Categories: Их след в нашей истории
      Date:  5.09.2014
     Title: Жена Маноаха и мать богатыря Шимшона

Она прославилась своим происхождением, мудростью и праведностью, но была бесплодна и долгие годы ждала счастья обнять своего собственного ребенка.



Она удостоилась встречи с ангелом, приняла на себя обет «назирут» – отказ от некоторых удовольствий этого мира и, наконец, узнала счастье материнства. Ее сын Шимшон остался в памяти своего народа великим воином и судьей.

Ципи Кольтинюк

 

Эта удивительная женщина была замужем за Маноахом и спустя годы стала матерью знаменитого Шимшона – двенадцатого и последнего из судей народа Израиля. История Шимшона описывается в Книге судей. Он удостоился чести править еврейским народом в течение двадцати лет, но даже после окончания его правления одно лишь упоминание имени Шимшона наводило страх на врагов еврейского народа.

Муж ее был из колена Дана, а сама праведная женщина – из колена Йеуды. Она была так скромна, что ее имя даже не упоминается в Танахе, и для последующих поколений она вошла в историю как «жена Маноаха». Но в Вавилонском Талмуде можно найти ее имя – там сказано, что ее звали Цлелпони: «В Цоре жила семейная пара, у которой долгое время не было детей».

 

Известно, что некоторые из упомянутых в Танахе праведных женщин страдали от бесплодия, но, в конце концов, удостоились родить благочестивых сыновей. Традиция объясняет это тем, что Всевышнему приятны молитвы праведных, и поэтому эти женщины неустанно просили и умоляли Б-га послать им детей, и в итоге их молитвы исполнялись, а их дети становились главами народа Израиля. Также произошло с женой Маноаха.

 

Ангел-вестник

Однажды жене Маноаха открылся ангел Всевышнего. Это видение открылось только ей, ее муж ничего не знал о происходящем. Ангел сообщил ей, что она бесплодна. Это было печальной новостью для бедной женщины, потому что, также как Сара и Рахель, жена Маноаха думала, что у нее нет детей из-за мужа. Но ангел не только сообщил ей грустные новости, он также пообещал ей, что она все же удостоится обнять своего ребенка чудесным образом.

 

Посланник Всевышнего предостерег ее, сказав не прикасаться к вину во время беременности и не есть ничего ритуально нечистого. А когда ребенок родится, нельзя будет стричь его волосы, так как он будет посвящен Всевышнему уже с рождения и в будущем сможет спасти еврейский народ от филистимлян. Такие странные запреты связаны с тем, что младенец во время беременности получает свое питание от матери, а так как Шимшон должен был стать «назиром» с самого рождения, то еще до рождения ему было запрещено в пищу всё то, что обычно запрещено «назиру», как, например, виноград, вино, ритуально нечистая пища. Слова ангела обрадовали добрую женщину не только потому, что исполнялось ее заветное желание, но и потому, что ангел сообщил ей сразу три хорошие новости: она удостоится стать матерью после стольких лет бесплодного ожидания, ее сын будет с самого рождения посвящен Всевышнему и в будущем даже станет избавителем еврейского народа от безжалостных филистимлян.

О такой великой радости праведница даже и не мечтала.

 

Жена Маноаха полностью поверила словам ангела. Она не просила никаких объяснений, не задавала вопросов, не хотела доказательств, вместо этого она побежала к своему мужу и рассказала о чудесном пророчестве. Она рассказала мужу, как выглядел ангел, как он открылся ей, какую чудесную весть принес. Будучи мудрой женщиной, она не стала рассказывать, что бесплодие в их семье было связано с ней, но поведала, что их сын, о котором сообщил ангел, будет посвящен Г-споду с момента рождения.

 

Маноах невероятно обрадовался этим вестям, но захотел сам услышать эти речи от ангела. Ему хотелось спросить у ангела, чему учить и как воспитывать ребенка. Маноах стал молиться Всевышнему, чтобы Тот удостоил его самого увидеть ангела, и молитва Маноаха была услышана. Ангел появился перед Маноахом, сначала вновь открывшись его жене, а лишь затем ему самому. Ангел повторил перед Маноахом то, что уже сказал его жене.

