Categories: О месяце
      Date:  4.04.2014
     Title: Путеводитель по празднику Песах

Скоро Песах. И это - тема месяца.



ГЛАВА “АХОДЭШ” В последнюю субботу адара читается глава “Аходэш” - “глава о месяце”. Она получила такое название, потому что начинается со слов: “Этот месяц будет у вас главой месяцев” (Шмот, 11). Эта глава представляет собой отрывок из недельного раздела “Бо”, входящего в Книгу “Шмот”. Речь в ней идет о том месяце, который вот-вот наступит – нисане. В эту субботу из ковчега достают два свитка Торы. По первому из них семь человек читают недельный раздел Торы, а по второй мафтир читает главу “Аходэш”. После этого читается отрывок из 45-й главы книги пророка Йехезкеля, начинающийся словами: “В первый день первого месяца возьмешь ты...” – он тематически связан с главой “Аходэш”. Так обстоит дело, если новомесячье нисана не приходится на субботу. Если же новомесячье нисана выпадает на субботу, то из ковчега достают не два, а три свитка Торы. По первому шесть человек читают недельный раздел Торы, по второму, как обычно в новомесячье, читается отрывок из главы “Пинхас”, посвященный жертвоприношениям этого дня, а по третьей мафтир читает главу “Аходэш”. Затем, как уже говорилось, читается отрывок из книги пророка Йехезкеля. БЛАГОСЛОВЕНИЕ ДЕРЕВЬЕВ Тот, кто впервые видит в месяце нисане цветущее дерево, должен произнести благословение: БАРУХ АТА АДО-НАЙ Э-ЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, ШЭЛО ХИСЭР БЭОЛАМО КЛЮМ УВАРА БО ВРИЙОТ ТОВОТ ВЭИЛАНОТ ТОВОТ ЛИЭНОТ БАЭМ БНЭЙ АДАМ. Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, который не забыл в мире ничего и сотворил в нем создания хорошие и деревья хорошие, дабы доставили они удовольствие людям. Благословение можно произносить в течение всего месяца нисана, если на месте цветов еще не показались завязи. ПРИНОШЕНИЯ ГЛАВ КОЛЕН Когда была обновлена Скиния, главы колен израильских принесли жертвы на новом жертвеннике в течение первых 12 дней нисана. Каждый день жертву приносил глава одного колена. Поэтому принято в эти дни читать в Пятикнижии (глава “Насо”) описание жертвы главы колена, принесенной в соответствующий день месяца. Первого нисана начинают читать со слов “И было, когда закончил Моше…”, а двенадцатого нисана завершают словами: “…Вот обновление жертвенника” и продолжают читать уже из главы “Бэаалотха” до слов “…сделал менору”. 2 НИСАНА Это день смерти пятого Любавичского Ребе Шалома-Довбера. В 1916 году Ребе был вынужден оставить Любавичи из-за их близости к линии фронта Первой Мировой войны и переехать в Ростов. Там он жил до своей смерти 2 нисана 1920 года. Похоронен в Ростове. 11 НИСАНА Это день рождения нынешнего Любавичского Ребе Менахема-Мендла, лидера нашего поколения. Он родился 11 нисана 1902 года в семье выдающегося каббалиста раби Леви-Ицхака Шнеерсона и его жены Ханы. О его рождении рассказывают, что в этот день молодые родители получили шесть телеграмм от пятого Любавичского Ребе с поздравлениями и указаниями, как обращаться с новорожденным. Например, об омывании рук ребенка перед каждым прикладыванием к груди и о том, чтобы для него приготовили кипу и цицит. Позже шестой Любавичский Ребе сказал, что в 1902 году на небесах был вынесен суровый приговор евреям, но перед Песахом отменен чудесным образом. В этот день принято устраивать хасидское застолье и брать на себя новые обязательства в плане следования по пути Ребе. ПОСТ ПЕРВЕНЦЕВ Первенцы (у матери) постятся с утра накануне Песаха в память о своем чудесном спасении от десятой казни – смерти первенцев. Пост разрешается прервать ради трапезы в честь исполнения заповеди (и весь остаток дня уже не поститься). Поэтому к этому дню принято приурочивать окончание изучения раздела Торы и в честь этого устраивать трапезу. Первенцы, не достигшие