Categories: Еврейская география
      Date:  5.09.2014
     Title: Евреи Майнца: урок надежды и веры

Известно, что самые многочисленные еврейские общины это сефардская и ашкеназская. Сфарадом называют Испанию, а Ашкеназ – название Германии.



Постепенно эти термины стали включать в себя евреев-выходцев не только из этих, но и из близлежащих стран. Так, например, ашкеназскими евреями называют не только выходцев из Германии, но и тех, кто поселился в восточной Европе, Белоруссии, Украине, России и других странах. Одной из самых старинных ашкеназских общин Европы является еврейская община Майнца в Германии.

Ида Недобора

Возникновение общины

Майнц («Mogontiacum») в эпоху римлян был регионом выдающегося значения. Начало своей истории город берёт 2000 лет назад (13 год до н.э.) с возникновения римского лагеря на Кестрихе. Вскоре он стал наряду с Кёльном и Триром одним из трех крупнейших военных, административных, торговых и культурных центров севернее Альп.

Предполагают, что евреи поселились в Майнце во времена римского владычества. В еврейской традиции город принято называть Магенца, и это название, судя по всему, трансформировалось из названия Могонциакум, которое крепость носила при римлянах.

Достоверно известно о проживании евреев в Майнце с начала Х в.

Около 917 года в Майнц переселились из Лукки (Италия) несколько членов семьи Калонимос, основавших в Майнце йешиву. Папа Лев VII запретил Фридриху, архиепископу Майнца (937–954 гг.), подвергать евреев насильственному крещению, что естественно создало благоприятные условия для роста еврейской общины. Но период благоденствия продолжался недолго. В 1012 году по распоряжению императора Генриха II евреи, обвиненные в склонении к иудаизму христианского монаха, подверглись первому в истории Германии изгнанию, длившемуся один месяц. Лишь немногие предпочли изгнанию переход в христианство.

 

Основным занятием евреев была торговля, в том числе с Италией и Грецией, они активно участвовали в Кельнских ярмарках. Расцвета община достигла при епископе Бардо (умер в 1051 году), разрешившем евреям владеть недвижимым имуществом. В 1084 году евреи были обвинены в поджоге Майнца, хотя во время пожара пострадал и еврейский квартал; опасаясь преследований, многие евреи переселились в Шпейер.

С начала XII в. Шпейер, Вормс и Майнц – объединенные в еврейских источниках акронимом שׁוּ''ם, Шум – считались ведущими еврейскими общинами Германии. Постановления синагогальных съездов, проходивших в Майнце, признавались всеми общинами Германии. В йешиве Майнца на протяжении веков преподавали и обучались многие из ведущих ашкеназских раввинов: Йеуда бен Меир Акоэн Леонтин (Х в.), Гершом бен Йеуда Меор Агола, Элиэзер бен Ицхак из Вормса (XI в.), Яаков бен Якар (умер в 1064 году), Ицхак бен Йеуда из Майнца (XI в.), Яаков бен Моше (Махарил, 1356–1427), Натан бен Машир бен Йеуда (конец XI в.-начало XII в.), Элиэзер бен Натан (Рабан, 1090-1170), Мешулам бен Калонимос (XII в.), Йеуда бен Калонимос бен Моше (XII в.), Барух бен Шмуэль (XII в.).

 

Светоч Торы

История жизни рабейну Гершома бен Йеуды Меора Агола могла бы лечь в основу захватывающего голливудского фильма. Он родился в Германии, а, повзрослев, покинул страну, для того чтобы учиться у последних гаонов Вавилонии. Затем раби Гершом переехал в Константинополь и прославился там как выдающийся ювелир. Из-за навета, в котором немаловажную роль сыграла младшая из двух его жен (тогда евреям еще было разрешено иметь двух жен), он был вынужден бежать из Константинополя и обосноваться на родине. Рабейну Гершом стал одним из столпов йешивы в Майнце – городе, который в то время был духовным центром еврейства Германии.

