Categories: Еврейская география
      Date:  3.04.2014
     Title: Вернуться, чтобы уйти

Известно, что Египет стал колыбелью еврейского народа: небольшой клан, состоявший из 70 человек, через несколько сотен лет превратился в многочисленный народ.



Тора рассказывает, что Египет покинула одна пятая всего еврейского населения, а все остальные, не пожелавшие оставить привычную жизнь и уйти с Моше-рабейну, погибли. Но история еврейской общины Египта на этом не закончилась.

Ида Недобора

 

После массового исхода евреев из Египта казалось, что совместная история этих двух народов закончилась навсегда. Но судьба решила иначе.

По легенде, основанной на библейских источниках, царь Шломо покончил полутысячелетнюю вражду евреев и египтян в X веке до н. э., взяв в качестве первой жены принявшую иудаизм дочь египетского фараона; в Египте же нашёл убежище Иеровоам, восставший против царя Шломо. После смерти Шломо, во время правления его сына Реховама, Иеровоам стал первым царем отделившихся десяти колен или северного Израильского царства. О постоянном поселении евреев в Египте в тот период достоверно неизвестно, но после поражения Иудеи в войне с Вавилоном и разрушения Иерусалимского Храма в 597 году до н.э. часть евреев нашла убежище в Египте. Таким образом возобновилось еврейское присутствие на египетской земле.

После неудачного мятежа, во время которого был убит вавилонский наместник Гедалия, пророк Иеремия был уведён мятежниками в Египет.

 

Греки и римляне

В 301 году до н. э. в Египте установилась власть Птолемеев, что привело к массовой миграции евреев в Египет. Благополучная Александрия стала новым центром еврейской диаспоры. Правители привлекали евреев в страну, предоставляя им благоприятные условия для занятий ремеслом, сельским хозяйством и торговлей, а также нанимали их на государственную и военную службу. Александрийские евреи составляли значительную часть населения города и играли большую роль в его социально-экономической жизни. Они имели также бóльшую политическую свободу, чем где-либо.

Во главе еврейской общины стоял «этнарх» (глава народа), который «управлял народом, творил суд, заботился об исполнении обязательств и предписаний как начальник независимого города».

Египетские евреи построили в Александрии великолепную синагогу, упоминания о которой встречаются в агадической литературе. Египет процветал, и евреи жили в нём довольно зажиточно

Но эти благодатные времена длились недолго. В 30 году до н. э., после захвата Египта Римом, социальный и экономический уклад завоеванной страны коренным образом изменился. Евреи были причислены к низшему классу и отстранены от государственной и военной службы, что привело к потере основных источников дохода. Вместо евреев римские власти стали отдавать ответственные посты грекам, что стало началом противостояния между евреями и греками. Со временем эти социальные противоречия усилились и привели к вспышкам насилия. В 38 году н. э., во время правления римского императора Калигулы, александрийские греки осквернили синагоги и установили в них статуи императора, евреи были заперты в еврейские кварталы, а их дома разграблены. Еврейская община Александрии была почти полностью уничтожена армией Траяна во время еврейского восстания 115-117 годов.

 

Христиане и мусульмане

 

С распространением христианства, в том числе и на территории Египта, усилились противоречия между иудаизмом и новой религией. Одним из главных оплотов христианства стала Александрия, где в начале I века н.э. евреи составляли большинство населения города. В 415 году после прокатившейся череды погромов александрийский патриарх Кирилл изгнал евреев из города. Это было первым в еврейской истории изгнанием евреев из христианской страны.

 

Мусульманское завоевание Египта вначале стало спасением для еврейской общины. При сдаче Александрии 8 ноября 641 года арабы позволили 40 000 александрийских евреев остаться в городе. В следующие несколько сот лет при арабском мусульманском владычестве в Египте происходит бурный рост еврейской общины, пополняемой евреями из Сирии и Ирака. На территории Египта образовываются собственные общины выходцев из разных стран со своими синагогами и судами. Египетские евреи также учреждают свои независимые органы общинной власти: официального главу еврейской общины «нагида» и его заместителя «мешулама». При нагиде действовал еврейский религиозный суд (бейт дин), в котором заседали от трех до семи судей. Нагид был наделен достаточно широкими полномочиями, он мог принимать решения по гражданским и уголовным делам общины, назначал раввинов, отвечал за сбор податей, наказывал и сажал в тюрьму провинившихся.

Однако, несмотря на некоторую свободу и самостоятельность, евреи в Египте, как и в других мусульманских странах, получают статус «зимми» («люди договора»). Это означало, что евреи, как и другие немусульмане, проживающие в мусульманской стране, обязаны были платить особый налог. «Зимми» часто не имели права владеть оружием, занимать государственные посты, служить в армии, свидетельствовать на суде (в случае, если судились мусульманин и «зимми»), ездить на лошади, вступать в брак с лицом мусульманского вероисповедания. Могли применяться самые разные формы дискриминации, подчёркивающие «второсортное» положение христиан и иудеев. Например, запреты жить в домах более одного этажа, владеть землёй и собственностью вне гетто, покидать район проживания ночью, обязанность носить одежду определённого вида и тому подобные.