возраста бар-мицвы (13 лет), не постятся, но вместо них постятся их отцы. Отец первенца также может прервать пост ради трапезы в честь исполнения заповеди. КАНУН ПЕСАХА В день накануне Песаха нельзя есть мацу, чтобы во время седера есть ее с аппетитом. Многие евреи не едят мацу, начиная с новомесячья нисана или даже за 30 дней до начала праздника. По тем же соображениям в канун Песаха не едят ничего, что является ингредиентами харосета и марора. СЕРЕДИНА ДНЯ Во времена Храма каждая еврейская семья должна была принести в нем пасхальную жертву. Время принесения жертвы – начиная с середины дня накануне праздника. В память об этом в наши дни, начиная с середины дня кануна Песаха, не принято выполнять работы, не связанные с потребностями предстоящего праздника. После дневной молитвы читают о порядке принесения пасхальной жертвы (этот отрывок из Пятикнижия обычно приводится в Агаде) в надежде на восстановление Храма и на то, что в этом году мы сможем применить эти знания на практике. ПРАЗДНИЧНАЯ ЖЕРТВА Все евреи приносили свои жертвы в Иерусалим. Во двор Храма всех пришедших впускали в три приема. Впустив первую группу, ворота Храма запирали и начинали резать жертвы. Резать мог каждый, даже исраэль, а не только коэн. Все время, пока резали жертвы, левиты пели “Алель”. Они должны были петь “Алель” столько раз, сколько понадобится, но, поскольку коэны торопили всех с принесением жертвы, ни разу не случилось, что левитам потребовалось спеть “Алель” три раза подряд. Каждый раз, когда левиты завершали пение “Алеля”, коэны трубили в трубы. Другие коэны стояли рядами с ковшиками для жертвенной крови и безостановочно передавали кровь для возлияния на жертвенник. Когда все жертвы были зарезаны, коэны помогали снять с них шкуру и сделать прочие необходимые приготовления. Когда первая группа завершала свое жертвоприношение, впускали вторую, потом третью… Пасхальную жертву нельзя было варить, ее можно было только жарить на открытом огне, как это было во время выхода из Египта, когда ее нужно было приготовить быстро. Также запрещено ломать кости и оставлять мясо на завтра. “ЗАПОВЕДНАЯ” МАЦА Обычай Хабада – есть в Песах только мацу ручной работы и не соединять ее ни с водой, ни с какой-либо другой жидкостью – из опасения, что на маце осталась непропеченная мука, и от соединения с водой она станет квасным. Поэтому во время пасхального седера стараются тщательно вытирать руки после омовения. Для маленьких детей, которых трудно накормить сухой мацой, ее можно замочить или даже дать им бобовые (которые ашкеназские евреи обычно не едят в Песах). Естественно, в любом таком случае необходимо посоветоваться с раввином и поступить согласно его указаниям. Маца ручной работы называется заповедной. ОБЕРЕГАЕМАЯ МАЦА (МАЦА ШМУРА) В Торе сказано: “И оберегайте мацу”. Отсюда наши мудрецы делают вывод о том, что маца требует особо тщательной охраны, чтобы не скиснуть и не стать квасным. Те, кто хочет исполнить заповедь особенно тщательно, уже начиная с жатвы пшеницы, оберегают ее от контакта с водой. Маца, испеченная из такой пшеницы, называется оберегаемой. Во время пасхального седера едят мацу как минимум трижды: в начале трапезы, после омовения рук и благословений “выращивающий хлеб из земли” и “приказавший нам есть мацу”. Второй раз едят “корэх” – бутерброд из мацы с горькой зеленью. Третий раз мацу едят как афикоман, завершающий трапезу кусочек. Каждый раз должно быть съедено не менее 27 грамм мацы, причем в короткое время, не более четырех минут. “И РАССКАЖЕШЬ СЫНУ СВОЕМУ…” – “МА НИШТАНА?” В пасхальной Агаде сын задает отцу четыре вопроса о том, что происходит во время пасхального седера: 1. Зачем макают карпас в соленую воду, а горькую зелень – в харосет? 2. Почему едят мацу? 3. Почему едят горькую зелень? 