Около 1000 года раби Гершом созвал съезд, на котором были приняты следующие решения:

- запрещение двоеженства;

- необходимость согласия жены для развода вопреки талмудическому постановлению, по которому муж может передать бракоразводный акт жене даже против ее воли (эти указания, а также другие, касающиеся семьи и брака, привели к лучшему отношению к женщинам; они стали принимать участие в важных экономических решениях, а также в семейных решениях; из европейских источников XI века видно, что статус женщины в обществе стал одним из лучших в мире);

- запрещение преследования лиц, отступничество которых было вынуждено обстоятельствами;

- запрещение чтения чужой корреспонденции, что при тогдашнем порядке вещей, когда за отсутствием почты письма пересылались по оказии, было особенно важно.

За нарушение этих постановлений членам еврейских общин грозило отлучение (херем).

 

В частной жизни рабейну Гершом вполне следовал тому, чему поучал других. История его женитьбы и несчастья, которые навлекла на него его вторая жена, подробно описаны в романе Маркуса Лемана «История о женах». Судя по всему, именно эти события привели его к мысли о том, что для сохранения мира между супругами необходимо установить запрет на многоженство на 1000 лет. Но даже по истечении этого срока запрет продолжает действовать, так как в ашкеназских общинах уже нет традиции, по которой мужчина мог бы взять себе вторую жену. Сефардские общины попали под влияние ашкеназских и с течением времени тоже отказались от этого обычая, который в глазах современников все больше приобретал оттенок варварства.

Сын раби Гершома был в числе тех, кто по принуждению принял христианство во время изгнания евреев из Майнца. Когда сын некоторое время спустя умер христианином, рабейну Гершом соблюдал по нему установленный траур. По возвращении некоторых крещеных евреев в лоно иудаизма рабейну Гершом запретил общине ставить им в упрек их временное отступничество и искал случая дать им возможность громогласно произнести благословение в синагоге (что подтверждало их "полноценный статус").

 

В йешиве раби Шимона и рабейну Гершома не было, конечно, полной демократии, но их ученики имели право приводить доводы и отстаивать свое мнение, даже когда оно противоречило мнению учителей. Это было совершенно несравнимо с той жесткой иерархией, которая царила в йешиве в Вавилоне, и показывало, насколько отличались сами йешивы Майнца и Вавилона и академические подходы, принятые в их стенах.

Рабейну Гершом внес большой вклад в создание той атмосферы, которая способствует принятию активного участия в учебной деятельности и духовному творчеству учеников. Он поощрял учеников к написанию собственных работ и комментариев в период их занятий в йешиве. Все это служило причиной приезда многих учеников в йешиву рабейну Гершома даже из дальних мест.

Эти традиции йешивы продолжали соблюдаться и после смерти рабейну Гершома. Они чрезвычайно отличались от принятых в Вавилоне, и именно они повлияли на формирование характера ашкеназского еврейства. Не случайно рабейну Гершом удостоился почетного титула «меор агола» – «светоч диаспоры». Своими мудрыми трудами и делами он осветил тяжелую долю своих соплеменников на многие поколения, его постановления соблюдаются по сей день.

 

Сквозь огонь и воду

 

Община Майнца жестоко пострадала во время Первого и Второго крестовых походов. В третий крестовый поход император Фридрих I Барбаросса с большим трудом предотвратил еврейский погром, в страхе перед которым многие евреи бежали из Майнца в соседний город Мюнценберг, передав городским властям Майнца на сохранение свитки Торы. С 1259 года евреев обязали носить отличительный знак.

