Categories: Образ жизни
      Date: 13.01.2014
     Title: 15 Швата: связь народа и земли Израиля

Наш рассказ о том, как праведники разных поколений стремились попасть в Святую Землю, и о тех из них, которым это удалось; о покинутом доме, превращенном Рамбаном в знаменитую иерусалимскую синагогу; о расставании Шла с единственным любимым сыном; о том, какие трудности встретились на пути раввина Менахема-Мендла из Витебска и его хасидов и о любви еврейского народа к Земле Обетованной.



Бини Вайнфельд

 

Рамбан

 

Раби Моше бен Нахман, известный всему еврейскому миру под именем Рамбан, был великим раввином, жившим в средние века. Он родился в Испании в 1194 году. Раби Моше бен Нахман прославился своими комментариями на ТаНаХ и Талмуд, а так же поэтическими духовными гимнами. Кроме этого, он был сведущ и в медицине и этим зарабатывал себе на жизнь. Его любовь к Святой Земле была безгранична, и поэтому многие из его стихотворений рассказывают о стремлении поселиться в Земле Обетованной и о том, как эта земля важна для еврейского народа.

 

Живя в средневековой Испании, Рамбан не только занимался комментированием Торы, но и отстаивал интересы своего народа в противостоянии с христианами того времени. Так, например, он принял участие в знаменитом диспуте в Барселоне, состоявшемся в 1263 году. Хотя речь Рамбана была прекрасно аргументирована, король, выступавший судьей в этом диспуте, отказался признать, что Рамбан победил. Впоследствии, из-за этого диспута Рамбану пришлось покинуть Испанию.

В 1267 году, будучи семидесятилетним старцем, Рамбан решается на смелый шаг: он отправляется в трудное путешествие к берегам Святой Земли, с тем, чтобы провести там остаток своей жизни. Первым его пристанищем становится город Акко, но после того, как он удостоился посетить Иерусалим и увидеть запустение, царившее в этом величественном когда-то городе, Рамбан решил перебраться туда. В одном из писем своей семье он написал, что, несмотря на упадок, Иерусалим «несравненно хорош».

Рамбан нашел в городе заброшенный дом с красивыми мраморными колоннами и куполом и решил превратить этот дом в синагогу. Он приложил немало усилий, чтобы восстановить здание, а после этого послал своих единомышленников в город Шхем, для того чтобы привезти оттуда свитки Торы, находившиеся когда-то в Иерусалиме. Все это он сделал для того, чтобы каждый еврей, желающий приехать в Святой город и горевать на месте разрушенного Храма, имел возможность молиться в синагоге. Теперь это одна из старейших синагог Иерусалима, названная в честь своего основателя синагогой Рамбана.

Великий праведник оставил наш мир в 1270 году и похоронен в Святой земле.

 

Шла

Раввин Йешаягу Алеви Горовиц, известен нам под именем Шла, которое является аббревиатурой названия его книги «Две скрижали Завета». Он родился в Праге, приблизительно в 1565 году. Первым его учителем был его отец, и уже в очень юном возрасте Йешаягу стал известен как большой мудрец Торы. Повзрослев, он исполнял обязанности раввина в нескольких городах, в том числе во Франкфурте, где была большая еврейская община. Шла принял на себя руководство местной ешивой, и у него было много учеников.

Когда евреи Франкфурта были изгнаны из своего города, Шла разделил участь своей общины и отправился странствовать. Оказавшись в Праге, Шла решил остаться там, и евреи города предложили ему занять пост раввина. Так прошло несколько лет. Но даже во время относительно спокойной жизни в Праге Шла продолжал мечтать о переезде в Святую Землю – Землю Израиля.

После смерти жены Шла решил, что настало время исполнить свою мечту и переселиться в землю, обещанную Всевышним еврейскому народу. Знаменитый раввин отказался от своего поста, оставил учеников и расстался с единственным и любимым сыном ради того, чтобы жить на Святой Земле. Расставание было очень тяжелым, но никакие трудности не могли заглушить его горячего желания увидеть землю своих предков. Шла отправился в путь.

По дороге он посетил Венецию и другие города, и везде был встречен очень радушно местными еврейскими общинами. В 5382 году (в 1621 году по григорианскому календарю) великий Шла, наконец, приехал в Иерусалим.

