Categories: Еврейская география
      Date: 18.11.2013
     Title: Евреи и Греция: История длиною в тысячелетия

Именно теперь, когда сезон каникул и отпусков закончился, а в окно стучится по-зимнему голая ветка, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Для нашего странствия вам не понадобится ни чемодан, ни билет, ни виза, а лишь немного фантазии.



Текст: Ида Недобора

«Куда же мы отправимся?» – спросите Вы. Крутите глобус! Видите, первая страна, на которую упал наш взгляд – Греция. Отличный выбор. Горы и море, прошлое и современность – всё органично сочетается в этой стране. Но нас – еврейских путешественников – интересуют не античные руины, не пасторальные пейзажи. Мы отправляемся знакомиться с древней историей греческой еврейской общины.

С чего всё начиналось

Впервые исторические пути наших народов пересеклись во времена знаменитого Александра Македонского, а через несколько поколений наши предки стали свидетелями великого чуда Хануки. В те времена евреев, перенявших греческую культуру и образ жизни, презрительно называли «митьявним» (дословно – «эллинизированные»). Но были и те, кто сохранил свою еврейскую самобытность, даже переселившись из любимой Святой Земли на берега Греции. В большинстве своем это были еврейские купцы и ремесленники. Они составили будущее ядро еврейской общины Греции.

 

Переселившись еще во времена Второго Храма на берега Адриатики, они сохранили собственные обычаи и культуру, не похожие на обычаи ашкеназских и сефардских общин.

Греческих евреев принято называть «романиоты». Этот термин появился в средневековье и произошел от западноевропейского названия Византийской империи – Романия.

 

Зайдя в синагогу романиотов в Шабат, мы увидим такие же свитки Торы, как и у ашкеназим, но порядок молитв, их произношение и напевы будут сильно отличаться от знакомого нам ашкеназского или сефардского нусаха (варианта). А все потому, что романиоты приехали в Грецию почти 2400 лет назад прямо из Эрец Исраэль и привезли с собой обычаи, принятые у евреев тех времен. Поэтому, вслушиваясь в необычные напевы молитв в синагоге романиотов, вы как будто заглядываете за грань тысячелетий – в Святую Землю тех веков.

 

Самые большие общины романиотов существовали в Афинах, Салониках и Янине. В благополучные годы численность этих общин достигала почти 80 000 человек. Сегодня еврейская община Афин насчитывает около 3000 человек, Салоники – около 2000 и еще около 1000 евреев разбросаны по небольшим городкам греческого полуострова.

 

Когда-то греческие евреи в основном занимались торговлей, фермерством и ремеслами. Но были среди них и мудрецы Торы, навеки оставившие свой след в еврейской истории, такие как раби Шломо Алькабец (автор знаменитого субботнего гимна «Лехо Доди»), раби Шмуэль бен Моше де Медина (Рашдам или Махарашдам), раби Яаков ибн-Хабиб (составитель сборника агадических рассказов из Талмуда «Эйн Яков»). И это лишь несколько великих имен в длинной череде мудрецов – выходцев из святых общин Афин, Салоник и Янины. Часть жизни прожили в общинах греческих евреев раби Йосеф-Хаим Каро (автор «Шулхан арух»), а также, по некоторым мнениям, раби Хида.

 

Надгробие, спасшее общину

 

Любому туристу будет интересно посетить синагоги Афин, Салоник или Янины, а также прогуляться по старинным, чудом уцелевшим кладбищам этих городов.

 

Так, например самое старое захоронение на территории еврейского кладбища в Янине относится к 1426 году, что доказывает существование еврейской общины в этом городе еще до приезда изгнанных из Испании сефардов. Это захоронение было случайно обнаружено четырьмя израильскими студентами, приехавшими в качестве волонтеров восстанавливать еврейское кладбище в Янине. Ребекка Салем, одна из студенток, рассказывает, что когда им казалось, что работа практически закончена, они заметили на краю кладбища массивную плиту. Раскопав ее, Ребекка и ее друзья обнаружили очень старинный камень, с надписью, очертания которой напоминали ивритские буквы. Плита была настолько древней, что буквы стерлись, и их пришлось снова заполнить землей, чтобы прочесть надпись. Находкой оказалось надгробие 1426 года. Когда студенты позвонили главе общины в Янине, рассказали о своей находке и попросили приехать, то на другом конце провода они услышали всхлипывания и причитания. Оказалось, что городские власти решили выкупить у общины землю, на которой находилось еврейское кладбище, так как оно оказалось расположенным в центре города, где земля стоит дорого и муниципалитету выгоднее застроить ее офисными зданиями, чем содержать старинный некрополь. Главы еврейской общины в свою очередь хотели получить дотации из городского бюджета на содержание кладбища. Теперь, после обнаружения такой исторической ценности, у городских властей не оставалось выбора – в распоряжении общины имелась ценная историческая находка.