Средневековый летописец Альберт Ахенский так описывает одно из вторжений крестоносцев в город по дороге на восток:

«... Сломав засовы и двери, они [крестоносцы] убили до семисот захваченных [ими евреев], тщетно сопротивлявшихся против превосходящих сил; равным образом убивали женщин, маленьких детей, не различая возраста и пола...
Иудеи, видя, что христиане как враги поднялись против них и их детей и не щадят ни старых, ни малых, обратились против самих себя и своих единоверцев, сыновей, жён, матерей и сестёр и перебили друг друга взаимным убийством. Матери... перерезывали горло младенцам, других закалывали, предпочитая губить их собственными руками, чем отдать в жертву мечу иноверцев...
Они [крестоносцы] уничтожили [иудеев] жестокой резнёй более из жадности к деньгам, чем по Божьему правосудию...»

 

Крестовые походы привели к упадку еврейской торговли, и важным источником существования для евреев стало ростовщичество. В 1281 году городская чернь, возбужденная известием о начале очередного крестового похода, устроила кровавый погром. Под влиянием этих событий некоторые евреи из Майнца и других городов Германии под руководством Меира бен Баруха из Ротенбурга приняли решение переселиться в Эрец Исраэль.

Почти вся община Майнца погибла во время эпидемии чумы – «Черной смерти» – в XIV веке. После 1356 года, когда пандемия закончилась, евреи стали вновь селиться в Майнце. «Опека» над общиной перешла от епископов к городскому муниципалитету, увеличившему поборы с евреев. Из-за финансовых конфликтов с городскими властями евреев изгоняли из Майнца в 1438 году (до 1445 года) и в последующие десятилетия, а в 1483 году на особенно долгий срок.

В 1583 году еврейская община была восстановлена. Она пострадала во время французской оккупации 1644-1648 гг. и подвергалась жестким ограничениям. В гетто Майнца разрешалось проживать лишь двадцати, а с 1671 года лишь десяти семьям. Под влиянием «Указа о терпимости» (1782 г.) архиепископ Майнца расширил юридические права евреев, разрешив им открывать свои и посещать общие школы. После оккупации Майнца войсками революционной Франции (1792 г.) был аннулирован подушный налог с евреев и отменено гетто. Юридические права евреев были гарантированы при включении Майнца в состав герцогства Гессен-Дармштадт (1816 г.), а затем Пруссии (1866 г.).

 

«И придадим силу…»

Всем известен строгий и трогательный духовный гимн «Унетане токеф» – пиют, входящий в литургию Рош Ашана и Йом Кипур в качестве своеобразного введения к кдуше в молитве «Мусаф». Его название образуют первые слова гимна: «И придадим силу святости этого дня...» Тема пиюта – суд, который Всевышний вершит над всем сотворенным («и все творения, подобно стаду овец, проходят перед Ним») в Рош Ашана и в Йом Кипур. Среди образов этого произведения – ангелы, послушные воле Творца, и шофар как символ суда. Завершается оно перечислением возможных исходов суда. 

Автор этого произведения – известный поэт из Майнца Калонимос бен Мешулам Калонимос, живший в XI веке.

 

В основу данного произведения легла трагедия, произошедшая в Майнце. Видному горожанину Амнону герцог Майнца неоднократно предлагал принять христианство. Амнон попросил дать ему три дня на размышление. Однако вскоре Амнон раскаялся даже в том, что согласился подумать об отступничестве. Через три дня он отказался явиться во дворец герцога и был предан пытке, но остался верен вере предков. После долгих мучений ему отрубили кисти рук и стопы и, истекающего кровью, отправили домой. В Рош Ашана умирающий попросил принести его в синагогу, где произнес импровизированную молитву и скончался. На третий день после смерти Амнона Калонимос бен Мешулам Калонимос увидел его во сне произносящим молитву и написал пиют, являющийся парафразом этой молитвы.

«Унетане токеф» распространился сначала в общинах Германии, а впоследствии стал неотъемлемой частью праздничной службы практически всех европейских общин; по сей день это одно из самых популярных произведений еврейской литургии.

