Categories: Семья
      Date: 24.02.2010
     Title: Любой ценой

Порой случается, что мы гневаемся друг на друга по незначительным поводам:  невымытая чашка, необдуманное слово, разногласия по поводу цвета обоев…  Но проходит час, в крайнем случае – день, неделя,  месяц, и мы понимаем, что эта несчастная чашка не стоила нарушенного мира в семье.



Есть история о святом раби Михле из Злочова. У него были тфиллин, доставшиеся ему по наследству от отца, святого магида раби Ицхака по провищу Ицикл Дроговичер. Эти тфиллин были раби Михлу дороже всего на свете, и сколько ни просили его богатые хасиды продать их за любые деньги, он не соглашался, хотя в доме у него было шаром покати.

 

Не раз жена досаждала ему, требуя продать драгоценные тфиллин, чтобы купить хлеба, но раби Михл был непоколебим.

 

Но вот однажды, накануне праздника Суккот, случилось так, что во всей округе не было ни одного этрога на продажу. Евреи уже отчаялись было и смирились с тем, что в этом году не смогут исполнить заповедь «четыре вида растений», но вдруг перед самым праздником в Злочове появился торговец, предлагавший один единственный этрог… Но какой! Лучше этого этрога раби Михл еще не видел в своей жизни! И цену за него торговец требовал немаленькую. Ни минуты не колеблясь, раби Михл побежал к самому богатому из злочовских евреев и продал ему драгоценные тфиллин ровно за ту сумму, которую торговец просил за этрог.

 

Когда жена раби Михла увидела этрог, она сразу заподозрила неладное. Поначалу раби Михл уклонялся от ее прямых вопросов, но она не отставала и, в конце концов, добилась от него признания, что тфиллин проданы.

 

Бедная женщина не могла перенести такого удара: тфиллин, те самые драгоценные тфиллин, которые ее муж не продавал даже тогда, когда в доме не было хлеба, теперь проданы ради этрога, который уже через неделю не будет стоить и ломаного гроша! В гневе она схватила драгоценный плод и, откусив его нежное острие, выплюнула его на землю.

Раби Михл посмотрел на испорченный этрог. Теперь он не годен для исполнения заповеди. Ни этрога, ни тфиллин теперь нет у него. Но он не сказал жене ни слова, лишь прошептал, обращаясь к Небесам: «Если Тебе, Всевышний, было угодно, чтобы мой этрог был испорчен, я принимаю твое решение с любовью!»

 

А ночью, во сне, к нему явился покойный отец и сказал: «Сын мой, то, что ты решился продать тфиллин ради этрога, произвело большое впечатление на небесах. Но еще большее впечатление произвело здесь то, что ты сдержался и не разгневался на жену!»

 

Наши мудрецы утверждают, что ради мира в семье стоит идти на любые жертвы. Более того, они готовы были пожертвовать ради этого даже собственным достоинством.

 

В Мидраше есть история про великого таная раби Меира, который в субботу вечером давал урок в своем доме учения.

Одна женщина имела обыкновение приходить слушать его уроки. Однажды раби Меир говорил дольше обыкновенного, и когда женщина вернулась домой, свеча уже погасла, и муж ожидал ее за остывшей трапезой. Когда он узнал о причине опоздания, ужасно рассердился и заявил, что не пустит жену домой, пока она не плюнет раби Меиру в лицо.

 

Женщина не могла даже помыслить плюнуть в лицо великому мудрецу. Прошла неделя и еще одна неделя, а она все не возвращалась домой. Наконец соседки, видя такое дело, решили вмешаться и стали уговаривать ее пойти и плюнуть в лицо раби Меиру.

 

Раби Меир, между тем, святым наитием узнал о происходящем и, притворившись страдающим от сглаза, вышел навстречу, крича: «Где живет женщина, которая может заговаривать от сглаза?» (А в те времена принято было заговаривать от сглаза плевком). Соседки подтолкнули бедную женщину к раби Меиру, но та все же не решилась плюнуть в лицо великому мудрецу и прошептала, что от такого сильного сглаза она не может помочь.

 

Тогда раби Меир сказал: «И все же попробуй, дочь моя. Плюнь семь раз вместо одного». Когда женщина сделала, как велел раби Меир, тот сказал: «А теперь пойди к мужу и скажи, что плюнула в лицо раби Меиру семь раз вместо одного».

 

Ученики раби Меира, видевшие все это, возмутились: «Раби! Так не уважать Тору!?» На это раби Меир ответил им: «Этот мой поступок не идет ни в какое   сравнение с поступком Всевышнего, который велел даже стереть Свое святое Имя ради мира между мужем и женой!»*

 

______________________

*По закону Торы, если муж подозревает жену в измене, один из этапов разрешения сомнений – истирание в порошок пергамента с написанным на нем Именем Всевышнего.