Categories: Из учения Ребе
      Date: 26.05.2014
     Title: Наука и религия

Основным аргументом современных «просвещенных» людей, оспаривающих Сотворение мира Всевышним – и, соответственно, истинность дарованной Всевышним Торы, – является несоответствие возраста Земли, о котором, основываясь на результатах различных экспериментов и эмпирических данных,  заявляют ученые, и возраста, о котором говорит Тора.



Как разрешить это противоречие? Об этом Любавичский Ребе пишет одному из своих респондентов.

Ребе

В ответ на Ваше письмо, полное вопросов и возражений.

Я надеюсь, что мне будет позволено объяснить Вам то, что вообще это не удачный путь – приходить к какому-либо достижению, начиная с многочисленных вопросов. Если Вы хотите понять какую-то теорию, а тем более концепцию мира, которая охватывает всю жизнь, то необходимо устранить всякое предварительное допущение и тем более отменить решение о том, что «я обязан найти какой-то недостаток, а еще лучше несколько недостатков и возражений». И хотя сказали наши мудрецы, что «стремительный не учится», я был вынужден объяснить, что стиль Вашего письма не просто является вопросом, а, как было сказано выше, возражениями и возможно даже больше этого.

Несмотря на то, что я написал – так как я сужу о Вас в хорошую сторону и полагаю, что, в конце концов, Ваше намерение хорошее, только кто-то не повлиял на Вас, чтобы Вы смогли научиться правильно понимать концепцию мира, а Вы сами не виноваты в том, что у Вас такой подход, как я вижу в этом письме и т.д. – я отвечаю на него, по крайней мере, вкратце. Ведь природа этих вопросов такова, что ответ на них становится понятнее в разговоре лицом к лицу.

И, несомненно, некоторые из наших собратьев-хасидов или учеников йешивы, в которой Вы находитесь, смогли бы ответить все сказанное ниже на эти вопросы. Ведь в разговоре лицом к лицу можно говорить больше и объяснить больше ту идею, на которой спрашивающий особо заостряет свое внимание. К тому же в письме не всегда можно определить, что именно является наиболее непонятным и что откуда взято.

Можно ли доказать, что Тора была дана Всевышним на горе Синай?

Это доказательство уже приводится в некоторых моих письмах и также в давно напечатанных книгах еврейских мыслителей, где приводятся примеры из нашей реальной жизни в большинстве случаев по каждому вопросу.

Я имею в виду, что когда человек совершает какое-то действие, требующее от него траты энергии или денежных расходов и т.д., то он не требует от себя предварительно проверить на все сто процентов, что обязательно произойдет в результате этих трат, а он полагается в этом на других людей.

Простой пример: когда человек покупает билет на какую-нибудь поездку, он не подходит перед этим к машине или поезду для проверки их работоспособности, не изучает эти премудрости, чтобы быть уверенным в том, что он сможет поехать со своим билетом и доедет до пункта назначения.

И это справедливо не только в таких делах, когда результат усилий наступает сразу и в этом можно сразу убедиться практически, но даже и в таких делах, результаты которых наступят через несколько лет. Если он проверит самого себя, то сможет убедиться, что он полагается не на свои знания, а на то, что сообщили ему другие люди, только чтобы их не подозревали во лжи и в том, что они способны обмануть.

И чем больше будет людей, которые подтвердят правильность этого дела, тем больше он будет уверен в том, что на них можно полагаться. И более того, когда речь идет о жизни и смерти, например, о серьезной операции, не дай Б-г, то полагаются на хирурга, если у него есть диплом, подтверждающий, что он закончил учебу у другого хирурга-специалиста десять-двадцать лет назад, и из которого следует, что он хороший врач. Еще лучше, когда есть свидетели того, что он делал им успешную операцию. И полагаясь на эти свидетельства, человеку разрешают проводить самую сложную операцию, даже если он один, и его можно заметить, и даже сам он говорит, что может ошибиться во время операции, хотя всегда он успешно делал подобные операции. И вся основа при этом в том, что человек полагается на свидетельства других людей, и разница только в том, что при серьезных делах он не довольствуется свидетельством одного, двух или трех человек, а проверяет и ищет свидетельства большего числа людей.

И еще больше распространено подобное поведение в тех вещах, которые связаны с тем, что происходило в прошлых поколениях, ведь сейчас невозможно проверить, было ли это так. Тем не менее, ни один нормальный человек не будет сомневаться в рассказах людей, трех или четырех историков – и, даже если они противоречат друг другу в деталях, следуют за большинством, особенно, если их очень много – один против десяти, ста или тысячи, ведь тогда это свидетельство принимается как непреложная истина.

