Categories: О месяце
      Date: 30.03.2015
     Title: Так родился еврейский народ
Рабство и унижение были уделом потомков Яакова на протяжении четырехсот лет жизни в Египте. Но Всевышний вывел их из Египта и превратил в народ. История исхода из Египта в зеркале науки.

В Торе рассказывается о жизни евреев в Египте: о рабском изнурительном труде, о том, как фараон приказал топить в Ниле еврейских младенцев мужского пола и замуровывать их в стены. Жизнь евреев в Египте была невероятно тяжела, но и освобождение от рабства сопровождалось невероятными чудесами, нарушавшими законы природы по велению Всевышнего

В книге "Шмот" говорится: "И расскажи сыну своему". Тора приказывает нам в ночь пасхального седера рассказывать об исходе из Египта. Почему именно об исходе из Египта? Ведь еврейская история изобилует самыми разными событиями!

Ответ содержится в книгах "Сефер ахинух", "Сефер аикарим" и "Кузари". Как правило, Всевышний скрывается за законами природы и естественным ходом событий. На святом языке числовые значения слов "Б-г" и "природа" равны. Ведь если бы Всевышний влиял на мир явным образом, это уничтожило бы свободу морального выбора в мире. Евреи исполняли бы заповеди Торы не в результате свободного выбора, а потому что совершенно очевидно, что иначе нельзя. Таким образом, у исполнения заповедей не было бы никакой ценности.

С другой стороны, если бы на протяжении всей еврейской истории Всевышний никогда не проявлял бы Себя явно и открыто (с помощью чудес), это породило бы сомнение в Его существовании, не дай Б-г! Поэтому только один раз Всевышний вмешался в законы природы: воды Нила Он превратил в кровь, заставил лягушек лезть в горячую печь, и так далее. Понятно, что Тот, кто может отменить законы природы, и есть Тот, кто их сотворил.

600 000 свидетелей

Для того чтобы эти события продолжали оставаться свидетельством во всех поколениях, когда живых свидетелей уже не останется, Тора приказала всем шестистам тысячам евреев, вышедшим из Египта, ежегодно рассказывать об этом своим детям, а тем – своим детям, и так далее, до конца всех поколений. Таким образом, чудеса, сопровождавшие исход из Египта, не потеряли ценность как свидетельство и до нашего времени.

Нет сомнений, что 600 000 отцов не могли, сговорившись, говорить очевидную (и одинаковую) ложь своим сыновьям. Трудно представить себе, что кто-то на определенном этапе истории придумал историю исхода из Египта и внушил целому народу, что каждый его представитель слышал ее в детстве от отца.

Теперь нам понятно, почему Тора приказывает нам ежегодно рассказывать своим детям именно историю исхода из Египта.

Однако в последнее время, кроме традиции, передающей историю исхода из поколения в поколение, появились дополнительные подтверждения истинности этой истории – археологические находки.

"Нет историка, на которого не произвела бы глубокого впечатления лавина открытий, подтверждающих историческую истинность еврейской традиции", – так пишет профессор Фоксвелл Уильям Олбрайт, один из крупнейших израильских археологов.

Доктор Йоханан Аарони, другой крупный израильский историк, вторит ему: "Последние открытия кардинально изменили подход исследователей к Торе; сейчас они видят в ней важнейший источник исторических фактов древней еврейской истории. Нет ни одного серьезного источника, который мог бы опровергнуть приводимые в еврейской традиции факты, которые она передает из поколения в поколение".

Американский археолог Нельсон Глик: "Можно сказать однозначно, что ни одно археологическое открытие не противоречит фактам, приведенным в Торе. Десятки археологических открытий подтверждают как в целом, так и в деталях изложенное в Пятикнижии и Танахе. Частенько Тора, оцененная по достоинству в качестве исторического источника, помогала делать громкие археологические открытия. Эти открытия являются камешками в огромной мозаике исторической памяти Торы, точной в невероятной степени!"

Рабами были мы в Египте

В фараонской гробнице в Александрии была обнаружена настенная роспись, изображавшая светлокожих рабов за работой. Вернер Келлер в своей книге "Библия как история" пишет: "Сравнение с темнокожими надсмотрщиками не оставляет сомнений: рабы – это семиты, а никак не египтяне… Сбоку – надпись иероглифами: "Трудитесь усердно – плеть в моей руке".

Профессор Авраам-Шалом Йеуда пишет: "Повествование о египетском рабстве дает нам такое точное и детальное описание происходившего тогда в Египте, что невозможно поверить, чтобы оно было написано в иную эпоху… не только египетский стиль разговора был известен писавшему, но и их верования, обычаи, быт".

Папирус, представленный в Бруклинском музее, содержит список из девяноста пяти имен рабов, и более половины этих имен – семитские, из них семь танахических, в том числе имя упомянутой в Торе акушерки Шифры.