Современный еврейский Майнц

Во второй половине XIX века еврейская община Майнца имела дневную школу, талмуд-тора, благотворительные организации, еврейский музей. В Майнце действовали организация «Бней брит», Общество еврейской истории и культуры.

В «Хрустальную ночь» (с 9 на 10 ноября 1938 года) синагоги и еврейские учреждения Майнца были разграблены и сожжены. В результате эмиграции евреев к маю 1939 года их оставалось в городе 1452 человека; большинство из них было депортировано в Польшу и Терезиенштадт в марте и сентябре 1942 года. 10 февраля 1943 года община Майнца была окончательно ликвидирована. В послевоенные годы новая община Майнца насчитывала в 1948 году – 80 человек, в 1970 году – 122 человека. С распадом Советского Союза и массовой эмиграцией на Запад в Майнц, как и в другие города Германии, приехало множество русскоязычных евреев. Благодаря этому община Майнца в наше время увеличилась почти в шесть раз. Несколько лет назад в городе была построена новая синагога, на месте старой главной синагоги. Ее необычный дизайн объединяет в себе элементы древности и современные тенденции в архитектуре: сквозь пролеты античной колоннады видны высокие ассиметричные и изломанные стены нового здания синагоги – прошлое и современность объединились на этом пятачке земли во имя будущего.

Шли годы, века сменялись веками, гонения – гонениями, но евреи всегда находили в себе мужество снова селиться в Майнце. И поэтому историю еврейской общины Майнца можно назвать аллегорией надежды, которая несмотря на все тяжелые уроки прошлого с непоколебимой верой смотрит в будущее.

Померанцен

Эта засахаренная цедра цитрусовых – традиционная сладость евреев Германии. На праздники люди часто дарили друг другу коробочку с цукатами в темном шоколаде. Цукаты – не только простое, но и экономное блюдо, поскольку лимонные и апельсиновые корки часто выбрасывают, тогда как из них можно приготовить вкусный десерт.

Уровень сложности: простой

Количество: 4-6 порций

Категория: парве, десерты

Ингредиенты:

3 грейпфрута, 5-6 апельсинов или 6-8 лимонов

300 г сахара

300 мл воды

30 мл патоки

мелкий сахар-песок (по желанию)

100 г горького немолочного шоколада (по желанию)

Способ приготовления:

  1. Продавите борозды на корке фруктов и аккуратно снимите ее с плодов. Положите корки в кастрюлю, залейте холодной водой и доведите до кипения. Варите примерно 20 минут, затем откиньте на дуршлаг.
  2. Когда корки слегка остынут, осторожно снимите с них как можно больше белых волокон. Если снимать волокна покажется вам трудным, то не делайте этого, поскольку после варки они перестают горчить. Нарежьте корки на тонкие полоски.
  3. Перемешайте в кастрюле сахар, воду и патоку. Доведите смесь до кипения. Когда жидкость станет прозрачной, добавьте в нее нарезанную цедру. Варите в течение часа, пока цедра не станет прозрачной. На этом этапе вам нужно очень внимательно следить за процессом приготовления, чтобы не сжечь цедру.
  4. Поставьте на противень решетку. Выньте цедру из кастрюли и разложите на решетке. Цедру должна сохнуть 2-3 часа. Затем положите ее в пластмассовую емкость и поставьте в холодильник, пока цедра не понадобится.
  5. Посыпьте большую плоскую тарелку мелким сахарным порошком. Обваляйте в нем цукаты. Они должны сохнуть в течение часа. Вновь посыпьте сахаром и положите в емкость с крышкой или в банку. Цукаты можно хранить в сухом прохладном месте две недели. В холодильнике они могут храниться до двух месяцев.
  6. Для того чтобы глазировать цукаты шоколадом, растопите шоколад на водяной бане или в микроволновой печи. Окуните цукаты до половины в жидкий шоколад и выложите на блюдо, застеленное пекарской бумагой. Поставьте в холодильник на час.

 

Приятного аппетита! Цу гезунт!

№: 54