 

Великие сыны еврейской общины Египта

С VIII-IX веков н.э. отмечается высокий уровень еврейского образования в Египте. Так, например, еврейский философ, языковед и поэт Саадия Гаон (882-942 гг.) родился и получил глубокое и разностороннее образование именно в Египте. Мусульманские правители Египта предоставляли египетским евреям возможность совершать паломничество в Иерусалим, что продолжалось вплоть до первого крестового похода в 1096-1097 годах, после чего в Египте нашла убежище часть палестинских евреев.

В 1141 году Александрию посетил еврейский поэт и философ Иегуда Галеви, а около 1160 года раввин Вениамин Тудельский. Как следует из оставленного Вениамином описания своего странствия, по пути он останавливался в еврейских общинах Египта, выяснял их численность, записывал имена раввинов. К тому времени в Александрии оставалось всего 3000 евреев, 2000 в Каире (где главой общины был раввин Пинхас бен Мешулам из Франции), 700 в Дамире, 300 в Бильбейсе, 200 в Дамиеттеи, 20 семей в Файюме.

Середина XII века ознаменовывается началом новой волны преследований евреев в Европе. Будучи изгнанными, многие еврейские беженцы из Европы находят убежище в Египте. Среди них был и выдающийся еврейский философ, раввин и врач раби Моше бен Маймон (Маймонид) (1135-1204 гг.), который в 1168 году вместе с семьей поселился в Фустате, где вскоре стал главой еврейской общины Египта (нагидом), а заодно и семейным лекарем султана Саладина и его визиря.

Вторая половина XII-начало XIII веков считаются временем расцвета «еврейского ренессанса» на Востоке, особенно в Египте. В эту эпоху были созданы главные тексты еврейской философии. Так, например, в египетском Фустате Маймонид создает свои основные труды, «Мишне Тора» и «Море невухим».

Хотя РаМБаМ (раби Моше бен Маймон) и прожил долгое время в Египте, он все-таки считал, что Тора запрещает евреям жить в этой стране, и нахождение там оправдывается лишь необходимостью. Маймонид вёл переписку с евреями Северной Африки, Йемена и других стран, что указывает на тесные связи между еврейскими общинами в различных мусульманских странах. Труды РаМБаМа, как и труды других египетских евреев, оказали огромное влияние на еврейскую философию и теологию от Средневековья до наших дней.

 

«Каирский Пурим»

В 1517 году османский султан Селим I захватил Каир, ознаменовав тем самым начало 400-летнего правления турок в Египте. С приходом к власти Селим I снял ограничения с евреев, наложенные на них ранее, и разрешил им свободно исповедовать свою религию. Такая политика религиозной терпимости открыла перед евреями также широкие экономические возможности и позволила им занять ключевые позиции в финансовой администрации Египта.

Однако иногда египетские евреи становились участниками и жертвами дворцовых интриг. В 1523 году османский султан Сулейман I назначил своим представителем в Египте Ахмада-пашу из мамлюков. Одиозный паша вскоре устроил переворот и провозгласил себя султаном Египта. По случаю этого события Ахмад-паша приказал арендатору монетного двора еврею Аврааму де Кастро чеканить новые монеты с его именем. Но де Кастро тайно сбежал в Стамбул и доложил обо всем Сулейману I. Узнав об измене, Ахмед-паша выместил свой гнев на родственниках беглеца и главах еврейской общины. Он взял в заложники 12 человек, в том числе и знаменитого раввина Давида Ибн-Зимру, и, бросив их в темницу, потребовал у евреев громадный выкуп. Таких денег у общины не было. Но Всевышний чудесным образом спас евреев: Ахмед-паша вскоре был свергнут своими же приближенными, а заложники были освобождены. День спасения каирских евреев, 28 адара 1524 года, много лет отмечался еврейской общиной Египта как «Каирский Пурим» (Пурим Мицраим).

 

Сефарды и ашкеназы

Еврейская миграция в Египет не прекращалась, община все время пополнялась за счет изгнанников из Европы (Испании, Португалии, а позже и Италии). Они оказали огромное влияние на культурную и религиозную жизнь принявших их еврейских общин всего региона, большинство из которых полностью переняли сефардские обычаи. Итальянские евреи, чьи предки также были, в основном, сефардами, стали массово прибывать в Египет в XVIII-XIX веках. В конце XIX-начале XX веков к ним присоединились и сирийские евреи из Алеппо. После падения Османской империи, в начале XX века, евреи Турции, Греции, Ливана и Сирии устремились в Египет в поисках убежища и рабочих мест. В их числе были и «новые эмигранты», ашкеназы, которые эмигрировали в Египет в результате участившихся погромов на территории Российской империи. Часть из них не сумели обосноваться в Палестине, для других Египет был остановкой по дороге туда. Они поселились, в основном, в Каирском квартале Дарб аль-Барабира. Другим фактором, привлекающим еврейских переселенцев, стало увеличение торговых возможностей, возникших с открытием Суэцкого канала в 1869 году.