Согласно Торе, евреи жили в Египте в области Гошен. Раскопки возле деревни Эль-Даба открыли следы древнейших построек и захоронений, типичных для семитов. Находки располагаются в одиннадцать слоев, что свидетельствует о нескольких поколениях семитов, живших здесь на протяжении жизни 12-13 династий. Это примерно соответствует сроку проживания евреев в Египте согласно Торе.

Уничтожение младенцев

Страшная картина открылась исследователям при раскопках захоронений в Эль-Даба: 65% захоронений принадлежат младенцам до полутора лет. Это наводит мысли о мидраше, который говорит, что фараон ежедневно убивал триста еврейских младенцев, чтобы по совету придворных лекарей купаться в их крови, в качестве средства от проказы. Кроме того, мужских захоронений было непропорционально больше, чем женских.

Моше – посланник Всевышнего

В одном из папирусов Александрийской библиотеки говорится о египетском принце по имени Моше, который возглавил военный поход против Эфиопии. Об этом же говорится и на обломке египетской стелы из Британского музея.

А вот события, о которых говорит мидраш "Ялкут Шимони": Моше, будучи восемнадцати лет отроду (в этом возрасте он еще считался внуком фараона) вышел из Египта и встретился с царем по имени Кокно. Кокно сделал его своим советником, а после его смерти Моше занял царский трон. В этот период он предпринял военный поход в Эфиопию и захватил ее. Моше процарствовал сорок лет, после чего был свергнут, удалился в Мидьян и стал там пастухом.

Дальнейшее нам известно из Пятикнижия: в Мидьяне Моше открылся Всевышний и отправил его в Египет избавлять евреев от рабства. Об этом тоже есть упоминание в египетских документах: в древнем тексте говорится о человеке, который стоял перед фараоном и творил чудеса. Некий предмет в его руке превратился в удава, человек взял удава в руки, и он снова стал тем, чем был. Это полностью соответствует изложенному в Торе.

Египетские папирусы подтверждают: десять казней имели место

В Лейденском музее хранится папирус, содержащий семнадцать листов текста, большей частью не расшифрованного. В расшифрованной части текста говорится о "десяти несчастьях в Египте". Шесть несчастий описаны подробно, и эти описания удивительно похожи на описание египетских казней в Торе.

Текст начинается упоминанием о рабах, которые хотели освободиться: "Сторожа говорят: дайте нам уйти… пекари говорят… (далее неразборчиво) уборщик отказывается брать свой груз…" В Торе также говорится о том, что прежде чем начались десять казней, Моше потребовал от фараона освободить евреев.

После этого предисловия начинается описание несчастий. "Казнь во всей земле, кровь всюду… Река стала кровью… Люди боятся пробовать [воду на вкус], люди испытывают жажду из-за крови… Что стало с нашей водой!? Она была нашей радостью! Что делать? Все пропало!"

И далее: "Все животные… сердце их плачет… Коровы мычат… Болезнь по всей земле… Это правда – ворота, столбы и стены горят в огне… Египет плачет и просит пощады… Царский дворец остался без доходов… Нет в нем пшеницы и овса, мяса и рыбы… Урожай уничтожен… Скот бродит без пастухов, и некому собрать его… Это правда – все, что было вчера, уничтожено. Поля пусты, как после сбора урожая льна… Нет ни овощей, ни фруктов… голод… Страна без света…

И был крик и плач великий в Египте… Всюду видны хоронящие братьев своих… Это правда – большой и малый кричали… Это конец человечества? Не будет больше ни беременности, ни родов? Все разрушено! Дома перевернулись, не успели мы и глазом моргнуть… Это правда – царские дети выброшены на улицу… Тюрьма разрушена… Это правда – и большой, и малый говорят: я думаю, что я умру…"

Самое интересное – в рассказе о превращении воды в кровь папирус, как и Мидраш, утверждает, что это относилось только к египтянам, но не к рабам: "Это правда – знатные люди в беде, а бедняк радуется". В Мидраш Шмот говорится, что для евреев кровь не превращалась в воду, даже когда еврей и египтянин пили из одного сосуда.

Гражданская война в Египте

Несчастья вызвали в Египте гражданскую войну. Вот цитата из того же папируса: "Как случилось, что человек убивает братьев своих? Солдаты, бывшие нашими, ведут себя как чужие. В еврейском источнике "Псикта дерав Каана" говорится об этом: когда Моше предупредил фараона, что если он не отпустит евреев, следующей казнью будет смерть первенцев, первенцы восстали. Они требовали отпустить евреев. Видимо, они убивали родителей и братьев, потому что в этом восстании погибли сотни тысяч египтян.

Далее в папирусе сказано, что после несчастий рабы были освобождены и стали владельцами египетского имущества: "Это правда, нищие стали богачами, а тот, кто прежде не мог сшить сандалии, владеет большим имуществом. Это было предсказано в Пятикнижии (Бэрэшит, 15:14) – евреи выйдут из Египта с большим имуществом. В книге "Шмот" рассказывается о том, как это пророчество сбылось.

