Categories: Их след в нашей истории
      Date: 27.02.2014
     Title: Хендил – благочестивая жена раби Зуси

На ее долю выпало тяжелое испытание бедностью, черствый хлеб и одежда в заплатах, но она жила так, что, казалось бы, совсем не замечала этого. Дом Хендил был полон радости и света. Она и ее великий муж – раби Зуся – были счастливы вместе и дарили надежду и радость окружавшим их людям.



Хендил был женой раби Мешулама-Зуши из Аннополя, более известного под именем раби Зуси. Он был одним из самых близких учеников раби Дов Бера – великого Магида из Межерич, последователя Баал Шем Това.

Хендил и ее муж раби Зуся жили в Польше в XVIII веке. У них было двое детей – сын и дочь. Они жили в нищете, одежда их была в заплатах, а домом служила старая покосившаяся лачуга. Деньги, которые приносили раби Зусе его ученики, он и его жена раздавали бедным. Раби Зуся был удивительным человеком, его уверенность во Всевышнем была безусловной, и его жена Хендил была праведницей, ему под стать. Как и ее муж, всю себя она посвящала помощи ближним.

Раби Зуся был известен своей любовью к каждому еврею, и за это его тоже все любили и уважали. Дни напролет он был занят изучением Торы и чтением «Теилим», он также много странствовал по городкам Польши, встречаясь с евреями и побуждая их служить Всевышнему с любовью и в радости.

 

Черствая корка, стакан воды и улыбка

Один хасид спросил однажды своего Ребе: «Как человек может благословлять Б-га в горе так же, как в радости? Когда человек сталкивается с трудностями, как он может с легким сердцем благодарить за это Всевышнего?!» Услышав вопрос, Ребе посоветовал своему хасиду поехать к раби Зусе и спросить его. Хасид приехал в Аннополь и стал искать дом раби Зуси. Когда он, наконец, перешагнул порог ветхой лачуги, в которой жил праведник, его глазам предстала мрачная картина: в бедно обставленной комнате, на старых стульях сидела за столом семья раби Зуси и ужинала. На столе стоял кувшин молока, и лежало немного черствого хлеба. Хозяин дома поднялся навстречу гостю и, радушно улыбнувшись, пригласил того присоединиться к «трапезе». Хасид сказал, что приехал по совету своего Ребе, чтобы услышать от раби Зуси ответ на мучивший хасида вопрос: «Как человек может благословлять Б-га в горе так же, как в радости?» Раби Зуся очень удивился, услышав вопрос и растерянно сказал: «Я не понимаю, почему твой Ребе послал тебя ко мне? У меня в жизни не было ни одного горестного дня! Я благодарен Б-гу за каждый прожитый мной день!»

Хасид понял, что он получил ответ на свой вопрос.

 

Подарок для бедной невесты

Ребецн Хендил никогда не жаловалась на нищету, в которой жила ее семья. Ее радовало, что ее муж – настоящий хасид, а все остальное было не важно. Однажды она все же попросила у раби Зуси немного денег, чтобы пошить себе новое платье, потому что ее прежнее совсем износилось. Раби Зусе хотелось порадовать свою жену и поэтому он начал откладывать деньги на платье. День за днем, копейка за копейкой – он собрал небольшую сумму, которой хватало, чтобы купить ткань и заплатить портному. Раби Зуся выбрал красивую ткань и вместе с деньгами отдал жене, чтобы та могла заказать себе платье. Хендил обрадовалась подарку и поспешила к портному, чтобы сделать заказ. Через несколько дней раби Зуся заметил, что Хендил чем-то расстроена.

- Что случилось, Хендил? Разве я не дал тебе денег и ткань на новое платье? Чем же ты расстроена?

- Нет, у меня нет платья… – ответила жена. – Когда я пришла к портному, чтобы забрать готовое платье, то заметила, что он горько вздыхает. Я спросила его, чем он так огорчен. И он рассказал мне, что несколько дней назад была помолвка его дочери, но у него нет ни гроша, чтобы дать ей в приданое. Жених дочки увидел, что портной шьет платье и решил, что платье предназначено для невесты. Но когда отец объяснил, что это платье заказала ему одна женщина, жених очень рассердился и этим расстроил отца невесты. Мне стало жаль бедного портного, его дочку и ее жениха, и тогда я сказала портному, что я дарю это платье его дочери на свадьбу, чтобы она могла выйти замуж в новом платье. Пусть они порадуются – и отец, и невеста, и жених…

 

Раби Зуся внимательно выслушал, а потом спросил:

 

- А заплатила ли ты портному за работу?

 

- Заплатить за работу? Разве я не отдала ему в подарок платье?