4. Почему возлежат за столом, а не сидят? Ничего из этого ребенок не видит в остальные дни года. Почему вопросы о маце и горькой зелени задают еще до того, как едят их? В Торе написано: “И будет, когда спросит тебя сын твой: что это? И скажешь ему: рукой сильной вывел нас Г-сподь из Египта”. Сначала приводится вопрос сына, а потом – заповедь отцу рассказать детям об исходе из Египта. Иными словами, Тора приказывает рассказывать об исходе из Египта в форме вопросов и ответов. Вот поэтому, начиная в пасхальную ночь рассказ об исходе из Египта, мы поощряем детей задавать вопросы. “РАБАМИ БЫЛИ МЫ…” В этой части Агады кратко изложена история исхода из Египта. Это и есть ответ на четыре вопроса, которые задает сын. Ибо единственная причина обычаев этой ночи – исход из Египта. “И ДАЖЕ ЕСЛИ ВСЕ МЫ МУДРЕЦЫ…” После того, как мы рассказали историю исхода из Египта кратко, Агада поощряет нас углубиться в подробности и объяснения. И еще в Агаде сказано, что даже если мы знаем историю исхода во всех подробностях, все равно нужно рассказывать ее заново каждый год. “О ЧЕТЫРЕХ СЫНОВЬЯХ ГОВОРИТ ТОРА…” В четырех разных местах Агады повторяется приказ Торы “И расскажешь сыну своему”. И каждый раз он повторяется иначе. Первый раз – как требование ответа на вопрос сына. В другой раз – приказ появляется как обязанность отца без вопроса со стороны сына. И формулировка вопросов и ответов тоже разная. Все это – потому что речь идет о четырех разных сыновьях. Тора учит нас разному подходу к разным детям. “БЛАГОСЛОВЕН ОН…” Из этой части Агады мы узнаем о том, кому и в каком стиле нужно рассказывать историю исхода. В качестве предисловия к рассказу Агада благословляет Всевышнего, поскольку вообще всегда перед началом изучения Торы принято благословлять Всевышнего. ВОПРОС УМНОГО СЫНА “Каковы свидетельства и законы…?” Ум этого сына виден из формы его вопроса. Он не просто тыкает пальцем: “Что это?” Это детальный вопрос, причем с целью воплотить услышанное на практике. Как реагирует отец на такой вопрос? Тора советует ему в ответ рассказать историю исхода из Египта и обычаи пасхального седера. ВОПРОС НЕЧЕСТИВЦА “Что это вы тут делаете?” Он относится к Песаху так, как будто это не его праздник. Если бы он жил во времена исхода из Египта, он бы остался и умер в Египте, как многие его нечестивые соотечественники. Любавичский Ребе добавляет, что даже такой нечестивец, который не был бы выведен из Египта, тоже будет избавлен с приходом истинного и полного Избавления. ВОПРОС ПРОСТОДУШНОГО “Что это?” Ответ должен быть соответствующим – без особых подробностей. ТОТ, КТО НЕ ЗАДАЕТ ВОПРОСОВ Этот сын не понимает, что все не так просто и естественно. Но и ему тоже нужно рассказать об исходе из Египта и, если можно, пробудить его любознательность. Ведь и приказ рассказать сыну появляется в одном из мест Агады без предварительного вопроса сына. ПЯТЫЙ СЫН Любавичский Ребе пишет, что есть еще один, пятый, сын. Это так называемый “пленный младенец” – еврей, которого с младенчества воспитали неевреи, и он даже не знает о существовании праздника Песах. Такого сына, говорит Ребе, нужно разыскать и привести за пасхальный стол. Рассказать ему о евреях, об исходе из Египта в соответствии с его скудными знаниями в этой области. В наши дни это указание Любавичского Ребе нашло свое воплощение: тысячи его посланников устраивают пасхальный седер в самых отдаленных точках мира, собирая за столом вот таких “пленных младенцев”. ЧЕТЫРЕ БОКАЛА Наши мудрецы предписывают выпить во время пасхального седера четыре бокала вина: два во время рассказа о выходе из Египта, один во время благословения после трапезы и один – во время “Алеля”. Вино можно заменить виноградным соком. Это вино – память о крови наших праотцев, пролитой в египетском рабстве, и о крови пасхальной жертвы. У