На рубеже XIX-XX веков официальная политика властей по отношению к евреям была благоприятной. Была разрешена деятельность сионистских организаций, еврейских юношеских спортивных групп, еврейские школы функционировали свободно. Однако евреям не разрешалось участвовать в выборах и служить в государственных органах. Может быть, поэтому основная часть еврейской общины старалась приобрести подданство других государств и жить в Египте в качестве «иностранных граждан». Тем более, что сами власти поддерживали такое положение вещей: евреи, родившиеся в Египте, не получали автоматически египетское гражданство, им предписывалось получить гражданство одного из родителей. Иностранное гражданство давало евреям свои преимущества: они были неподсудны местным властям; последние не могли конфисковать их собственность или наложить повинности. Но через несколько десятилетий эта ситуация обернулась против евреев, так как правительство отменило условия османских капитуляций и в 1947 году издало закон о том, что не менее 75 % служащих компаний должны быть египетскими гражданами. Этот закон особенно больно ударил по евреям, так как гражданством владело только 20 % из них. Тот же закон запрещал негражданам владеть контрольным пакетом акций.

В середине 1940-х годов на пике своего расцвета еврейская община в Египте достигла численности в 100 000 человек.

 

В наши дни

 

Столкновения между евреями и арабами в Палестине в 1936-1939 годах одновременно с усилением нацистской Германии привели к росту антисемитизма в египетском обществе. Погромы стали частым явлением с 1942 года. Страсти накалялись также в связи с предстоящим разделом Палестины и подстрекательством в прессе. После окончания Второй мировой войны Египет предоставил убежище тысячам разыскиваемых нацистских преступников. Активное содействие их переправке на Ближний Восток оказывали живший в Каире иерусалимский муфтий Хадж Амин аль-Хусейни и легендарный диверсант Третьего Рейха Отто Скорцени. Сам же Скорцени в 1952-1953 годах участвовал в создании египетских спецслужб и готовил коммандос армейской разведки, действовавших на Синайском полуострове и в секторе Газа.

В начале декабря 1947 года начались погромы и нападения на евреев в Каире и Дамаске. Погромщики скандировали: «Смерть евреям!» В большинстве случаев власти не могли обуздать их, и в результате десятки евреев были убиты, а сотни домов сожжены.

14 мая 1948 года Израиль провозгласил независимость. На следующий день, одновременно с вступлением Египта и шести других арабских стран в войну против Израиля, был издан направленный против евреев королевский декрет, запрещающий им покидать страну без особого разрешения.

Главный раввин Египта Хаим-Нахум Эфенди пытался свести к минимуму ущерб для своей общины. Он был очень осторожен в своих высказываниях, старался не выказать оппозицию к властям, опасаясь, что вся община может пострадать из-за его слов или действий. Он несколько раз удовлетворял просьбу властей выступить с заявлением, осуждающим сионистов, но старался сделать эти речи короткими и туманными, насколько это было возможно. Когда же во время войны Израиля за независимость ему было предложено обеспечить чтение во всех синагогах Египта молитв за победу египетских войск, он отказался это сделать.

Погромы и нападения на евреев стали повседневным явлением в большинстве арабских стран, включая Египет. По данным переписи 1947 года в Египте проживало 65 тысяч евреев. В следующие несколько десятилетий большинство из них выехало в Израиль, Бразилию, Францию, США и Аргентину. В 2000 году еврейское население Египта составляло около ста человек, включая пятнадцать караимов. Все члены общины – очень пожилые люди. Последняя еврейская свадьба в Египте состоялась в 1984 году. По данным на апрель 2013 года в Египте проживает 199 евреев.

 

Неслучайно весь мир пользуется метафорой «колесо истории». Как на аттракционе «колесо обозрения», исторические события то поднимают вверх правителей и державы, то безжалостно свергают их вниз. Еврейская община Египта не стала исключением – расцвет и благосостояние сменялись гонениями и унижениями. Повторный исход евреев из Египта состоялся на наших глазах в XX столетии. Остается лишь добавить, что и в наше время, как и много тысячелетий назад, мы молим Всевышнего позволить нам всем вновь собраться в земле Обетованной, в Иерусалиме, в отстроенном третьем Храме вместе с праведным Машиахом.

№: 51