Categories: Их след в нашей истории
      Date: 31.03.2014
     Title: Перл, жена Маараля из Праги

Она родилась в одной из богатейших семей пражской еврейской общины и была единственной дочерью пожилых родителей. С раннего детства Перл не была похожа на своих сверстниц. Уже в пять лет ее обручили с молодым гением Торы.



В заслугу ее искреннего почитания родителей Перл удостоилась большого чуда и через много лет воссоединилась со своим суженым. "Многие дочери поступали достойно, но ты превзошла их всех", – такими словами отзывался Маараль о своей жене.

 

Ципи Кольтинюк

 

Перл была дочерью раввина Шмуэля-Яакова Райха и его жены Дворы. Ее отец был одним из самых известных богачей Праги. Когда девочке исполнилось пять лет, ее отец услышал о девятилетнем мальчике по имени Йеуда, прославившемся своими познаниями в Торе. Через много лет этот мальчик станет известен всему еврейскому миру как "Маараль из Праги". Он станет законоучителем для своего поколения, напишет книги по еврейской этике и философии. Но все это случится через много лет. А сейчас отец Перл принимает решение сосватать свою дочь за подающего большие надежды мальчика: ведь Перл тоже очень умна и талантлива, и, без сомнения, они будут хорошей парой.

Семья Перл была богата, и поэтому ее отец взял на себя содержание юного жениха: он отправил юношу учиться в ешиву в Перемышль и договорился с его родителями, что свадьба состоится, когда дети достигнут подходящего возраста. Несмотря на юный возраст, Перл понимала, что ее жених – очень особенный человек. Ей очень хотелось быть достойной своего будущего мужа, и поэтому, начиная с восьми лет, несколько часов в день Перл посвящала учебе Торы. Впоследствии эти знания очень пригодились ей, когда после свадьбы она стала секретарем своего мужа, и только ей он доверял корректуру своих книг.

 

Отменить помолвку?

За год до намеченной свадьбы Перл и Йеуды разразилась австро-турецкая война. На фоне войны по стране прокатилась волна погромов, и Прага не стала исключением: местные жители грабили дома в еврейском квартале, нападали на редких прохожих. Во время одного из таких погромов толпа ворвалась в дом раби Шмуэля Райха, отца Перл. Разбойники вынесли из дома всё, противиться было бессмысленно, и семья Перл смирилась с новым испытанием – бедностью. Когда приблизилась дата свадьбы, отец Перл с горечью должен был признать, что не может выполнить свои обещания, данные им когда-то родителям Йеуды. У него нет ни гроша, даже чтобы прокормить свою семью, уже не говоря о средствах, чтобы содержать молодоженов, пока зять будет посвящать свое время изучению Торы. Раби Шмуэль послал молодому раби Йеуде письмо, в котором объяснил, что из-за обрушившейся на него бедности он не может выполнить взятые на себя когда-то обязательства, а посему он освобождает жениха от данного им слова и предлагает расторгнуть помолвку. В своем ответе раби Йеуда написал, что не готов отказаться от своей невесты, если конечно она не передумала и не решила выйти замуж за другого.

 

Сокровище

Раби Йеуда Лива продолжил учить Тору, а Перл стала работать, чтобы прокормить себя и родителей. Она открыла кондитерскую и поднималась ни свет ни заря, для того чтобы замесить тесто, испечь хлеб, булки и бублики и на вырученные деньги содержать семью.