К сожалению, старинное кладбище в Салониках было разрушено нацистами в годы Второй мировой войны.

 

Евреи Греции и Холокост

 

Холокост фактически уничтожил еврейские общины Греции – из 77 377 человек, только 10 000 смогли пережить Катастрофу. От первой и старейшей общины романиотов в Янине, насчитывавшей в начале ХХ века почти 2000 человек к концу Второй мировой войны осталось лишь 164 еврея, а сегодня эта община насчитывает всего 50 пожилых людей. В Салониках площадь, с которой когда-то угоняли евреев на смерть, сегодня носит название Площади еврейских мучеников, а в Афинах и Янине в память о евреях, погибших в огне Катастрофы, установлены мемориальные доски.

В музее «Яд вашем» в Иерусалиме на аллее праведников посажены деревья в честь греков, спасавших евреев в годы Второй мировой войны. Есть там и дерево принцессы Алисы фон Баттенберг, принцессы Греческой и Датской, которая в самые страшные годы гитлеровской оккупации прятала в своем доме еврейские семьи.

 

Еврейская община сегодня

 

В настоящее время еврейские общины Греции немногочисленны. Еврейские школы существуют только в Афинах и Салониках, а в Янине, на Родосе, Корфу и других небольших общинах есть лишь синагоги. В Афинах к услугам туристов есть кашерный ресторан. И, конечно, в Бейт Хабаде в Афинах или Салониках вам будут рады помочь советом: посланники Ребе в этих городах – раби Мендел и Нехама Хендел и рабби Йоси и Рут Каплан – всегда рады гостям.

Сказано, что «добро сделал Всевышний евреям, когда разбросал их по свету». Комментаторы объясняют, что из-за того, что мы были изгнаны со своей земли и рассеяны по миру, искра еврейства продолжала гореть даже в самые темные годы нашей истории. Еврейские общины Греции – тому подтверждение. В последнее время, молодежь покидает родительские гнезда, чтобы переехать в Израиль, и даст Б-г, чтобы мы удостоились увидеть своими глазами, как «придут пропавшие в земле Ашурской и заброшенные в землю Египетскую» (Йешаягу, 27:13) и все мы вместе станем свидетелями прихода Короля–Мошиаха и строительства Третьего Храма!

 

Голос сердца

 

Он стоял в синагоге возле двери, как будто не решаясь войти. С ним поздоровались, приветливо кивнули, и наконец, осмелев, он сделал шаг внутрь зала.

 

Шла субботняя молитва. Мужчины торжественно и весело пели гимн «Лехо Доди». Парень раскачивался в такт и тихонько улыбался.

 

В конце молитвы к нему подошел благообразный еврей: «Ты в нашей синагоге впервые? У кого ты остановился? Хочешь пойти ко мне на трапезу?» Юноша не ожидал такого шквала вопросов. Он помедлил и сказал: «Да, впервые. С удовольствием».

 

В серебряных подсвечниках горели свечи, на столе стояли ароматные кушанья. Видно было, что гость стесняется, как будто, впервые присутствует на семейной субботней трапезе. «Давай споем нигун в честь Субботы?» – предложил хозяин, желая немного разрядить обстановку. «Да, только я не умею петь, лучше Вы сами. И если можно, спойте то, что все пели сейчас в синагоге», – ответил молодой человек. «Лехо Доди?» - «Да-да!»

Что ж, желание гостя – закон. И хозяин вместе со своими сыновьями запел «Лехо Доди». Когда они закончили петь, то гость внезапно попросил их повторить этот нигун еще раз. Просьба была несколько странной, но, если так парню будет приятнее – почему бы и нет? – рассудил хозяин и запел «Лехо Доди» еще раз. Но только последние такты мелодии растаяли в тишине комнаты, как гость посмотрел на главу семьи и сказал: «А Вы можете спеть этот гимн еще раз?» Вопрос был задан так спокойно, как может просить только человек, которому действительно важно, чтобы его просьбу выполнили. И хозяин снова согласился. В тот вечер нигун «Лехо Доди» был исполнен около двадцати раз. Трапеза закончилась поздно, и юноше предложили остаться в доме на ночь.