 

- Верно, – ответил раби Зуше. – Но портной трудился всю неделю, чтобы его сшить, и хоть его дочь и получила в подарок платье, он сам не получил денег за свой труд, а значит ему не на что будет купить продукты для своей семьи…

 

Ребецн Хендил облегченно улыбнулась – может быть, у нее нет нового красивого платья, но зато у нее есть прекрасный, все понимающий муж. Не задерживаясь ни на минуту, она схватила кошелек с деньгами и побежала в дом портного, чтобы отдать ему деньги за платье, которое она так и не получила. Когда она вернулась домой, ее лицо светилось от радости.

 

 

Благотворительность на конторских счётах.

 

Раби Зуся и ребецн Хендил были таким хорошими людьми, что их соседи и все, кто их знал, всегда были рады помочь им и отплатить добром за добро. Один из соседей раби Зуси был лавочником. Время от времени он стучал в дверь дома раби Зуси и протягивал тому кошелек, в котором лежала десятина от тех денег, что сосед смог заработать. Постепенно сосед раби Зуси заметил, что чем чаще он помогает деньгами раби Зуси, тем больше прибыли он получает от своей лавки.

 

Однажды он пришел к раби Зусе домой, но не застал его. Ребецн Хендил сказала, что ее муж отправился навестить своего Ребе. Этот ответ озадачил соседа – он был уверен, что раби Зуся – это самый великий раввин на свете, и ему в голову не приходило, что его благочестивый сосед может ездить к другому раввину. Эта мысль так поразила лавочника, что он стал рассуждать так: «Если я так разбогател, когда помогал деньгами раби Зусе, то, наверное, я разбогатею еще больше, когда начну отдавать десятину его раввину!». Эта мысль так крепко засела у лавочника в голове, что он постепенно перестал помогать раби Зусе и его жене. Нищета стала еще более заметна в их доме, но раби Зуся и ребецн Хендил продолжали оставаться такими же спокойными и веселыми, как и прежде. А лавочник постепенно начал нести убытки, и, в конце концов, совсем обеднел.

Однажды он вновь постучал в дверь дома раби Зуси и спросил у хозяина, когда тот вышел на порог:

- Почему, когда я приносил десятину тебе, я богател, а когда стал отправлять деньги твоему раввину – разорился? Ведь твой раввин – более благочестивый, чем ты! А если он не такой праведник, как ты, то зачем ты к нему ездишь?

 

Раби Зуше кротко улыбнулся и ответил:

- Когда ты не подсчитывал, кто более достоин твоей помощи, а кто менее, то и Всевышний относился к тебе так же. А когда ты стал считать, кому выгоднее помогать, то и Б-г решил вести подсчеты твоих добрых дел и, в итоге, нашел того, кто более достоин богатства, чем ты…

 

Самый высокий уровень радости

 

У хасидов принято говорить, что существует три уровня радости. Первый уровень – это радость раби Зуси из Аннополя. Он был нищим, без гроша за душой, на него постоянно обрушивались несчастья.. но, несмотря на это, он не страдал ни одного дня в своей жизни, потому что он никогда не замечал своих бед, а видел вокруг себя только хорошее. Второй уровень радости – это радость раби Леви-Ицхака из Бердичева, прославившегося как «защитник народа Израиля» и известного своей любовью к евреям. Даже когда этот праведник видел, что какой-то еврей ведет себя недостойно, он находил причину оправдать этого человека перед лицом Всевышнего. Рассказывают, что однажды раби Леви-Ицхак увидел еврея-извозчика, который молился и одновременно смазывал оси колес своей телеги смолой. Праведник поднял глаза к небу и произнес: «Всевышний, посмотри, какой великий народ Ты избрал: даже когда еврей мажет смолой колеса, он всё равно Тебе молится!» Это удивительная способность замечать трудности, но при этом уметь извлечь из них максимальную пользу и верить, что испытания приходят к человеку для того, чтобы обогатить и укрепить его душу. Таким образом, то, что казалось злом, превращается в добро.

Третий уровень радости – это уровень Баал Шем Това, основателя хасидизма. Он любил каждого еврея всем сердцем, невзирая на негативные качества, которые есть у каждого человека. Баал Шем Тов любил евреев без всяких логических причин, просто потому, что так заповедал Всевышний. Этого уровня мы можем достичь и в радости: бывает, что в жизни мы сталкиваемся с трудностями и не понимаем, почему это выпало на нашу долю, нам сложно увидеть в этой ситуации что-то хорошее, но, тем не менее, мы радуемся происходящему – просто потому, что написано в Торе: «Быть в радости – это большая заповедь». В нашей радости заключена великая сила: радость может изменить реальность, и тогда безграничная доброта Всевышнего станет видна каждому из нас невооруженным глазом.

№: 50