Categories: О месяце
      Date: 20.02.2015
     Title: Четыре недели, четыре главы, четыре урока

По установлению наших мудрецов в дополнение к обычным недельным главам в месяце адаре в синагогах принято читать еще четыре главы. Эти главы называются «Шкалим», «Захор», «Пара» и «Аходэш».



Четыре необычных главы

Главу, которую читают накануне начала адара, называют «Шкалим» (от слова «шекель»). Она напоминает нам о том, что раньше, во времена существования Храма, каждый еврей был обязан раз в год дать половину шекеля на покупку жертвенного животного для установленной ежедневной жертвы и общественных жертвоприношений. Объявляли о начале сбора этих средств в первый день адара, и с тех пор в Шабат накануне новомесячья или в сам Рош ходэш в синагогах всего мира читают главу «Шкалим».

 

Следующая необычная глава называется «Захор». Она рассказывает нам о заповеди Торы помнить, что сделал еврейскому народу Амалек, и стереть его имя. Эту главу читают в Шабат перед праздником Пурим для того, чтобы подчеркнуть величие чуда, совершенного для еврейского народа, – ведь злодей Аман был прямым потомком Амалека.

 

Третья из этих глав называется «Пара». Она посвящена заповеди о красной корове. Мудрецы постановили, что эту главу нужно читать незадолго до наступления месяца нисана, для того чтобы напомнить людям о том, что перед паломничеством в Храм и принесением пасхальной жертвы еврей должен ритуально очиститься.

 

Последней из четырех глав является «Аходэш». Эту главу читают в Шабат перед наступлением месяца нисана, для того чтобы подчеркнуть важность этого месяца, о котором Тора говорит: «Этот месяц будет для вас началом всех месяцев».

 

Каждая из этих глав заключает в себе особенный урок для всего еврейского народа. А четырехнедельный период с начала адара и до начала нисана становится своего рода «курсами по повышению нашей еврейской квалификации».

 

Помочь? Всегда пожалуйста!

 

Смысл главы «Шкалим» связан с заповедью о благотворительности. Особенно это актуально в наше время, когда Храм еще не восстановлен, и мы не можем приносить на Храмовой горе ежедневные заповеданные жертвы. Сейчас вместо половины шекеля мы отдаем половину монеты в валюте той страны, в которой мы находимся, и имеем в виду, что эти деньги пойдут на цдаку, на добрые дела. Это принято делать именно накануне Пурима, для того чтобы напомнить нам о полушекелях, которые евреи приносили в месяц адар.

 

Урок, который можно извлечь из главы «Шкалим» отличается от уроков остальных глав. Данная глава говорит о том, что является актуальным для евреев во всех странах и во все времена – о благотворительности. Три последующие главы («Захор», «Пара» и «Аходэш») связаны с определенными условиями, а потому и уроки, которые можно из них извлечь, можно применить лишь когда эти условия будут выполнены. В то время как заповедь о цдаке, на которую указывает глава «Шкалим», актуальна всегда и везде.

 

Стереть память об Амалеке

 

Главной задачей Амалека было «застать (охладить) тебя в пути…» (Дварим, 25:18), то есть даже когда еврей идет дорогой Торы, Амалек пытается застать его врасплох на этой дороге и охладить его горячую любовь к заповедям Всевышнего и Его Торе. Сначала еврей начинает с прохладцей относиться к заповедям, а затем ему кажется, что все события его жизни «застают» его случайно, врасплох (как Амалек будто бы случайно встретился на пути еврейского народа), то есть еврей перестает замечать, как ашгаха пратит (Б-жественный замысел) управляет всеми событиями его жизни.

 

И именно об этом сказано: «Помни, что сделал тебе Амалек… не забудь». С помощью огня святости, пылающего в сердце каждого еврея, мы должны бороться с холодом, который приносит Амалек, с самой памятью о нем и никогда не забывать о грозящей опасности. Таким образом мы духовно исполняем заповедь о том, чтобы стереть память об Амалеке, и это становится нашей подготовкой к тому, чтобы с приходом нашего праведного Машиаха мы смогли исполнить эту заповедь в действительности.

 

Подготовка к Геуле (Освобождению)

 

Между рассказом о пепле красной коровы и грядущим Освобождением есть тесная связь. И пепел красной коровы, и Геула предназначены для того, чтобы очистить еврейский народ: с помощью пепла красной коровы каждый еврей очищается так, как это установлено законом Торы, а с помощью Геулы весь еврейский народ (включая тех, кто уже чист с точки зрения еврейского закона) очищается духовно, то есть отдаляется от материальных соблазнов и приближается к своему Небесному Отцу.

 

Пророк Йехезкель, описывая будущее Освобождение и чистоту, которую оно принесет народу Израиля, использует те же определения, которыми описывается очищение с помощью пепла красной коровы: «И окроплю вас водою чистою, и очиститесь вы от всей скверны вашей» (36:25).

 

Новый месяц – новая жизнь!

 

Глава «Аходэш» призвана напомнить нам о том, что нужно всегда находить что-то новое в нашем служении Всевышнему. Во времена существования Иерусалимского Храма в первый день нисана (о котором сказано: «Этот месяц будет для вас началом всех месяцев») коэны начинали приносить новые жертвы из числа новых приношений. То есть и новые приношения в Храм, и новые жертвенные животные, купленные на эти деньги, указывают на новое качество служения человека Всевышнему.

Особенность этой главы не в том, что человек прилагает некие усилия и поднимается в своем духовном служении на более высокий уровень, а в том, что само служение обновляется и совершенно отличается от прошлого.

 

Все эти уникальные главы читаются в течение месяца адара, а, как известно: «Когда приходит адар – увеличивают радость». Недостаточно понять уроки глав «Шкалим», «Захор», «Пара» и «Аходэш», нужно стараться претворить их в жизнь в радости и веселии, и тогда мы все, с Б-жьей помощью, удостоимся скорейшего Освобождения вместе с нашим праведным Машиахом.

№: 57