Однажды по улице, на которой находилась лавка Перл, проезжал солдат, возвращавшийся с австро-турецкой войны. Аромат свежего хлеба был таким сильным и волнующим, что солдат внезапно понял, что очень проголодался. Он поравнялся со входом в лавку, чуть наклонился и, не слезая с седла, ловко подцепил концом шпаги несколько булок, лежавших на лотке у входа в кондитерскую. Ничто в его поведении не говорило о намерении заплатить за угощение. Видя, что солдат собирается сбежать, как последний воришка, Перл не испугалась, кинулась к всаднику, схватила поводья и стала умолять его заплатить ей. Девушка так горько причитала о том, что, не заплатив, солдат лишит и ее, и престарелых родителей заработка, что солдат сжалился над ней. Он сказал Перл, что уже три дня ничего не ел и сам сидит без гроша, а единственная ценная вещь, которая у него есть – это седельная сумка. Солдат оставил ее Перл в залог и сказал, что добудет денег и вернется. Перл была расстроена, но выбора не было. Она взяла сумку и отпустила солдата. Время шло, а всадник так и не вернулся. Перл решила проверить – вдруг в сумке есть что-то ценное? Она открыла застежки и заглянула внутрь. Там было пусто. Перл повертела сумку в руках, и вдруг ей показалось, что в подкладке сумки что-то есть. Недолго думая, она распорола шов и обнаружила кошель с тысячью золотых динаров. Девушка закрыла лавку и опрометью бросилась домой, чтобы рассказать об этом чуде родителям. Услышав новости и увидев своими глазами золотые монеты, реб Шмуэль решил, что к его дочери приходил пророк Элияу под маской солдата. Теперь реб Шмуэль снова был богат. Он немедленно написал письмо Мааралю, ставшему к этому времени уже очень известным раввином. Отец Перл рассказал в письме о том, что произошло, и добавил, что если многоуважаемый жених не изменил своего решения, он может приехать в Прагу и сыграть свадьбу.

 

Как Маараль боролся с кровавыми наветами

Рав Йеуда Лива был почитаем не только своими соплеменниками, но и неевреями, жившими в Праге. Он был известен своими познаниями и в Торе, и в светских науках, служил раввином Моравии и главным раввином Праги. Маараль разработал свой педагогический метод: он считал, что углубленное изучение текста Талмуда важнее практики дискуссий на талмудические темы, он также настаивал на том, что сначала необходимо изучать с детьми Пятикнижие и Мишну и лишь после этого переходить к Гемаре. Благодаря его влиянию стали появляться кружки по изучению Мишнайот. Особое внимание он уделял популяризации изучения святого языка и грамматики, он был автором множества книг, затрагивающих разные области знаний, и старался объединить в своих трудах каббалистический и научный подходы.

Одной из самых известных его книг стал труд «Нецах Исраэль» об Изгнании и Освобождении, о еврейской государственности, вере и эпохе Машиаха. Философия хасидизма во многом строится на его трудах, а многочисленные ученики сравнивали его учение с учением великого Аризаля, который, кстати, являлся его современником.

 

В еврейской памяти Маараль остался не только как выдающийся раввин и руководитель поколения, но и как чудотворец и защитник еврейского народа. С его именем связано множество преданий, рассказывающих о его жизни с детских лет и до последнего дня.

 

Известно предание о том, что в ночь пасхального седера, когда Маараль появился на свет, евреи были спасены от кровавого навета. Один горожанин решил оклеветать евреев города, обвинив их в убийстве христианского ребенка. Он сам зарезал мальчика, а труп решил подложить в пасхальную ночь во двор раввина Бецалеля, отца Маараля. Когда злодей приблизился к дому, чтобы исполнить свой план, в доме внезапно началась суматоха. Именно в этот момент мать Маараля почувствовала родовые схватки. Они были настолько сильными, что семья и гости испугались и бросились за повитухой. Евреи выбежали из дома, прямо навстречу злоумышленнику. Тот же, решив, что его замысел раскрыт, бросился наутек. Евреи заметив, что он убегает, решили, что перед ними вор, который пытается скрыться с добычей. Когда злодея догнали и увидели, что он нес в мешке, всем стало понятно, что еврейская община чудом избежала обвинения в ритуальном убийстве.

