Categories: Воспитание с любовью
      Date: 27.07.2015
     Title: Как хорошо и приятно братьям сидеть всем вместе!

Все счастливые родители двух и более детей знают, какие непростые отношения складываются между братьями и сестрами. От любви до ненависти – один шаг! Это выражение точно описывает происходящее.



Текст: Эстер Аспиз (Ткач)

Я помню, как в детстве мы плакали, расставаясь с братом на один день, и как не могли нарадоваться, когда снова встречались, но это не мешало нам жестоко драться и ссориться. Когда моя дочь приходит из садика и делит вафлю на три (а то и пять) частей, мое сердце ликует – какая добрая девочка, обо всех подумала, всем оставила, сложно поверить, что когда они начнут играть, она первая же начнет дразнить, обижать и угрожать. Дети испытывают по отношению к своим братьям одновременно и любовь, и ревность, и дружбу, и ненависть, и, таким образом, учатся и познают глубинные основы человеческого общежития. Родительская задача заключается в том, чтобы научить их справляться с ревностью и злостью и показать прелесть родственных и дружественных связей.

Мало таких, кто не сталкивается с ябедничеством, мелкими и крупными пакостями, угрозами и драками. Каждая подобная выходка приводит в отчаяние родителей и заставляет сомневаться в искренности их дружбы. И это неудивительно – все мы понимаем, что ребенок, находясь под властью сильных эмоций, не сдерживаемый какими-либо логическими соображениями, может натворить бед. Агрессивность и жестокость собственных детей удручает, мечтали-то мы совсем о другом. Что уж тут говорить про детей, когда мы вот-вот будем в который раз вспоминать разрушение Храма и сопутствующие ему трагические события, которые произошли из-за ненависти взрослых людей, доведших страну до братоубийственной войны. И, если в истории с Храмом говорят, что все произошло из-за беспричинной ненависти, то в отношениях между детьми можно найти причину. Каждый ребенок, как и взрослый, мечтает чувствовать свою уникальность и особенность. И наличие других детей мешает этому. Ревность и страх того, что кто-то другой займет твое место в буквальном и переносном смысле.

«Сур мера вэасэ тов» – «отдались от зла и делай добро». Фразой из «Теилим» можно описать подход к восстановлению равновесия в отношениях между детьми. Негативные чувства к своим же братьям и сестрам – это неизбежность в детском возрасте. У кого-то меньше, у кого-то больше, но с этим приходится сталкиваться. И если мы хотим помочь им установить близкие и теплые отношения, нам придется вначале признать наличие этих чувств и помочь найти приемлемый способ их выражения. Пока мы не дадим им выход, позитивные эмоции не смогут проявиться в полную силу. Метафорой этого подхода может служить притча про строительство королевского дворца, в который не вносят красивую утварь, пока не уберут весь строительный мусор.

Выпустить пар

Раздражение, которое часто возникает между детьми, надо постараться как-то выразить: словами, рисунком, движением. Если вы видите, что ваши дети взбешены, расстроены, враждебно настроены, не стоит им напоминать о том, что они должны любить другого, и настаивать на этом. Не заносите диваны, там еще пыльно! Лучше поговорить о том, что его вывело из равновесия. Не обязательно словом, можно нарисовать или показать. Попытайтесь понять, о чем говорит ваш ребенок, и не забывайте – вам ведь тоже иногда хочется хлопнуть дверью или перебить посуду, так что вы вполне сможете понять его чувства!
Главное, что нужно передать ребенку: то, что ты чувствуешь, это нормально, и даже с такими чувствами я готов тебя принимать. Главное, чему нужно научить: выражать свои эмоции, не унижая и не причиняя вреда другому. 
Не быть судьей

Поскольку источником вражды является ревность, надо остерегаться отдавать предпочтение кому-либо из детей. И даже в мелких спорах не брать на себя роль судьи. Во-первых, вы всё равно не докопаетесь до правды, во-вторых, всегда останется обиженная вторая сторона, которая, как только вы уйдете, выплеснет все недовольство на своего оппонента, а на вас затаит обиду. Выслушайте по очереди каждого без комментариев, дайте знать, что вы их поняли, если требуется, сошлитесь на правило. Должно получиться примерно так: "Я вижу, как тебе хочется взять эту игрушку, но она чужая, чужие игрушки брать без спросу нельзя. Когда хозяин захочет, он с тобой поделится".
Главное, что нужно донести до ребенка: наши взаимоотношения регулируются правилами, созданными для нашей же безопасности, в данном случае для того, чтобы дети не дрались каждый раз, а нашли объективный критерий для решения конфликтов.
Равенство vs уникальность

Родитель нескольких детей может почувствовать себя канатоходцем, ведь он должен удерживать равновесие, отдавать поровну, а это непросто. Как сделать так, чтобы ни один не почувствовал себя обделенным, менее любимым? Попытки установить равенство обычно приводят к истощению сил у родителя, но не доставляют удовлетворения детям. Если ребенок пытается выяснить у вас, кто сегодня съел больше конфет, чем он, подчеркните, что неважно, что было у другого ребенка, важно то, что хочет он сам... Проводите время наедине с каждым из детей, хотя бы по чуть-чуть, но так, чтобы он чувствовал – сейчас только он занимает ваше внимание! Любое сравнение между братьями и сестрами тоже увеличивает напряжение. И в принципе, неважно, в чью пользу вы сравниваете, и присутствует ли при этом второй ребенок. Если же все-таки хочется использовать ситуацию, чтобы показать, какого поведения вы от него ждете, то вместо того чтобы говорить: "Почему ты не убираешь игрушки, как твоя сестра?", скажите сестре, которая действительно убирает: "Спасибо, что убираешь игрушки!" Второй ребенок сам все поймет и примет соответствующее решение.

Главное, что нужно дать почувствовать ребенку: ты единственный и уникальный, мое отношение к тебе не зависит от моих отношений с другими, и ты занимаешь особое место в моем сердце!
И все-таки мы вместе

Иногда может показаться, что они ссорятся каждые пять минут. Но всё же есть островки времени, которое они проводят вместе спокойно. И это время тоже можно использовать для того, чтобы помочь им наладить теплые отношения. Подчеркивайте, как приятно, интересно и весело играть вместе. Отмечайте маленькие шажки, которые они делают в направлении друг к другу, будь то помощь, подарок или ласка. Напоминайте ребенку, что у него есть качества, которые привлекают и восхищают брата или сестру. Можно обсудить с ними, какие качества они ценят в другом. Представьте, как приятно услышать, что другим нравится, как ты рисуешь или поешь, или придумываешь новые интересные игры.
Организуйте пространство и время, когда семья может собраться и просто пообщаться, когда каждый может рассказать о том, что занимает его последнее время, о своих планах, об интересных происшествиях. В такие минуты есть возможность почувствовать тепло родственной поддержки, ощутить ценность семейных отношений и понять, что несмотря ни на что «хорошо и приятно братьям сидеть всем вместе!»

№: 59