Categories: О месяце
      Date: 20.08.2013
     Title: Еврейская осень

Царь, который оставил свой дворец; принц, забывший о своем происхождении; кто победил в суде; и как принц удостоился самой красивой в мире невесты. От месяца милости и покаянных молитв – до праздника Симхат Тора.



Месяц элул

Царь выходит к народу

Один царь управлял своим огромным государством, заботясь о благе подданных. Однажды он приказал объявить по городам и весям, что каждый, кто хочет попросить царя о чем-то, может придти во дворец. О приказе царя объявили, и он уселся в тронном зале – ждать, когда начнут приходить подданные. Но проходили дни, и ни один человек не появлялся во дворце. И царь решил: наверно, подданным нелегко оставить свои дома, работу и семьи и отправиться в далекую столицу. Да и неловко им появляться пред лицом самого царя, среди дворцового великолепия. И царь решил сам выйти к своим подданным. Он оставил дворец и проехал по городам и весям. Всюду подданные встречали его с радостью и почетом, и каждый мог подойти и высказать ему свою просьбу. И царь выслушивал каждого и каждому помогал в его беде.

С тех пор царь раз в году на сорок дней оставлял свой дворец и объезжал государство, беседуя с подданными. В эти дни они могли просить у него все, что им нужно.

Эта история – аллегория месяца элула. Придумал ее Старый Ребе. С ее помощью он объяснял суть того, что происходит в это время между Б-гом и евреями. Элул и десять Грозных дней – это время, когда Царь царей спускается к нам, и мы можем попросить у Него все что угодно. В эти дни легче раскаиваться в прошлых грехах и просить за них прощения у Всевышнего.

Рош Ашана (Судный День),

или принц, забывший свое происхождение

Что такое Рош Ашана? Это начало нового года. Точнее, голова года – именно так переводится название праздника с иврита.

И точно так же, как от головы зависит жизнь всего тела, от первых двух дней года зависит то, каким будет для нас весь последующий год. В Рош Ашана каждому человеку выносится приговор: сколько ему отпущено в этом году здоровья, богатства и так далее. И все это дается ему за то, что он признает над собой власть Царя царей. Рош Ашана – это дни, когда мы коронуем Всевышнего.

В Рош Ашана мы слушаем трубление в шофар. У этого есть много причин. Помимо прочего, в шофар трубят во время коронации царя; звук шофара напоминает нам о необходимости раскаяться в грехах; напоминает и дарование Торы на горе Синай, во время которого тоже слышались звуки шофара.

Еще одну причину, по которой в Рош Ашана трубят в шофар, мы поймем из притчи, рассказанной Бааль Шем Товом.

Однажды принц уехал из дворца своего отца-царя в далекие края – изучать науки и смотреть мир. Царь снабдил его всем необходимым для поездки. Поначалу принц прилежно изучал науки, но со временем забыл цель своего путешествия, растратил отцовские деньги в притонах для азартных игр и погрузился в разврат. Он стал говорить на языке простонародья и дошел до того, что забыл изысканный слог, которым его учили изъясняться с детства.

Но однажды утром принц проснулся с тоской в груди. Ему захотелось домой, в родной дворец, к любимому отцу. Он вскочил и тут же отправился в путь. Но уже у самой цели, на пороге дворца, ему преградила путь стража. Ведь он уже не был похож на того принца, который давным-давно вышел из этих ворот. Одежда его износилась, лицо осунулось, и разговор его выдавал простолюдина.

Принц понял: он не сможет убедить стражу, что он принц. И тогда он закричал в отчаянье: «Папа-а-а-а!» Царь услышал крик и узнал голос сына. Он кинулся к воротам, обнял принца и ввел его во дворец.

Б-жественная душа еврея спустилась в этот мир, бесконечно далекий от ее источника, такой далекий, что она забыла свое Б-жественное происхождение и погрузилась в грубую материальность. Но когда еврей берет шофар и трубит в него, пронзительные звуки напоминают крик сына: «Папа-а-а-а!» И Всевышний слышит знакомый любимый голос своего сына.

