Categories: Их след в нашей истории
      Date: 18.11.2013
     Title: Тамар

Внучка Ноаха, дочь Шема и жена Йегуды сына Яакова. Происходит из уважаемой и известной семьи. Тамар стала прародительницей царского дома Давида.



Текст: Ципи Кольтинюк

Тамар была дочерью Шема, коэна (первосвященника) того времени, и женой Эра, сына Йегуды, главы четвертого из колен Израиля. У Йегуды было 3 сына: Эр, Онан и Шела. Имя Тамар происходит от слова "тамар", так на иврите называется финиковая пальма. Тамар прославилась своей необычайной красотой.

 

Тупик

Первый удар судьбы постиг Тамар, когда она овдовела. Это произошло еще до того как у них с мужем появились дети. По еврейскому закону, если муж умер, не оставив после себя детей, то его младший брат должен жениться на вдове, чтобы "восстановить имя" старшего брата. Этот закон Торы называется "ибум" – левиратный брак.

Если же брат не желает жениться на вдове покойного, то проводят обряд "халица" (дословно "разувание"), во время которого младший брат во всеуслышание отказывается от своего права жениться на вдове старшего брата, и после этого женщина может выйти замуж за любого другого мужчину.

Следуя "ибум", Тамар вышла замуж за Онана – младшего брата своего покойного мужа. Онан, знавший, что в случае, если в их браке родится сын, то он получит имя Эра, постарался сделать все, чтобы детей не было. Онан, как и его старший брат, умер молодым. Комментаторы Торы объясняют, что это была не простая смерть, а небесная кара. И снова Тамар осталась бездетной вдовой.

Многие толкователи Торы сходятся во мнении, что и Эр, и Онан (мужья Тамар) были наказаны смертью за то, что служили идолам и грешили перед Б-гом. Но сломленный горем отец Эра и Онана, был уверен, что истинной виновницей его беды является Тамар. По обычаю, Тамар должна была выйти замуж за младшего сына Йегуды – Шелу. Но, потеряв двух старших сыновей, Йегуда опасался, что Тамар приносит несчастье своим мужьям, и поэтому не торопился женить своего младшего сына на Тамар, чтобы его не постигла участь старших братьев. Под предлогом того, что Шела слишком молод для женитьбы, Йегуда отослал Тамар в дом ее отца, чтобы она дожидалась там пока Шела повзрослеет. Тамар безропотно покорилась воле Йегуды и в течение нескольких лет терпеливо ждала в отцовском доме. Постепенно женщине стало ясно, что ее знаменитый свёкр под разными предлогами пытается помешать ее свадьбе со своим младшим сыном Шелой.

Печать, перевязь и посох

Тамар мечтала стать матерью и продолжить род царской семьи – колена Йегуды, но она понимала, что ее ситуация безвыходна: с одной стороны – она покинутая вдова, а с другой – она не может выйти замуж ни за кого, кроме младшего брата своих покойных мужей… К тому времени Йегуда тоже овдовел. Когда закончился траур, Йегуда решил объехать пастбища, на которых пастухи пасли его стада. Это стало известно Тамар, и она решилась на поступок, полностью противоречивший ее скромному характеру. Она сменила своё вдовье платье на одежды блудницы, закрыла лицо вуалью и расположилась на перекрестке дорог, по которому должен был проехать ее свекр. Когда Йегуда проезжал мимо, Тамар обратилась к нему, искушая его сладкими речами. Такое поведение было ей совершенно не свойственно и, конечно, Йегуда не узнал в таинственной незнакомке свою скромную невестку Тамар, и поддался искушению. Думая, что перед ним блудница, Йегуда пообещал, что позже пришлет ей в качестве платы, козленка. Но Тамар не устроило его обещание, и она попросила у Йегуды оставить ей что-то из своих вещей в залог. Она знала, что, если ей суждено зачать, то ей нужны будут доказательства, свидетельствующие об отцовстве ребенка, и поэтому Тамар попросила в залог именно те вещи, которые использовались в то время в качестве "документов", подтверждающих личность и статус человека в обществе: печать, перевязь и посох. Йегуда согласился. Позднее, когда его слуга вернулся на этот перекресток с обещанной платой, блудницы там уже не было…

Тамар вернулась домой и, переодевшись в свои прежние одежды, стала вести себя так, как будто ничего не произошло. Спустя несколько месяцев люди стали замечать, что формы Тамар округлились… И конечно, это известие сразу достигло Йегуды. Тамар обвинили в прелюбодеянии, так как она хоть и была вдовой – считалась нареченной Шелы до тех пор, пока Шела от нее не откажется. По закону дочь коэна, уличенная в прелюбодеянии должна быть сожжена. Этот приговор и был вынесен Тамар.