 

Маноаху захотелось по примеру Авраама угостить ангела козленком из своего стада. Но ангел отказался и объяснил, что он всего лишь посланник Всевышнего и потому не может есть или пить, но вместо этого он просит Маноаха принести жертвоприношение Б-гу. Маноах так и сделал – он принес в благодарственную жертву того самого козленка, которым хотел попотчевать своего «гостя». Во время жертвоприношения, когда Маноах положил козленка на жертвенник, с неба спустился огонь и поглотил жертву, и в этом столбе дыма и пламени Маноах и его жена увидели, как их «гость» вознесся на небо. Тогда Маноаху стало окончательно ясно, что к нему приходил ангел. Благочестивая пара, увидев такое чудо собственными глазами, пала ниц.

 

Однако увиденное напугало Маноаха, он решил, что теперь они с женой умрут, потому что не может человек увидеть такое Б-жественное чудо и остаться в живых. Но добрая жена успокоила своего мужа и сказала, что они наверняка останутся в живых, потому что, если бы Б-г хотел убить их, Он бы не показывал им чудес, их благодарственная жертва не была бы принята и они бы не удостоились получить такую радостную весть, как пророчество о рождении долгожданного сына.

 

Святой от лона матери своей

Комментаторы говорят, что жена Маноаха находилась на более высоком духовном уровне, чем ее муж. Она была мудрее и талантливее его, ее происхождение было более знатным (он был сыном колена Дана, а она была из колена Йеуды). Но несмотря на это она очень уважала своего мужа, это видно из того, что она поделилась с ним пророчеством, которого удостоилась, и вошла в историю как «жена» Маноаха, а не под своим собственным именем, что показывает, насколько она уважала его и старалась держаться в его тени.

 

Ожидая рождения сына, и Маноах, и его жена приняли на себя обет «назирут» – они отказались от вина и винограда, не прикасались к мертвым и не стриглись. Они исполняли все это ради того, чтобы их будущий сын был свят от рождения. Наступил срок, и жена Маноаха родила здорового младенца и назвала его Шимшоном.

 

Что отличало Шимшона от других судей нашего народа? Почему именно его родители удостоились пророчества и таких удивительных указаний о том, как следует относиться к еще не рожденному ребенку? Мудрецы говорят, что в том поколении, когда родился Шимшон, духовный уровень евреев был столь низок, и народ настолько погряз в грехах, что у евреев не было шансов на то, чтобы среди них родился достойный и доблестный человек, который смог бы их возвысить и подвигнуть к раскаянию. Поэтому Всевышний сотворил чудо и сделал так, чтобы родился ребенок – «назир», чей духовный уровень с первых же минут его земной жизни будет выше, чем у всего поколения, и поэтому он сможет помочь евреям подняться над их грехами. Но именно благодаря самоотверженности матери Шимшона во время беременности ребенок стал тем, кем он стал.

После его появления на свет мать заботилась о том, чтобы он продолжал оставаться «назиром», и воспитывала его в святости. Когда мальчик вырос, стало очевидно, что он пользуется особой милостью Всевышнего, и благодаря этому его правление еврейским народом длилось двадцать лет.

 

Богатырь Шимшон

Шимшон повзрослел и стал искусным воином. Он сражался за еврейский народ против филистимлян. Он один стоил целой армии и одерживал победу за победой. Лишь в одном Шимшон споткнулся – он связал свою жизнь с филистимскими женщинами, и это привело его к трагической развязке. Его первая жена была родом из города Тимнат. Шимшон решил жениться на ней во что бы то ни стало и не обращал внимания на увещевания родителей, которые были против этого брака.

По дороге к родителям будущей невесты Шимшон повстречал льва. Недолго думая он схватил животное и разорвал его пополам. Через некоторое время Шимшон шел по этой же дороге обратно и увидел, что над растерзанным им львом вьются пчелы. Богатырь заглянул в тушу животного и увидел, что насекомые свили там улей. Шимшон полакомился пчелиным медом и пошел своей дорогой.