каждого из четырех бокалов есть свое название, по одному из четырех слов, которыми описывает Всевышний свое обещание спасти евреев: “и выведу, и спасу, и избавлю, и возьму”. И выведу – из Египта. И спасу – от рабского труда. И избавлю – мышцей простертой. И возьму – Себе избранным народом. Пятый бокал только наливают, но не пьют. Он называется бокалом пророка Элияу. Его наливают в честь “и приведу”. И приведу – в Землю. Это еще не случилось, но вот-вот случится. Не зря в конце седера мы желаем: “На будущий год – в Иерусалиме”. Любавичский Ребе имел обычай выливать содержимое этого бокала обратно в бутылку, а хасиды в это время пели мелодию “Кели ата”. ПОДХОДЯЩЕЕ ВРЕМЯ ДЛЯ РАССКАЗА ОБ ИСХОДЕ ИЗ ЕГИПТА “Можно с новомесячья…” До сих пор мы успели прочитать в Агаде: 1) о заповеди рассказывать историю исхода из Египта, даже если она знакома нам; 2) о том, как рассказывать об этом каждому из детей (и вообще евреям) в соответствии с его способностями и состоянием. “И расскажешь сыну своему в тот день: ради этого вывел меня Г-сподь из Египта”. А если так, необходимо уточнение: что такое “тот день”? Во-первых, нужно, чтобы маца и горькая зелень лежали перед рассказчиком, и он мог указать на них при словах “ради этого”. А это возможно только во время седера, в ночь на 15 нисана, даты выхода из Египта, когда есть заповедь вкушать мацу и горькую зелень. “Поначалу идолопоклонниками были отцы наши…” История исхода из Египта начинается с краткого обзора истории нашего народа, начиная с праотца Авраама, родители которого еще были идолопоклонниками, поскольку наши мудрецы велели начинать рассказ с отрицательного и завершать положительным. Да, идолопоклонство Тераха, отца Авраама, для нас – позор, но об этом важно упомянуть, чтобы пробудить в нас чувство благодарности Всевышнему за то, что Он все-таки избрал нас и вывел из Египта. “Благословен держащий Свое обещание народу Изралия…” Благословен Тот, Кто хранил союз с Авраамом и не отдал Землю Обетованную другому народу. Более того, Он еще исполнит Свое обещание, что евреи “выйдут с большим богатством”, как это было в Египте. Египетское рабство Всевышний еще и сократил, чтобы приблизить исполнение обещания. Изначально евреи должны были провести в египетском рабстве четыреста лет, но Всевышний начал отсчет этих лет с начала странствий праотцев в чужих землях, как сказано “И скитался Авраам в земле Плештим много дней”. С этого момента до спуска Яакова и его сыновей в Египет прошло 190 лет. Таким образом, египетское рабство сократилось почти вполовину. Когда Всевышний раскрыл Яакову будущее его потомков, которые станут рабами в Египте, он сразу же дал ему обещание вывести их оттуда, как сказано: “И это то, что поддерживало нас…” Это обещание поддерживало не только наших праотцев в Египте, но и все поколения еврейского народа, вплоть до нашего времени. “Излей гнев Свой…” По обычаю, этот стих мы произносим, подойдя к входной двери с горящими свечами в руках (если праздник не пришелся на субботу). Мы открываем дверь настежь, чтобы показать, что в эту ночь Всевышний хранит нас, и нам некого бояться. И в заслугу этой веры придет Машиах и избавит нас, и тогда гнев Всевышнего изольется на народы, угнетавшие нас. Еще одна причина открыть дверь: тем самым мы приглашаем пророка Элияу войти в наш дом и принести нам известие об Избавлении. МОЛИТВА О РОСЕ В первый день праздника в дополнительной молитве (праздничный мусаф) просьбу о дожде, которую произносили всю зиму, впервые заменяют просьбой о росе. В честь этого события открывают ковчег и читают особую молитву о росе. ВТОРАЯ НОЧЬ ПРАЗДНИКА В Земле Израиля ночь на исходе первого дня праздника – это первая ночь холь амоэд (“праздничных буден”), в которые можно делать работы, запрещенные в субботу и праздники. В диаспоре праздник