яакову была сильнее.

Когда Ицхак состарился, глаза его ослабли настолько, что он перестал видеть. Перед смертью он решил благословить своего старшего сына, Эсава. Ицхак позвал его и попросил: “Выйди в поле и поймай мне какое-нибудь животное, и приготовь мне кушанье, которое я люблю… для того, чтобы благословила тебя душа моя, прежде чем я умру”.

Ривка слышала слова Ицхака. Она знала, что Яаков станет отцом еврейского народа, и хотела, чтобы именно он получил это благословение, поэтому она немедленно начала действовать. Велев Яакову пойти и взять двух козлят из ее стада, она приготовила любимое Ицхаком блюдо и отдала его Яакову, чтобы тот мог пойти к отцу вместо Эсава и получить благословение.

Сначала Яаков сомневался: несмотря на то, что Ицхак ничего не видел, на ощупь он мог легко обнаружить, что перед ним не Эсав, и тогда вместо благословений Яаков мог получить проклятье. Но Ривка настаивала на своем и сказала Яакову: “На меня падет твое проклятье, сын мой”.(Брейшит, 27:13) Она взяла на себя всю ответственность, чтобы полностью успокоить Яакова, и одела его в одежды Эсава, а на руки и шею ему надела козлиные шкуры, чтобы слепой Ицхак, ощупывая Яакова, подумал, что перед ним волосатый Эсав.

Ривка добилась своей цели, Ицхак благословил Яакова: “Пусть даст тебе Всевышний от росы небесной и тука земного… будут служить тебе народы и поклонятся тебе нации…”

Когда Яаков вышел из шатра отца, Эсав вернулся из полей. Как только Эсав вошел к Ицхаку и принес ему кушанья, обман был немедленно раскрыт. Эсав вскипел от гнева и решил убить Яакова, чтобы наследовать отцу после его смерти. Но тут снова вмешалась мать, Ривка. Она предупредила Яакова о намерениях Эсава и велела ему бежать в дом ее родителей, в Харан, пока гнев Эсава не успокоится. Ицхаку же она сказала, что хочет отослать Яакова в дом ее родителей, чтобы нашел он там себе подходящую пару и не женился бы на девушке из народов, среди которых они живут.

Ривка скончалась, согласно мидрашу, в возрасте 133 лет. Она была похоронена в пещере Махпела, где похоронены также Адам и Хава и все праотцы и праматери, кроме Рахели.