Categories: О месяце
      Date: 22.05.2014
     Title: От нисана до сивана
Начиная с праздника Песах и до наступления Шавуот, каждую субботу принято читать по одной главе из трактата «Пиркей авот» («Поучения отцов»).

Этот трактат разбирает этическую сторону взаимоотношений между людьми и наставляет человека применять к своим поступкам высокие нравственные требования, то есть делать для ближнего больше, чем предписано буквой закона. Во времена написания Талмуда человека, поступающего таким образом, уважительно называли хасидом.

Давайте и мы откроем для себя несколько важных истин, заключенных в этой древней и мудрой книге.

 

«Десять чудес были совершены для наших праотцев в Египте… десятью наказаниями покарал Святой [Творец], благословен Он, египтян в Египте…» (5:4).

 

Песах уже прошел, казни, поразившие Египет, прекратились, но что стало с нами? Да, мы покинули Египет, называемый нашими мудрецами «срамным местом земли», мы вышли из среды этого жестокого народа благодаря милости Всевышнего. Но что произошло с нашим народом затем? Мы начинаем считать Омер: на протяжении долгих семи недель евреи готовятся к самому желанному и важному событию – дарованию Торы.

Давайте остановимся на секунду и задумаемся: для чего нам нужен этот счет? Ведь Всевышний мог бы дать еврейскому народу Тору сразу же, как только они вышли из Египта! Почему сыны Израиля должны были ждать так долго и считать дни?

 

Счет Омера: «Выясните, какого пути должен придерживаться человек, чтобы он (путь) был самым прямым?» (2:9).

 

До того как евреи вышли из Египта, они находились на самом низком, сорок девятом, уровне духовной нечистоты. Начиная с исхода из Египта, еврейский народ в течение сорока девяти дней готовился к чудесному и святому событию – дарованию Торы.

 

«Египет» символизирует в иудаизме ограничения, мешающие душе исполнять ту миссию, ради которой она была ниспослана в материальный мир. В течение сорока девятидневного перехода к горе Синай, еврейский народ поднимался от ступени к ступени по духовной лестнице исправления характера, готовя себя, таким образом, к принятию святой Торы.

 

Спустя три тысячи триста лет рассказ об исходе из Египта представляется современному человеку древней историей, но и сейчас мы можем извлечь из нее важный урок.

Когда-то наши предки были рабами жестоких египтян, сегодня мы попадаем в рабство собственных эгоистичных страстей и желаний. Но наступает время счета Омера, и человек вспоминает: не желания должны управлять мной, а я ими! В течение семи недель, изо дня в день, каждый из нас старается улучшить свой характер. Каждая из семи недель посвящена исправлению одного из семи душевных качеств: Доброты, Строгости, Красоты, Вечности, Славы, Основы и Царства. Лишь после того, как человек усовершенствует свой характер, он будет достоин принять Тору в праздник Шавуот.

 

Второй Песах: «Не тебе предстоит завершить работу, но и не волен ты освободиться от нее…» (2:16).

 

14 ияра, когда работа по исправлению наших душевных качеств в самом разгаре, мы отмечаем Песах шени – Второй Песах. Этот день символизирует надежду и веру в то, что не существует неисправимых ошибок и безвыходных ситуаций. В этот день приносили пасхальную жертву в Храм все те, кто не смог принести ее вовремя, то есть 15 нисана, потому что были нечисты из-за прикосновения к покойнику или находились далеко от Иерусалима.

 

Известный еврейский мудрец Нахум «Иш Гам Зу» получил свое прозвище от того, что любил повторять: «И это к лучшему». Всем сердцем он верил, что все, что происходит в жизни, приходит от Всевышнего, а так как Всевышний добр, то и все, что Он посылает человеку, обязательно, в итоге, приведет к добру, и никогда не стоит отчаиваться.

 

Однажды евреи попросили раби Нахума преподнести подарок цезарю. Взяв ларец с драгоценностями, которые собрали евреи, он отправился в путь. По дороге в Рим мудрец заночевал на постоялом дворе. Хозяева гостиницы оказались нечестными людьми. Под покровом ночи они опустошили ларец, а для того чтобы раввин не заметил пропажи, насыпали туда обычный песок. На следующее утро, заплатив за постой, раби Нахум отправился в путь. Придя во дворец цезаря, раби Нахум объявил, что он посланец евреев и принес от их имени подарок для императора. Излишне описывать гнев императора, когда, открыв ларец, он увидел, что тот полон песка, а не золота и драгоценных камней… Цезарь распорядился немедленно казнить наглого посланника. Но даже в такой ситуации раби Нахум «Иш Гам Зу» сказал своё знаменитое: «И это к лучшему!». Его уверенность в доброте Всевышнего была так велика, что благодаря этому он удостоился чуда. Б-г разрешил пророку Элияу спуститься в материальный мир в обличии одного из министров цезаря. В тот момент, когда стража уже готова была увести раби Нахума и казнить его, пророк Элияу, одетый как римский патриций, сказал императору: «А вдруг, это особенный песок, Ваше Величество? Я слышал, что праотец еврейского народа, Авраам, победил своих врагов с помощью песка, который на лету превращался в стрелы и копья!»