 

Имя Маараля навсегда связано с загадочной историей Голема – необычного создания, сотворенного Мааралем из глины, огня, воды и воздуха и предназначенного для защиты евреев Праги от погромов и наветов. Раби Йеуда Лива был большим знатоком не только Талмуда, но и каббалы. Положение евреев того времени было настолько тяжелым, что еврейский мудрец решился применить свои тайные знания и сделать Голема, который будет охранять еврейский квартал и его жителей от злодеев. До наших дней дошло множество чудесных историй о таинственном Големе и его создателе.

 

Одна из них рассказывает, что однажды король Рудольф II пригласил в свой замок Маараля. Раввин взял с собой Голема и приказал ему пробраться в королевский сад, спрятаться там и ждать. В назначенный час рав Йеуда пришел к королю. Рудольф II пригласил раввина прогуляться по саду и во время прогулки рассказал, что, несмотря на то, что ему очень неприятно это делать, он должен подписать указ, который направлен против евреев, – министры слишком давят на него. Внезапно король почувствовал, что его одолевает дрема, не в силах совладать с собой, он опустился на скамейку и закрыл глаза. Во сне королю привиделось, что он попал в плен и уже много лет сидит в темнице. Вдруг в окне темницы показалось лицо Маараля. Король обрадовался и попросил раввина освободить его, но тот произнес: «Ваше Величество, я смогу это сделать, только если Вы отмените указ». «Но как я могу это сделать? – удивился король, – ведь уже много лет я сижу в этой темнице!» Раввин ответил: «Отдайте мне ключ от шкатулки, где лежит указ». Не просыпаясь, король засунул руку в карман, достал маленький ключик и протянул его раввину, а тот немедленно подал знак своему верному помощнику. Голем схватил ключ и бросился обратно в замок. Он нашел нужный ящик со шкатулкой внутри, достал указ, уничтожил его и вернул шкатулку на место. Ключ он вернул Мааралю, а тот положил его в карман сюртука короля. Когда король проснулся и обнаружил, что бумаги исчезли, он вспомнил о своем чудесном сне. Немедленно был послан гонец за раввином Йеудой Ливой. Когда мудрец вошел в покои короля, тот бросился ему навстречу, пожал руку и сообщил, что он отменил указ.

 

Супруга Маараля

В возрасте тридцати двух лет рав Йеуда Лива женился на своей суженой – двадцативосьмилетней Перл. После стольких лет испытаний и ожидания свадьба, наконец, состоялась. Молодые были счастливы. Они поселились в городе Никольсбурге, где рав Йеуда исполнял должность раввина города и главы раввинского суда. Там они прожили двадцать лет, а затем вернулись в родную Прагу.

Перл была не только любящей женой великого человека, но и верным помощником, и секретарем, и матерью его семерых детей (шести дочерей и сына). Она стала примером «эшет хаиль» – «жены совершенной». Перл полностью освободила мужа для занятий Торой, а сама взяла на себя заботы о заработке. Она занималась торговлей, как и ее покойный отец, и очень преуспела на этом поприще.

Известно, что Перл была очень образованной женщиной. Ее познания в Торе позволили ей стать корректором рукописей мужа. Сам Маараль рассказывал, что благодаря жене он смог найти и исправить восемь ошибок в своих трудах. Она также отвечала за его переписку с другими известными раввинами. Она читала все приходящие на имя мужа письма, помогала Мааралю составлять ответ, переписывала его начисто и отправляла в многочисленные общины, которые с нетерпением ждали мнение рава, чтобы на его основании принять галахическое решение.

Некоторые источники говорят, что Перл накладывала тфилин, как Брурия, жена раби Меира, и Михаль, дочь царя Шауля.

 

12 элула 1609 года душа Перл покинула этот мир. Ей было 82 года. Ее похоронили на старом еврейском кладбище в Праге. Ровно через две недели после ее смерти душа ее мужа ушла вслед за ней.

Маараль часто говорил о своей любимой жене, что она – настоящая «эшет хаиль», он часто восхвалял ее словами царя Шломо: «Многие дочери поступали достойно, но ты превзошла их всех».

№: 50