Categories: Из учения Ребе
      Date: 27.02.2014
     Title: Чудо - своими руками!

В чуде Пурима принимали участие две исторические личности: Мордехай и Эстер. Мордехай находился вне дворцовых стен, Эстер – внутри. Каждый из них влиял на события по-своему



И все же, вспоминая о Пуриме, мы подчеркиваем роль именно Эстер. Почему и пост, и свиток названы ее именем?

Ида Недобора

 

События Пурима известны каждому взрослому и ребенку, хоть раз читавшему «Свиток Эстер». Но задумывались ли вы, почему пост перед Пуримом и cвиток, который читают в синагогах в этот праздник – названы именем одной Эстер? Ведь праведный Мордехай тоже сыграл огромную роль в чуде Пурима.

 

Зачем постилась Эстер?

 

Все посты еврейского календаря связаны с Храмом, и только один пост – Таанит Эстер – стоит особняком. Как появился этот пост и почему праздник Пурим предваряется постом?

 

Есть несколько ответов на этот вопрос. Самое распространенное мнение гласит, что пост 13 адара был установлен в память о трехдневном посте, который держала Эстер (а вслед за нею и весь народ), перед тем как отправится к царю Ахашверошу.

Гемара говорит, что этот пост пришелся на три важных дня в еврейском календаре: 14, 15 и 16 нисана, то есть на начало праздника Песах! Заповеди мацы, марора и четырех бокалов вина были отменены в тот год из-за поста Эстер. Она настояла на необходимости поста, потому что угроза жизни отодвигает все остальные заповеди, а над народом нависла реальная угроза уничтожения.

Но есть и другое объяснение, на которое опирается «Шулхан Арух». В кодексе еврейских законов написано: «Постятся 13 адара, и есть те, кто постится три дня». Действительно, если изначально пост Эстер пришелся на начало праздника Песах, а в «Шулхан Арух» написано, что поститься нужно 13 адара, следовательно, речь может идти о другом посте.

У евреев существует традиция назначать посты во время войны. Примером этому может служить история войны с Амалеком, рассказанная в Торе: когда Йеошуа и весь народ вышли на войну, то Моше и Хур поднялись на гору и там постились и молились за победу евреев. Также было и во времена Эстер: 13 адара – накануне Пурима – евреи вышли драться за свою жизнь, и поэтому был назначен пост. Но почему же тогда пост назван именем Эстер? Ведь она не держала в руках оружие, наоборот – она была под надежной защитой дворцовых стен!

Ребе объясняет это кажущееся противоречие тем, что когда речь идет о посте из-за войны, то должен поститься тот, кто не будет воевать. Воины поститься не могут, так как им нужны силы, чтобы победить. А 13 адара воевали все – и мужчины, и женщины, и дети. Единственным человеком, который мог поститься за всех воюющих, была Эстер. Она находилась во дворце, и ей ничто, как будто, не угрожало, она не должна была воевать и поэтому в тот день постилась за весь народ!

В знак памяти об этом пост 13 адара называют ее именем.

 

Почему свиток был назван именем Эстер?

На первый взгляд, ответ лежит на поверхности: так как именно Эстер была автором идеи написания свитка с историей Пурима, то и текст назвали в ее честь. Но является ли это истинной причиной?

 

В первый год после исторического Пурима Мордехай и Эстер задались вопросом: как отмечать этот день? Мордехай предложил объявить этот день «йом-тов», то есть запретить любую работу, сделать праздничную молитву (как в Песах или Шавуот). Но у этой идеи было много противников: евреи считали, что все праздники уже записаны в Торе и не нужно добавлять к ним еще один. Эстер предложила мудрый компромисс: чтобы праздник не забылся, о нем следует написать книгу и читать ее ежегодно в многолюдных собраниях.

 

Наш Ребе задает очевидный вопрос: почему Эстер и Мордехай так по-разному решили увековечить память о Пуриме? Почему Мордехай сам не предложил написать свиток? Ведь это очень простая идея. Ответ заключается в том, что Эстер и Мордехай были разными людьми и исполняли разные роли в чуде Пурима.