В папирусе говорится о том, как после "несчастий" рабыни вышли в драгоценностях египтянок, "золото и рубины, серебро, и малахит, и медь – на шее рабынь". И об этом тоже говорится в книге "Шмот".

Кроме того, в папирусе есть упоминание о том, что "очень высокий огненный столп идет впереди врагов Египта", точно как это описано в Торе: огненный столп шел впереди евреев по ночам, а днем – облако.

Погоня

Согласно Торе, из Египта вышли шестьсот тысяч взрослых мужчин. С женщинами и детьми их число, вероятно, достигало не менее полутора миллионов. Но фараон вовсе не подразумевал отпустить их навсегда. Он отпустил евреев только на три дня, чтобы они могли совершить в пустыне свое Б-гослужение и вернуться. Во всяком случае, он пожалел о том, что отпустил евреев, и бросился за ними в погоню. Целая армия с колесницами вышла в этот поход. Но Всевышний не давал неприятелю сблизиться с евреями, отделяя их от египтян по ночам огромным огненным столбом, доходившим до небес, и облачным столпом – днем.

Когда евреи достигли Красного моря, произошло известное чудо – рассечение его вод. Евреи прошли по дну моря, как по суше, но когда египтяне попытались повторить это, воды его вновь сомкнулись, и вся армия утонула. Об этом стало известно всем окружающим народам и вселило в их сердца страх перед евреями. Так рассказывается в Торе.

Но и в египетской летописи эти события тоже описаны: "Двойное количество людей вышло, чтобы вернуть народ, ушедший поклониться [своему богу]. Более миллиона человек уже скрылись из глаз… Эта вещь, что соединяет землю с небом, пугает всех… Дорога превратилась в ловушку… Египет вошел туда, где льется вода, и герои пойманы тем, кто льет воду… Азиаты одни дошли до конца… Все племена за пределами страны устрашились… Смотрите теперь, страна осталась без царства… Смотри, все войска отсутствуют… Как заблудившийся скот без пастуха…"

И еще

Кроме лейденского папируса есть и другие источники, упоминающие события исхода евреев из Египта.

На Элефантинской стеле написано, что фараон изгнал сынов Азии, и они ушли по направлению к Ханаану. В "Истории Египта", сочинении египтянина IV века до н. э., говорится о народе пастухов, причинившем Египту большие неприятности: "…И они ушли из Египта согласно договору, вместе с женами, детьми и скотом… и пошли через пустыню в сторону Сирии".

В Александрии имеется барельеф, изображающий египтян на колесницах, тонущих в море, точно как описано в Торе, а также несколько барельефов, изображающих египетских воинов на колесницах, преследующих врага в море.

Исследователь Рон Виат нашел на побережье Красного моря небольшой памятник с надписями на древнем иврите: Египет, смерть, фараон, Моше, Всевышний, Шломо. Он предположил, что памятник поставлен по указанию царя Шломо (Соломона), чтобы отметить то место, в котором было рассечено Красное море. Рон вместе с двумя сыновьями предприняли поиски на дне моря в этом месте и нашли обросшие водорослями обломки колесниц.

С того момента, как Рон опубликовал фотографии своих находок, находки множились: обломки позолоченных колесниц, человеческие и лошадиные скелеты, колеса. Одно из колес было поднято со дна моря и доставлено в египетское Управление древностей. Ученые изучили колесо и пришли к выводу, что его возраст совпадает с "возрастом" исхода из Египта, поскольку колеса с восемью спицами использовались в Египте только в ту эпоху.

В еще одном древнеегипетском сочинении написано: "Когда я, фараон, предотвратил позор богов, уход пришельцев, земля поглотила их… древние воды, которые однажды пришли неожиданно…" Кстати, в еврейских источниках говорится, что фараон был единственным из преследователей, который не утонул – дабы он поведал потомкам о событиях на Красном море.

Еще один факт, косвенно подтверждающий события на Красном море: на определенном этапе в Египте вместо усовершенствованных военных колесниц стали использоваться примитивные – как будто все прежние колесницы были уничтожены, и возникла необходимость быстро построить новые, пусть и менее качественные.

Моше – истина, и Тора его истинна

Разумеется, все эти факты не должны никак влиять на нашу веру в Моше и его Тору. Она, вера, должна быть непоколебимой вне зависимости от наличия или отсутствия доказательств – на то она и вера.

А доказательствами пусть забавляются народы мира – те самые, которые в разные исторические эпохи, вслед за фараоном, пытались уничтожить нас, да не смогли…

А мы в пасхальную ночь раскроем "Агаду" и произнесем: "… Ибо не один только (фараон) хотел погубить нас, но в каждом поколении встают желающие нас погубить, но Святой, благословен Он, спасает нас от руки их".

№: 58