На свадебном пиру он решил подшутить над гостями и задал вопрос тридцати филистимским юношам: «Из евшего вышла снедь, и из сильного вышло сладкое». Если гости разгадают загадку за семь дней свадебного пира, то Шимшон подарит им тридцать праздничных одежд, а если нет, то они подарят ему тридцать нарядов – так предложил богатырь. Гости с радостью согласились, но, сколько ни думали, не могли догадаться, в чем заключается разгадка.

Филистимляне не хотели проигрывать в споре и пригрозили невесте, что сожгут дом ее родителей, если она не подскажет им правильный ответ. Молодая жена выведала правильный ответ у мужа и пересказала своим соплеменникам. Наутро все гости знали, что загадал хитроумный богатырь. Шимшону пришлось заплатить проигрыш. Разгневанный, он покинул невесту и вернулся в родительский дом. Прошло немного времени, и Шимшон решил вернуть себе жену. Но когда он вновь пришел в дом ее родителей, оказалось, что отец уже успел выдать ее замуж за другого мужчину.

Движимый жаждой мести, еврейский богатырь отловил триста лисиц, привязал к их хвостам горящие факелы и выпустил на поля филистимлян. Весь урожай сгорел, и, желая наказать виновных, филистимляне убили жену Шимшона и ее отца. Но Шимшон не успокоился и продолжал громить врагов своего народа.

Он не знал поражений и наводил на врагов сильный страх. И даже когда филистимлянам казалось, что они могут поймать Шимшона, он разрывал путы и, оказываясь на свободе, дрался с еще большей яростью.

Филистимляне решили, что источник нечеловеческой силы богатыря имеет чудесную природу, и им захотелось узнать, в чем же секрет Шимшона и как его можно победить. Чтобы выведать эту тайну, они подослали к Шимшону одну из красавиц своего народа. Эту женщину звали Делила. Она притворялась искренней и верной своему возлюбленному, но на самом деле ждала удобного случая, чтобы выведать роковой секрет еврейского воина. Сначала Шимшон отшучивался и не отвечал прямо на ее коварные вопросы, но, в конце концов, перестал быть осмотрительным и рассказал Делиле, что причина его сверхъестественной силы в обете «назира», согласно которому он никогда, с самого рождения, не стриг волосы.

Этого признания и ждала филистимлянка. Стоило Шимшону крепко уснуть, как она взяла ножницы и остригла ему волосы, а затем позвала своих соплеменников и предала Шимшона в их руки. Расправа была ужасной – Шимшона ослепили и заточили в тюрьму, где над ним издевались и насмехались.

Однажды филистимляне собрались в святилище своего бога Дагона на праздник и решили привести туда своего поверженного врага, чтобы еще больше унизить его. Они привели ослепленного богатыря и выставили на всеобщее обозрение, чтобы все видели его несчастье.

Шимшона привязали к двум центральным колоннам, поддерживающим крышу здания, и стали насмехаться над ним. Шимшон обхватил колонны и стал молиться Всевышнему: «Вспомни обо мне, придай мне сил – хотя бы только для этого мига». Поверженный богатырь молча молил Всевышнего, чтобы Тот помог ему в эту минуту отомстить врагам за унижение. «Погибнет душа моя, но и филистимляне погибнут», – закричал Шимшон и, сокрушив колонны, обрушил крышу капища на головы филистимлян. Погибая, Шимшон погубил больше филистимлян, чем во всех остальных боях, которые он вел при жизни.

 

Шимшон был похоронен в семейной гробнице, рядом со своим отцом Маноахом. Всё время, что он держал обет «назирут», как и было обещано его матери еще до его рождения, чудесная сила не оставляла его. Но стоило ему «оступиться» и увлечься нееврейкой, как тайна его была раскрыта и обернулась против него. В историю еврейского народа он вошел под именем Шимшон-богатырь и стал для многих поколений евреев символом защиты, силы и самопожертвования.

№: 54