Мордехай – праведник, он думает о духовном, а Эстер – практик, она думает о материальном. Когда происходит чудо и нужно придумать, как увековечить память об этом чуде, то Мордехай придумывает духовный способ увековечить это событие – назначить йом-тов, «приподнять» евреев над материальным миром. Но Эстер предложила другой вариант. Она понимала, что не всегда будут те, кто пойдет в этот день в синагогу. Еврейский народ будет переживать разные времена, и могут появиться люди, которые в синагогу не пойдут. Но и для них тоже нужно увековечить память о празднике. Поэтому Эстер предложила написать книгу, так как книгу смогут читать все, и ее можно передавать из поколения в поколение.

 

На основе этого эпизода можно понять разницу между характерами Эстер и Мордехая. Мордехай решает все возникающие проблемы «наверху» – он обращается к Всевышнему и верит, что произойдет чудо. Эстер – реалистка, когда на ее пути возникают препятствия, она ищет способы преодолеть их, но сделать это так, как принято по законам мира, в котором она живет. Так Б-г распределил роли между ними: Мордехай не замечает материальный мир и ждет чудес, а Эстер знакома с материальным миром не понаслышке (ведь она живет во дворце) и действует по законам этого мира, чтобы придать чудесам очертания привычных вещей.

А теперь, приняв во внимание их позиции, мы можем по-новому взглянуть на споры, которые происходили между Мордехаем и Эстер.

 

Узнав о замысле Амана, Мордехаю следовало сразу пойти во дворец и просить Эстер ходатайствовать перед царем. Ведь это был уникальный шанс: первый раз в истории нашего народа у власти находилась еврейка и к тому же племянница главы поколения! Вместо этого Мордехай надел рубище и посыпал голову пеплом. Это тоже было неспроста: рубище напоминало о Яакове, который оделся так, когда услышал о «гибели» Йосефа, а пепел напоминал об Аврааме, который сказал: «Я как прах земной». То есть Мордехай хотел показать Всевышнему, что евреи были и остались детьми Авраама, Ицхака и Яакова. Для Мордехая именно это родство было значимым.

С точки зрения Мордехая для решения проблем есть только один путь – путь чудес. Позже Мордехай повелел Эстер идти к царю. Но она была против, так как уже тридцать дней не получала от царя приглашения, а прийти самой значило пойти на верную смерть. Для Мордехая доводы Эстер ничего не значат, потому что он не считается с законами и порядками материального мира. Комментаторы объясняют, что за ответом Эстер стоит очень глубокая мысль. Эстер как будто говорит Мордехаю: «Для чудес достаточно твоей работы, но меня Б-г послал во дворец не просто так, моя работа – принести спасение, не нарушая установленных законов этого мира, я не могу делать чудеса. Для того чтобы я сыграла свою роль, нужны условия, но их нет, так как я уже тридцать дней не была звана к царю. Если я приду без приглашения – это только навредит». Не стоит забывать, что их разговор происходил в месяце нисане, а жребий выпал на адар, то есть у Мордехая и Эстер был впереди еще целый год, и Эстер рассчитывала, что в течение года у нее представится случай поговорить с царем, а значит, торопиться некуда.

Эстер реалистично смотрит на вещи – перед ней есть проблема, и она думает, как, не нарушая порядок этого мира, уговорить мужа. Но Мордехай думает по-другому. Он знает, что месяц нисан – это месяц особой милости Свыше, время исхода еврейского народа из Египта, время чудес, поэтому ждать нельзя, нужно действовать сейчас!

Мордехай и Эстер как будто говорят на разных языках! Она думает, как решить всё, не выходя за рамки этого мира, а он – как решить всё с помощью чуда.

Эстер полностью соответствовала возложенной на нее роли человека, который должен принести спасение в самом простом, материальном понимании. Роль Мордехая была в том, что он молился, он решал проблемы "наверху", а Эстер решала их "внизу". И этот тандем, в итоге, и обеспечил успех.

 

Имя Эстер увековечено в истории праздника Пурим для того, чтобы напомнить нам, что чудеса – это еще одна грань реальности, и каждый из нас достоин чуда.

№: 50