После этого вступления: идея того, что Тора была дана Всевышним на горе Синай, не является новой, открывшейся в наше время, ведь мы слышали об этом от своих отцов, а те от своих и так далее. Это передавалось по традиции из поколения в поколение (и в каждом поколении этот рассказ передавался в точности через сотни тысяч людей из совершенно разных кругов, но, тем не менее, в одинаковой форме, ведь с момента дарования Торы не было ни разу, чтобы эта традиция изменилась, и даже от народов мира) до поколения потомков тех евреев, которые вошли в Землю Израиля с Йеошуа, которые слышали от своих отцов, вышедших из Египта, которые сами стояли на горе Синай и слышали глас: «Я – Б-г Всесильный твой».

Понятно и также очевидно, что, если бы вдруг этот слух появился в одном из поколений, то невозможно представить, чтобы сотни тысяч людей договорились бы между собой распространять этот слух о том, что было дарование Торы, и, несомненно, нашелся бы человек, которой сказал бы об этом другому: «Что это за новости на Земле, о которых мы никогда не слышали?». И когда задумаетесь обо всем вышесказанном, то сможете расширить направление этой мысли, ведь как уже было сказано, она намного сильнее, чем все те вещи, на которые человек полагается по слухам и которые произошли десять или двадцать лет назад.

Нельзя возразить по поводу вышесказанного, что также христиане и мусульмане насчитывают несколько миллионов душ — так как в этом есть глобальная разница, как было сказано, ведь христианская традиция, в конце концов, сужается до одного человека (апостол Павел) или не более десяти или двенадцати апостолов, которые сказали, что слышали от кого-то некий текст, но им самим не открылось это «пророчество» и т.д. Это значит, что когда их традиция восходит к одному человеку из плоти и крови, то может возникнуть ошибочное или намеренное заблуждение. И подобно этому у мусульман, что начало их веры возникло, когда Мухаммед вернулся из пустыни и рассказал, что ему было пророчество и т.д.

Согласно принятой традиции мы находимся в 5719 году от сотворения мира, и как это соотносится с «научным подходом»?

Ответ на это вкратце: все ученые, даже те, кто занимается «точными» науками, основываются на не имеющих под собой никаких оснований предпосылках, и все это – лишь договоренность. И в самой большой степени это касается науки, занимающейся исследованиями развития Земли.

Среди этих предпосылок: если мы согласимся, что законы природы никогда не изменялись и каковы они сейчас, в 5719 году, таковы они и были все время существования мира, безо всякого изменения; если мы согласимся, что давление воздуха, температура, количество радиоактивности и еще несколько сот и тысяч вещей на земле были раньше такими же, как сейчас; и еще множество не имеющих никаких доказательств согласований; и главное – если предположим, что творение мира не могло происходить в упорядоченной и развивающейся форме, а именно как создание нескольких атомов, которые после этого должны присоединяться друг к другу. И эта связь возможна только в такой форме и с такой скоростью, как они есть сейчас и совершенно не изменились.

И даже когда в мире был хаос, тогда требуется определенное количество лет, пока мир не перестанет быть хаосом, и пока не появятся животные и люди и т.д. И если часть этих предпосылок являются недействительными, то тогда становятся недействительными все выводы ученых. И где тогда логичный источник для утверждения, что Всевышний не мог создать человека, как Он сделал это с Адамом, а Он якобы был обязан создать только атомы, которые впоследствии объединятся между собой сами по себе и т.д.?!

Я написал все вышесказанное, для того чтобы успокоить Вас, но, как было сказано выше, все подобные вопросы — это не путь и не способ достижения цели. Ведь если Вы начнете учить Тору и соблюдать заповеди, то тогда достигните успеха в своих делах, вообще, и в постижении мира, в частности.

Будет правильно, если Вы проверите свои тфилин, а также будете учить три известные урока по Танаху, «Теилим» и книге «Тания», о которых мы слышали от моего тестя и учителя, Ребе Раяца, что они равноценны для каждой души и являются благоприятным средством во многих вещах.

Есть доказательство, насколько мнение ученых не является обоснованным – выводы различных ученых (в геологии, астрономии, исследовании радиоактивности и т.д.) о количестве лет противоречат друг другу. И исследователи этих наук устали искать объяснение этому противоречию.

 

Перевод: Шолем Лугов.

Источник: «Игрот Кодеш» том 18, стр. 490-492.

№: 52