Цезарь прислушался к словам «министра» и приказал повременить с казнью. Он отправил своих солдат в соседнюю страну, которую давно и безуспешно пытался покорить, с приказом проверить на деле, что это за песок, который лежит в ларце. Каково же было изумление солдат, когда они увидели, как пригоршни песка из ларца на лету превращаются в копья и стрелы. Тем же вечером они отправили гонца к императору с радостной вестью: враг сдался, и соседи признали над собой власть императора.

Благодаря этому чуду цезарь не только не казнил раби Нахума, но и одарил его большими подарками и с почестями отпустил домой.

Возвращаясь назад, раби Нахум вновь остановился на ночлег в том же гостином дворе. Хозяева гостиницы не могли поверить своим глазам: они ожидали, что, обнаружив песок, цезарь рассердится и казнит посланца. Раби Нахум рассказал о том, что с ним приключилось, и у жадных хозяев созрел план. На следующее утро они нагрузили свою телегу таким же песком, каким они не так давно наполнили ларец, и отправились в императорский дворец. История закончилась для них очень печально: обнаружив, что песок, который привезли корчмарь и его жена, на самом деле является совершенно обычным песком, цезарь разгневался на них и приказал казнить. А раби Нахум «Иш Гам Зу» благополучно вернулся домой.

 

Наши мудрецы объясняют, что такое чудо случилось с раби Нахумом не только потому, что он всем сердцем верил, что все происходящее – это часть Б-жественного плана, и все закончится хорошо, но и потому, что он был уверен, что сама создавшаяся ситуация – это благо. И поэтому песок и стал для него источником спасения.

 

Празднуя Песах шени, нам следует помнить, что никогда нельзя терять надежду и впадать в уныние, даже если ситуация выглядит совсем безвыходной. Надо стараться быть оптимистами и верить, что мы всегда можем измениться к лучшему. Даже если нам кажется, что работы много, следует помнить слова Мишны: «не волен ты освободиться от нее».

Человек должен сделать все, что от него зависит, а Всевышний дополнит его усилия, и в итоге его труд будет успешен.

 

Лаг Баомер – день памяти раби Шимона Бар-Йохая: «Учись у Агарона: цени мир и стремись к миру…» (1:12).

 

В юности раби Шимон учился у знаменитого раби Акивы и был одним из лучших его учеников.

 

После восстания Бар-Кохбы раби Шимон оказался одним из самых ярых противников римского владычества в Земле Израиля. В Талмуде рассказывается о том, как однажды некий человек подслушал слова раби Шимона, когда он негативно отзывался о римлянах, и донес его речи до властей. Из-за этого раби Шимон был заочно осужден на смерть и вынужден был скрываться от римских солдат в течение тринадцати лет. Вместе со своим сыном раби Элиэзером он прятался в пещере в Галилейских горах. Все долгие годы, что они провели в пещере, отец и сын учили скрытую часть Торы и удостоились великих откровений, которые до того не были известны ни одному из живущих. Так появилась удивительная книга «Зоар». Многие из тайн каббалы, заключенные в ней, будут полностью разгаданы лишь с приходом Машиаха.

 

В течение тринадцати лет своего добровольного изгнания раби Шимон и его сын питались плодами рожкового дерева, которое выросло за одну ночь у входа в их пещеру. Через тринадцать лет раби Шимон услышал, что римский цезарь, осудивший его на смерть, умер, и это означало, что теперь они могут беспрепятственно вернуться домой.

 

18 ияра, в день, когда мы считаем 33-й день Омера, душа раби Шимона покинула наш мир. В этот день толпы паломников устремляются к месту его захоронения на горе Мирон.