Еврейская ашкеназская община города приняла его очень тепло и взволнованно. Год прибытия Шла в землю Израиля оказался годом «шмиты» – «субботним» годом, когда запрещено возделывать землю и на еврейских земледельцев накладывается еще много ограничений, связанных с плодами земли. Год, который предшествовал году шмиты, был засушливым и неурожайным, и поэтому многие хотели «облегчить» запреты, связанные с годом шмиты, но Шла резко воспротивился этому, несмотря на трудности.

Вначале Шла поселился в Иерусалиме, но через несколько лет в результате военного переворота трон занял очень жестокий султан, который был особенно безжалостен к еврейской общине города. В одну из суббот султан приказал арестовать 15 известных раввинов, среди них был и Шла, для того чтобы получить с общины выкуп за их освобождение. Сумма выкупа была огромной. Узники находились в заточении две недели, пока община собирали деньги. Накануне Рош Ашана султан отпустил их на свободу. Но с этого момента стало понятно, что оставаться в Иерусалиме небезопасно, и Шла переехал в Цфат, а после этого в Тверию.

Спустя три года его душа оставила этот мир. Ему было 70 лет. Шла похоронен в Тверии рядом с могилами таких великих праведников, как Рамбам и раби Йоханан бен Закай.

 

Ор Ахаим

 

Раби Хаим бен Атар родился в 5457 (1696) году в Марокко. Семейство Атар было одним из самых уважаемых в общине еврейских изгнанников из Испании. Еще его деды славились своими познаниями в Торе, а кроме этого и своим ювелирным искусством. Как и его предки, раби Хаим бен Атар посвятил себя Торе, а для поддержания семьи занимался ремеслом, унаследованным от предков. Он твердо решил, что не станет зарабатывать больше, чем ему нужно, чтобы прожить месяц, и все оставшееся от работы время раби Хаим посвящал постижению Торы.

Особенно удавалось ему плетение золотых и серебряных нитей, которыми он украшал одежду своих заказчиков. Однажды местный правитель выдавал замуж свою дочь и заказал раби Хаиму украсить свадебное платье невесты. Но так как раби Хаим когда-то принял решение посвящать себя работе только для того, чтобы заработать на жизнь, он отказался, не желая тратить свое драгоценное время на что-то кроме Торы. Правитель разгневался и приказал бросить раби Хаима в клетку со львами. Чудесным образом великий мудрец спасся и после этого происшествия решил уехать из Марокко и переселиться в Святую землю.

Он прибыл в порт Акко и решил поселиться в этом городе, так как в Иерусалиме в то время свирепствовала эпидемия. Когда же он все-таки переехал в Иерусалим, Баал Шем Тов сказал в тот день: «Сегодня в Иерусалим вошел Машиах бен Йосеф». В святую субботу 14 тамуза 5504/1743 года Ор Ахаим вернул свою душу Создателю. В этот момент в городе Меджибож в западной Украине Баал Шем Тов поднялся, чтобы помыть руки перед третьей субботней трапезой, и вдруг произнес: «Погасла свеча на западе…», имея в виду раби Хаима бен Атара.

 

О самом Баал Шем Тове нам известно, что на протяжении всей жизни он мечтал переселиться в Святую землю. Одной из причин было то, что раби Исраэль Баал Шем Тов хотел встретиться с раби Хаимом бен Атаром. Предприняв несколько попыток добраться до Святой земли, раби Исроэль понял, что на Небесах решено по-другому. Добравшись до Стамбула и отметив там Песах, Баал Шем Тов отправился домой. В письме к своему шурину, реб Гершону из Китова, Баал Шем Тов объяснил это так: «Всевышний знает, что я никогда не отказывался от надежды попасть в Святую Землю». Но, к сожалению, мечта Баал Шем Това так и не осуществилась.