Даже под угрозой смерти Тамар не хотела позорить Йегуду, поэтому, придя на суд, она протянула своему свекру вещи, полученные от него в залог, и сказала: «От человека, которому принадлежат эти вещи, я жду ребенка»

Беззащитная женщина не хотела позорить своего уважаемого родственника, поэтому даже намеком не обмолвилась о том, что произошло между ними, хотя прекрасно знала, что наказание, к которому ее приговорили – незаслуженно и несправедливо. Она могла бы рассказать правду и обличить своего свекра, но вместо этого Тамар решила принести себя в жертву ради доброго имени человека, к чьей семье она принадлежала. Наши мудрецы ставили в пример поступок Тамар, говоря: «Пусть лучше человек прыгнет в раскаленную печь, чем опозорит своего ближнего прилюдно».

Тамар оказалась в очень опасной ситуации: если бы Йегуда не признал свое отцовство, она сгорела бы на костре!

 

От горечи к сладости

Как будто для того, чтобы вознаградить Тамар за все годы мучений и одиночества, Всевышний послал ей чудесных близнецов: Переца и Зераха. Старший получил имя Перец от глагола «лифроц» (иврит) – «прорываться», потому что про него рассказывается, что в момент рождения он «прорвался» и опередил своего брата Зераха. В одном из комментариев отмечается, что два сына были дарованы Тамар в память об умерших сыновьях Йегуды. Рождение близнецов положило начало королевской династии и родословной Машиаха из дома Давида.

Рассказывается, что раздался Голос с Небес, который произнес: «От меня и только по моему замыслу все это, дабы установить царский дом в народе Израиля».

Праведница Тамар знала, что ей суждено стать прародительницей Машиаха, и во всей этой, казалось бы, странной истории, ею двигали не плотские желания, а высокие духовные помыслы. Она была готова перебороть себя, для того чтобы возобновить род Йегуды и привести в мир Переца, от которого в будущем произойдет Машиах.

Раши пишет, что, несмотря на то, что вся эта история случилась до дарования Торы, потомки Ноаха строго относились к законам связанным с развратом, и они постановили, что дочь коэна, уличенная в этом грехе будет казнена на костре. Почему же Йегуда, узнав истину, освободил Тамар от наказания? Любавичский Ребе объясняет, что во времена до и после дарования Торы понятие «разврат» толковалось по-разному. Когда Раши комментирует слова, сказанные о Дине: «неужели подобной блуднице…», то под словом «блудница» Раши понимает женщину, которая отказалась от своей чести, ради похоти. Йегуда, узнав, что Тамар забеременела, решил, что она потеряла свое доброе имя, свою честь. Поняв, что ребенок в утробе Тамар – от него, и праведная невестка совершила все это, преследуя высокую цель – дать потомка дому Йегуды, стало ясно, что Тамар не совершила ничего греховного, и поступок ее в те времена был разрешен законом.

По мнению нескольких комментаторов Торы, Йегуда, увидя праведность и жертвенность Тамар, женился на ней.

Учение хасидизма объясняет, что на примере истории Йегуды и Тамар, можно увидеть как горечь и несчастья превращаются в радость: все беды Тамар и Йегуды, начиная с грешного поведения Эра и Онана и их смертей, и заканчивая строгостью Йегуды по отношению к Тамар, в итоге обернулись счастьем материнства и зарождением семьи, из которой в будущем произойдет Машиах. Такого же чуда мы ждем и от самого Машиаха: превратить тьму в свет, а горечь в сладость.

№: 48