продолжается два дня подряд, и во вторую ночь снова проводится седер. Зажигаются праздничные свечи. Следует не забывать, что свечи во второй день праздника зажигают от уже существующего (оставленного сутки назад) огня, и спичку, которой переносили этот огонь, не тушат, а кладут в безопасное место, где она погаснет сама. ОТСЧЕТ ОМЕРА В Торе есть заповедь от Песаха до Шавуота вести отсчет омера, как сказано: “И считайте себе, начиная с субботы [то есть с праздника]…семь целых суббот…” Первый день отсчитывают вечером на исходе первого дня праздника. Омер – это сноп. В первый день Песаха в Храм приносили первый сноп овса нового урожая. С этого дня от овса нового урожая можно было есть. В наши дни его можно есть, начиная с исхода 16 нисана. В Шавуот приносили в Храм первый сноп пшеницы. От Песаха до Шавуота – 50 дней. Произносят отсчет омера в начале каждых еврейских суток, то есть вечером, после выхода звезд. Произносят его стоя. Во время произнесения благословения необходимо уже знать, какой по счету день омера. Тот, кто забыл сделать отсчет омера вечером, может сделать его наутро, но уже без благословения. Тот, кто забыл и вечером, и утром, то есть не отсчитывал один день, в дальнейшем ведет отсчет уже без благословения. УТРЕННЯЯ МОЛИТВА В диаспоре утренняя молитва второго дня – праздничная, как и в первый день Песаха (кроме молитвы о росе, которую произносят только в первый день праздника). В Земле Израиля читают будничную молитву со вставкой “Яале вэяво” и молитву “Алель”. ОТДЕЛЕНИЕ ПРАЗДНИКА ОТ БУДНЕЙ Вечером после исхода праздника совершают авдалу, как всегда на исходе суббот и праздников. ПРАЗДНИЧНЫЕ БУДНИ (ХОЛЬ АМОЭД) Пять дней между первым и последним днем Песаха называются холь амоэд. Они наполовину праздничные. Можно делать любые работы, но не принято делать работы, которые можно без ущерба отложить до окончания праздника. Надевают праздничную одежду. Тфилин не накладывают. Ежедневно читают молитвы “Алель” и “Мусаф” и читают Тору. Во времена Храма все евреи сходились на Песах в Иерусалим. СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ПЕСАХА Это не отдельный праздник, а часть Песаха. Поэтому перед кидушем не произносят благословение времени. Это особый день, более радостный, чем предыдущие. По обычаю Хабада всю ночь не ложатся спать и учат Тору. Некоторые также собираются в полночь в синагоге и вместе читают “Песнь моря” из истории исхода из Египта, так как раскрытие Красного моря произошло именно в этот день. УТРЕННЯЯ МОЛИТВА Из Торы читают главу “Бешалах”, которая описывает выход из Египта и раскрытие Красного моря. ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПЕСАХА В диаспоре, где праздники длятся два дня, есть еще и последний, восьмой день Песаха. С исходом седьмого дня снова зажигают праздничные свечи (от готового огня), читают праздничные молитвы и устраивают праздничные трапезы. В этот день (а в Земле Израиля – в седьмой день Песаха) в синагоге в утренней молитве после чтения Торы читают поминальную молитву. Тот, у кого оба родителя живы, должен на время этой молитвы выйти из зала. ЗАМОЧЕННАЯ МАЦА В ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПЕСАХА Те, кто в течение Песаха не ест замоченную мацу (то есть мацу, пришедшую в контакт с водой или любыми другими жидкостями или даже влажной едой), стараются в восьмой день Песаха обязательно поесть замоченной мацы. В Земле Израиля можно это делать только после исхода седьмого дня праздника. По традиции, известной от Бааль Шем Това, в этот день в мире светит свет Машиаха и будущего Избавления. Поэтому Бааль Шем Тов ввел обычай устраивать в этот день после дневной молитвы особую трапезу, которая называется “Трапезой Машиаха”. На этой трапезе едят мацу, выпивают четыре бокала вина и говорят об Избавлении.
№: 51