По указанию Любавичского Ребе в Лаг Баомер во многих еврейских общинах проводятся детские парады. Когда еврейские дети проходят по улицам города вместе, демонстрируя этим свою любовь к ближнему и единство нашего народа, душа раби Шимона тоже присоединяется к ним. Как известно траур, соблюдаемый евреями во время сфират аомер, связан со смертью двадцати четырех тысяч учеников раби Акивы, которые были наказаны за то, что не оказывали друг другу должного уважения, поэтому именно сейчас так необходимо стараться быть добрее и терпимее к своим собратьям.

 

Лишь после того, как мы сосчитали Омер, поработали над своим характером, освободились от сковывающих нас недостатков, поняли, что нет безвыходных ситуаций, и научились любить каждого еврея, мы готовы духовно подняться на уровень принятия Торы.

 

Шавуот – это день рождения: «Моше принял Тору на Синае…» (1:1).

 

6 сивана евреи получили Тору на горе Синай.

 

Наши мудрецы рассказывают притчу о царском друге, чей сын попал в плен и был продан в рабство. Друг царя так переживал из-за своего сына, что царь решил выручить его. Он отправился на невольничий рынок и выкупил юношу. Когда бывший пленник оказался во дворце царя, приказания и поручения начали сыпаться на него одно за другим: «принеси мне эту вещь», «подай воды», «помоги мне одеться». Юноша попробовал возмутиться: он стал свободным человеком и не желает слушаться приказов. Но царь показал ему купчую грамоту и заявил: «Я спас тебя от рук работорговцев тем, что выкупил, теперь ты будешь слушаться меня и служить мне».

Всевышний спас еврейский народ, потомков Авраама, к которому Он особенно благоволил, и сказал им: «Когда я выведу вас из Египта, вы пойдете служить Б-гу на этой горе». Затем Б-г дал евреям многочисленные заповеди (Шабат, цицит, кашрут и прочие), когда же евреи попробовали не подчиниться, Всевышний напомнил им, что именно Он вывел их из египетского рабства: «Мне сыны Израиля станут рабами… когда выведу их из земли Египетской»

 

Конечно, это всего лишь притча. Поступки Всевышнего не похожи на поступки царя из плоти и крови: в то время как обычный царь отдавал приказы для своего удобства и удовольствия, Всевышний, Царь Царей заботиться лишь о людях и их благе.

 

Связь евреев с Торой глубже, чем кажется на первый взгляд: Тора – это не только условие нашего исхода из Египта, но и подарок, который евреи приняли с радостью и добровольно. Известный мидраш рассказывает, как Всевышний послал своего ангела к разным народом с вопросом, хотят ли те получить Тору? Но народы, узнав о заповедях, записанных в Торе, отказывались от такого подарка. И лишь еврейский народ пожелал получить Тору, даже не спрашивая о том, что в ней написано, справедливо рассудив, что если Всевышний предлагает, то надо брать! Евреи дружно провозгласили: «Исполним и поймем!» и таким образом приняли на себя всю Тору еще до того, как узнали, к чему она их обязывает.

 

Один король решил передать свои угодья кому-то из министров, чтобы тот обрабатывал их для короля. Когда правитель предложил землю первому министру, тот отказался, за ним отказался и второй министр, пока наконец король не нашел человека, который сказал, что с удовольствием возьмется за это поручение. Через некоторое время король обнаружил, что земля в запустении, а работники нерадивы. Не трудно предугадать, на кого пал гнев короля: конечно, те министры, которые не брали на себя никаких обязательств, и сейчас остались в стороне от скандала, а тот, кто согласился взять на себя ответственность за землю, был обязан сейчас держать ответ перед монархом.

 

Народ Израиля согласился принять Тору, и с этих пор соблюдать повеления Торы стало и нашим правом, и нашей обязанностью.

 

В отличие от других наук, которые не обязывают студентов менять свой характер и свое поведение в соответствии с изучаемым материалом, не требуют, чтобы благодаря учебе человек становился более заботливым мужем или преданным отцом, и все приобретаемые знания ценны только в качестве информации и навыков – учеба Торы обязана изменять человека и влиять на его характер и отношение к окружающим.

 

Как написано в «Пиркей авот»: «Моше получил Тору на горе Синай». Но что он сделал с ней? Мишна сразу отвечает нам на этот вопрос: «И передал ее Йеошуа». Моше не спрятал это сокровище от других, а напротив – немедленно передал сокровенные знания своему ученику Йеошуа, чтобы тот передал их в свою очередь дальше, от поколения к поколению.

 

Дай Б-г, чтобы мы удостоились все вместе еще до наступления праздника Шавуот встретить нашего праведного Машиаха, о котором сказано, что он будет учить еврейский народ новой Торе – Торе Машиаха.

№: 52