Categories: О месяце
      Date: 18.11.2013
     Title: Ханука – праздник света

С приближением праздника Хануки мы вспоминаем о большом чуде с маленьким кувшином масла, которого хватило, вопреки законам физики, на восемь дней, о победе немногочисленного еврейского войска над могучими силами греческой армии.



Автор: Бина Вейнфильд

Но задумывались ли мы когда-нибудь над внутренним смыслом всего произошедшего тогда? Что на самом деле означает кувшин чистого оливкового масла, о чем говорят нам свечи сегодня, спустя столетия – «В те дни, в это время»...

Война за еврейскую душу

 

В 333 году до н.э. восшествием на престол Александра Македонского началось время греческого правления в Иудее и Израиле. Александр разрешил евреям жить в соответствии с их религиозными требованиями и законами и не мешал им исполнять заповеди Всевышнего. Таким образом, во времена правления Александра Великого евреям была предоставлена религиозная автономия.

 

Несчастья начались после смерти великого полководца, когда за право управлять небольшой иудейской провинцией стали бороться два царствующих дома: Птолемеи, властители Египта, и Селевкиды, правители Сирии. В конце концов, Антиох III захватил Иудею. Он также не противился тому, чтобы евреи жили, исполняя заповеди.

 

После правления Антиоха III и Селевка IV им на смену пришел Антиох IV. В его царствование евреи поняли, что теряют привычные для них религиозные свободы. Антиох хотел видеть себя правителем одного народа с единой культурой и не мог смириться с тем, что иудеи так сильно отличаются от греков и манерами, и укладом жизни, и обычаями. Эта война была страшнее обычной войны, потому что Антиох боролся за господство над еврейской душой, над традициями, заповедями и Торой. Он запретил евреям соблюдать Шабат, делать обрезание своим сыновьям, учить Тору и исполнять заповеди. Он не был против существования заповедей, но ему не нравилось то, что евреи считали их божественными установлениями. Если бы народ исполнял заповеди потому, что это разумно и логично, Антиох мог бы с этим смириться. Но принять как факт, что иудеи исполняют заповеди для того, чтобы исполнить волю Б-га и доставить удовольствие, подчинив Ему свои разум и сердце, – Антиох не мог. Подтверждение этому мы встречаем в тексте благословения «Аль Анисим…» («И за чудеса…»), в котором написано, что война с греками была за то, чтобы «заставить нас забыть Твою Тору». Не случайно написано не просто «Тору», а именно «Твою Тору» – Тору, данную Б-гом народу Израиля.

 

«Кто за Б-га – ко мне!»

Солдаты Антиоха прошли по городам Иудеи, установив в каждом из них жертвенники для своих идолов. Они приказали евреям начать приносить жертвы греческим истуканам. Придя в город Модиин, солдаты обратились к Матитьягу сыну Йоханана, коэну, приказав ему первому принести жертву на только что возведенном жертвеннике. Но Матитьягу отказался. Тогда один из присутствовавших при этом евреев вызвался сделать это вместо Матитьягу. Этот еврей принадлежал к тем, кого презрительно называли «митъявним» –  дословно «огречившимися». Воспылав ревностью за Б-га, Матитьягу набросился на предателя и убил его, а затем разрушил жертвенник, возведенный солдатами. Понимая, какую опасность он навлек этим поступком на себя и свою семью, Матитьягу решил бежать в горы вместе со своими пятью сыновьями и домочадцами.

 

Так образовалась маленькая, но храбрая армия Маккавеев. Слово «Маккаби» является аббревиатурой фразы: «Кто подобен Тебе, Всевышний!». С этими словами на устах Матитьягу и его сыновья обращались к своим современникам и восклицали: «Кто за Б-га – ко мне!» – пусть тот, кто любит Тору Всевышнего и Его заповеди, присоединяется к нам, и вместе мы будем сражаться против греков и эллинизированных евреев, встанем на защиту самого духа иудаизма, нашей веры, всего, что выше сухой логики и холодного интеллекта. Так к отважному коэну стали стекаться верные Торе люди.

 

Благодаря восстанию, поднятому Маккавеями, были отменены указы, направленные против предписаний еврейской религии. Но Храм оставался во власти греков и «митьявним». Это очень огорчало Йегуду Маккавея, старшего сына Матитьягу. Он вместе со своей небольшой армией решил отвоевать Иерусалим и Храмовую гору у великой и грозной армии Антиоха. Чудесным образом победа оказалась в руках восставших.

 

Ханука

Восстание Маккавеев закончилось их полной победой. Это случилось 25 кислева. Поэтому сам праздник называется «Ханука» - то есть «остановились 25 числа» (на иврите цифры можно обозначать буквами: так числовое значение буквы «כ» – 20, а буквы «ה» – 5), в память о том, что евреи обратили в окончательное бегство своих врагов и смогли сложить оружие в двадцать пятый день месяца кислева.

 

Другая важнейшая причина того, что этот день стал праздничным, в том, что 25 кислева состоялось «освящение жертвенника», который долгое время находился «в плену» у греков. С этого момента возобновились жертвоприношения в Храме.