 

На следующий день хозяин дома и его гость вместе пошли в синагогу, а, вернувшись, сели к столу. Во время трапезы принято говорить слова Торы, и хозяин предложил гостю честь сказать первым, но в ответ он услышал: «А не могли бы вы снова спеть эту песню? Пожалуйста». Хозяин, наверное, уже решил про себя, что в этот раз привел в дом не совсем нормального человека, и поэтому лучше выполнять такие маленькие капризы, во избежание возможных неприятностей. Как и накануне, гость все не мог «насытиться» и снова, и снова просил исполнить один и тот же субботний гимн – «Лехо Доди».

 

Когда Шабат закончился, и парень стал собираться обратно, хозяин, до этого не решавшийся задавать много вопросов, наконец спросил: «Откуда ты и почему тебе так важно было слушать именно эту мелодию?»

 

Молодой человек, уже направившийся к порогу, остановился: «Я расскажу тебе, но это займет немного времени», – сказал он.

 

«Я вырос в арабской деревне в Галилее. Мы с братьями получили традиционное образование. В деревне нам часто приходилось слышать нехорошее о евреях, вокруг все говорили о них только негативно, но я никогда не понимал, почему все так не любят евреев? Я совершенно не испытывал ненависти. Став старше, я решил уехать из деревни, чтобы учиться. Но отец не хотел меня отпускать. Тогда я решил сбежать. Каким-то образом мама разгадала мои планы. Накануне моего побега она подошла ко мне, отвела в свою комнату и сказала мне, что я – еврей, потому что она – еврейка. Она дала мне маленькую потертую черно-белую фотокарточку и сказала, что на ней изображены ее родители на фоне могильного камня их далекого предка. Я взял этот снимок, спрятал его, поцеловал ее руку и на рассвете ушел из дома. Вот и все. А мелодия мне просто очень нравится, она меня чарует…»

 

Хозяин дома не ожидал, что у него в гостях в течение всего Шабата мог находиться человек с такой необычной историей: «А что это за предок? Эта фотография у тебя с собой?» «Да, вот она», – сказал молодой человек и достал из бумажника потрепанную карточку.

С черно-белой фотографии на него смотрели мужчина в кипе и женщина в головном уборе, а рядом с ними виднелась могильная плита, на которой было выгравировано имя раби Шломо Алькабеца – автора субботнего гимна «Лехо Доди»…

 

Знакомство продолжилось, и через некоторое время юноша поступил в йешиву. Его мечта об учебе осуществилась.

 

 

 

Мусака по-гречески

 

Мусака – запеканка с тонкими ломтиками баклажанов, прослоенных мясным фаршем (чаще из баранины), с соусом из томатов и овощей. Рецепты мусаки отличаются друг от друга в зависимости от того, в какой стране ее готовят. Мусака по-гречески – это сытное вкусное блюдо, которое украсит любую семейную трапезу, при условии, что вы любите баклажаны, потому что без баклажанов мусака не возможна.

 

Основное блюдо: мясное

Время приготовления: 1,5 часа

Количество: 8 порций

Уровень сложности: средний

 

 

Ингредиенты:

Для мусаки

 

Для соуса Бешамель

 

Способ приготовления:

Разогрейте духовку до 190º. Нарежьте кружочками картофель, баклажаны и лук и обжарьте их по отдельности на сковороде.

 

На дно большой формы для выпечки положите жареный картофель. Сверху слоями выложите баклажаны, мясной фарш, жареный лук и еще один слой жареных баклажан.

 

Для приготовления соуса разогрейте в кастрюле оливковое масло, добавьте к нему муку и перемешивайте до тех пор, пока мука не станет легко отделяться от стенок и дна кастрюли. Добавьте горячий бульон или горячую воду, молотый мускатный орех, соль и перец. Перемешайте и снимите с огня. Добавьте в получившуюся смесь 2 яичных желтка и хорошо перемешайте. Получившийся соус вылейте на мусаку и поставьте в духовку на 30-40 минут с температурой 190º.

 

Приятного аппетита, или, как говорят в Греции: «Кали òрэкси»!

 

 

 

 

Узелок на память:

Бейт Хабад в Афинах:

 

Раввин Мендел и Нехама Хендел,

Телефон: 30-210-323-3825

Адрес: ул. Аисопу 10, Афины

 

Бейт Хабад в Салониках:

 

Раввин Йоси и Рут Каплан

Телефон: 37-259-294-420

Адрес: ул. Коускора, 6, Салоники

 




№: 48