 

Реб Менахем-Мендл из Витебска и его ученики

Реб Менахем-Мендл из Витебска был учеником Магида из Межерич (который в свою очередь был учеником Баал Шем Това). Он возглавил хасидов после того, как душа Магида покинула этот мир. Он обладал большим влиянием на евреев Литвы, Белоруссии и России, и при нем хасидское движение очень разрослось. Несмотря на это, известный раввин и лидер хасидов решил оставить все и уехать в Землю Израиля. Есть мнение, что раби Менахем-Мендл уехал из-за постоянного противостояния с «митнагдим» – противниками хасидизма. Но сложно поверить в то, что человек с таким сильным характером, как Менахем-Мендл из Витебска, мог отступить и сдаться перед напором противников. Что же тогда заставило его решиться на такой неожиданный шаг? Это было не что иное, как горячее желание подняться в заветную землю, о которой сказано: «Очи Г-спода Б-га твоего на земле этой от начала года и до конца года». Праведник тосковал по той земле, где постоянно находится Шхина – Б-жественное присутствие, и поэтому он решил оставить все и исполнить свою заветную мечту.

 

Итак, в месяце адаре 1777 года он вместе с группой из 300 хасидов отправился в путь к Святой Земле. Это была первая волна репатриации. Приехав, раби Менахем-Мендл из Витебска и его спутники столкнулись с большим количеством трудностей. Вначале они поселились в Цфате. Из-за преследований со стороны турков и арабов им пришлось переехать в Тверию, но и там им было нелегко: не только проблемы с заработком, но и всевозможные эпидемии терзали их общину. Казалось бы, самое простое – это развернуться и уехать из Святой Земли. Но раби Менахем-Мендл решил во что бы то ни стало продолжать жить в Земле Израиля. Он посылал письма еврейским общинам Российской Империи, побуждая всех, кто может, помогать деньгами евреям Святой Земли.

 

В одну из суббот, накануне молитвы «Минха», когда синагога уже была полна людьми и все ждали начала молитвы, раби Менахем-Мендл подошел к окну, задумчиво глядя в водную гладь озера Кинерет. Так он стоял, пока на землю не опустился вечер, и лишь затем начал молитву. После субботы он рассказал своим хасидам, что каждую неделю, когда наступает суббота, молитвы всех евреев, живущих за пределами Эрец Исраэль, поднимаются на небеса, и происходит это именно над водами озера Кинерет. Но в эту субботу раби Менахем-Мендл увидел, что молитвы не могут подняться, потому что врата Небес закрыты перед ними. Ангел-обвинитель поднялся против евреев диаспоры и заявил, что те не поддерживают евреев, живущих в Эрец Исраэль. Лишь после того, как евреи приняли на себя обязательство материально помогать евреям, живущим в Святой Земле, их молитвы смогли подняться ко Всевышнему.

 

Среди тех, кто приехал вместе с раби Менахемом-Мендлом из Витебска, было много праведных и уважаемых людей. Когда известный хасид реб Шимшон из Шепетовки путешествовал по Святой земле, он навестил другого известного хасида – реба Велвла из Забрезья, переселившегося вместе с раби Менахемом-Мендлом в Святую Землю ранее. Когда гость приблизился к жилищу реба Велвла, он увидел во дворе дома его жену, которая до переезда была богатой и уважаемой женщиной, – ныне, одетая в лохмотья, она обстирывала своих нееврейских соседей, чтобы заработать несколько грошей. Реб Шимшон не смог вынести этого зрелища и расплакался. Он хотел развернуться и уйти, чтобы не огорчать своего друга тем, что он увидел его нищету, но жена реба Велвла, заметила его слезы, поняла, что он чувствует и воскликнула: «Раби, раби, не расстраивайся из-за того, что ты видишь! Будь нашим гостем! Слава Б-гу, что мы удостоились жить в Святой земле и кормиться трудом наших рук!»

 

Через десять лет после своего переезда в Землю Израиля душа раби Менахема-Мендла покинула этот мир. Он был похоронен в Тверии. В своем завещании он повелел похоронить его без гроба, чтобы ничто не стало преградой между его прахом и Святой Землей…

 

Землю Израиля называют землей Обетованной, потому что Всевышний пообещал нашим праотцам, что отдаст эту землю им и их потомкам – еврейскому народу. Дай Б-г, чтобы мы удостоились как можно скорее собраться снова на своей земле, заселить ее и возделывать в мире и спокойствии в эпоху истинного и окончательного Освобождения!

№: 49