 

Самопожертвование в исполнении заповедей

 

Когда Маккавеи зашли в отвоеванный Храм и решили зажечь золотую менору, они обнаружили, что не осталось ни одного запечатанного кувшина с маслом. Все кувшины были вскрыты греками, а значит, масло в них стало ритуально не чистым. Евреи не хотели зажигать светильник с помощью нечистого масла. Всем известно о большом чуде, случившемся потом: случайно был обнаружен маленький кувшинчик масла с неповрежденной печатью (что значило, что масло в нем ритуально чистое и пригодно для зажигания меноры). Содержимого этого кувшинчика чудесным образом хватило на целых восемь дней, хотя должно было хватить на один, а за это время было приготовлено и доставлено новое масло.

 

Любавичский Ребе в одной из своих бесед спрашивает: почему Маккавеям и их соратникам было так важно зажечь именно ритуально чистое масло? Ведь если мы пролистаем книги по еврейскому закону, то обнаружим, что в сложившейся ситуации, когда рядом было только оскверненное масло, можно было воспользоваться им. Для чего же нужно было так лихорадочно искать неоскверненный кувшинчик? Что за огонь зажегся в их сердцах и заставил победителей сбиться с ног в поисках одного маленького кувшина, когда вокруг было так много хоть и оскверненных, но полных масла сосудов, которых с избытком хватило бы на долгое время? Эти поиски, объясняет Ребе, показывают нам степень самопожертвования Маккавеев. Вся борьба Маккавеев с греками была за то, что связано с духовной чистотой, которая выше понимания, логики и материального восприятия. Именно с «греческим», прагматическим отношением к заповедям боролись евреи того времени, и именно поэтому они не были готовы пойти даже на малейшую уступку и зажечь в меноре оскверненное масло. Когда Всевышний увидел в них такое сильное желание исполнить повеление Б-га, Он сделал для них большое чудо: Маккавеи не только нашли подходящий кувшинчик масла, но его еще и хватило на восемь дней, вплоть до того как были заново пополнены запасы Храма.

 

И поэтому в наши дни, как написано в книгах по еврейскому закону, тот, кто хочет исполнить заповедь ханукальных свечей на высоком уровне, должен зажигать каждый вечер по свече, а тот, кто хочет исполнить эту заповедь наилучшим образом – должен каждый вечер добавлять по новой свече, в дополнение к свечам, зажженным накануне. Всматриваясь в Б-жественные заповеди, мы обнаружим, что у каждой из них есть два уровня: сама заповедь и ее «украшение», то есть способ ее исполнения с наибольшей точностью. В заповеди ханукальных свечей есть еще один уровень: «меадрин мин амеадрин» (исполнение заповеди в наилучшем виде). Это послание, дошедшее до нас через века от героев Маккавеев: самопожертвование и тщательное, бескомпромиссное исполнение Б-жественных заповедей.

 

Свечи рассказывают

Ханукальные свечи тоже могут многому научить внимательного наблюдателя. В том, когда и где их нужно зажигать заключено послание для евреев всех поколений. По одному из обычаев ханукальные свечи зажигают снаружи, на пороге дома. Это намекает на то, что еврею не может быть достаточно того, что его дом освещен, забота еврея – осветить и окружающий мир, а не только родные стены. Мы должны помнить, что свет Торы и заповедей должен проникнуть во все "темные" уголки нашего мира и осветить дорогу даже тем, кто пока еще находится "снаружи", тем, кто пока еще мало знает о Б-жественной мудрости и заповедях.

Зажигают свечи на закате солнца (по другому мнению – с выходом звезд) для того, чтобы показать, что, несмотря на тьму и тяжесть галута (Изгнания), мы не должны отчаиваться, и даже наоборот – мы должны понять, что Всевышний дал нам особенные силы, чтобы противостоять этой духовной тьме и осветить ее. Заповедь ханукальных свечей, сама по себе являющаяся желанием Всевышнего, и Его Тора – это один большой свет, с помощью которого мы можем разогнать тьму Изгнания и приблизить время окончательного Избавления.

Следует зажигать свечи таким образом, чтобы каждый вечер свет от них увеличивался, то есть каждый вечер принято добавлять по одной свече, в дополнение к тем, что человек зажег накануне. Это не значит, что количество свечей, зажженных накануне, было недостаточным, наоборот: вчера мы смогли исполнить мицву именно так, как этого хочет Всевышний – "наилучшим образом", но сегодня – уже недостаточно вчерашних достижений, сегодня следует сделать больше, чем было сделано вчера. Так и в нашем служении Всевышнему: еврей должен знать, что никогда нельзя останавливаться на достигнутом, каждый новый день – это причина для того, чтобы покорить новые вершины в учебе Торы и исполнении заповедей.

 

В заслугу женщин

Принято, что, пока горят ханукальные огни, женщины не делают никакой домашней работы. Причиной этого стало то, что именно женщины вдохновили своих мужей на восстание, которое закончилось чудесной победой.

В то время, когда многие мужчины присоединились к Матитьягу и скрылись в горах, женщины остались одни в своих домах. Родив сыновей, молодые матери не могли смириться с тем, что их младенцы будут необрезанными, и сами вводили своих малышей в союз Авраама, а затем, зная какая страшная казнь им грозит, поднимались со своими новорожденными детьми на городские стены и бросались вниз на камни.

Самоотверженность женщин передалась и мужчинам, и они начали восстание, которое привело к великой победе.

 

Да удостоимся и мы, с Б-жьей помощью, так же как и наши предки много лет назад, увидеть своими глазами великое чудо полного и окончательного Освобождения!

№: 48