Десять Грозных дней,

или как нищий перед богачом

После того, как в Рош Ашана мы короновали Всевышнего, наступают Десять дней раскаяния, в течение которых мы предстаем перед Ним, как рабы перед господином.

А теперь еще одна притча.

Жил-был бедняк, и был у него единственный сын – отрада сердца. Ничем сын бедняка не был обделен – ни добрым сердцем, ни острым умом, ни талантами. Но вот пришла пора сына женить, и задумался бедняк. Где взять денег на свадьбу?

Однажды пожаловал к нему в гости местный богач собственной персоной и предложил в жены его сыну свою дочь. Все расходы он берет на себя, а на долю отца жениха остается только сшить сыну приличествующую случаю одежду.

Обрадовался бедняк, но и опечалился: где ж ему достать денег даже на одежду для жениха!? А богач за свое: «Я беру на себя все расходы, но и ты должен внести свою лепту. Иначе я не согласен!» Тогда бедняк попросил у богача десять дней на раздумье. Девять дней он обивал пороги друзей и знакомых, пытаясь занять нужную сумму, но все напрасно! В отчаянии направился он к дому будущего свата. Удивился богач: «Ты что, уже приготовил одежду для жениха?» «Нет, – ответил бедняк. – Сейчас я пришел к тебе не как сват к свату, а как нищий к богачу. Пожалуйста, одолжи мне денег!»

Точно так же мы в Рош Ашана обращаемся к Всевышнему, прося у него все, что нам необходимо: прощения за прошлые грехи, удачного года, здоровья, богатства и много-много всего другого. И Всевышний, по доброте Своей, все это нам дает. Только одного Он хочет от нас: чтобы мы открыли свои сердца раскаянию. Ну, хотя бы на ширину иголки! А уж Он тогда поможет нам распахнуть их до конца.

Как нам открыть сердца, огрубевшие в этом грубом мире!? На раздумья об этом Всевышний дал нам Десять дней раскаянья. И в последний из этих дней, День Искупления, мы смиренно приходим к Всевышнему, как нищие к богачу, и просим: «Пожалуйста, открой наши сердца! Помоги нам совершить истинное раскаяние!»

День Искупления

И вот, раскаявшись в грехах прошлого года, мы предстаем перед Всевышним в самый святой день года. День, о котором сказано, что он искупает грехи, если еврей постится, как того требует Тора. В День Искупления в нашем мире раскрывается самая высокая ступень святости.

Это выглядит странно на первый взгляд. Ведь все мы не ангелы и в течение года совершаем какое-то количество грехов. И вдруг, только потому, что мы поголодали один день и попросили у Всевышнего прощения в молитве, все эти грехи нам списываются!? Даже если назавтра мы принимаемся за старое!? Ну, не спектакль ли это!?

Чтобы понять, что на самом деле происходит в День Искупления, давайте обратимся к притче.

Жил-был один хасид. Жил он в еврейском местечке, а на жизнь зарабатывал торговлей и потому общался в основном с другими торговцами, неевреями из соседних городков. Ему не хотелось слишком выделяться в их компании своей еврейской одеждой. Он решил купить себе современную модную одежду, «как у всех», и носить ее по будням. А когда по субботам он оставался в родном местечке, по-прежнему одевался как еврей. Но однажды он подумал: а не лицемерие ли это? Ведь шесть дней в неделю я выгляжу совсем не так, как в субботу. Подумал – и пошел в синагогу в нееврейской одежде. Встретив раввина, он почувствовал себя неудобно и объяснил: «Я решил прекратить прикидываться не тем, что я есть!» Раввин вздохнул и ответил: «Ты думаешь, никто не знал, как ты выглядишь в будни среди неевреев? Но мы-то думали, что это там ты прикидываешься не тем, что ты есть, а настоящий ты – как раз здесь. Жаль, что все оказалось наоборот».

Когда еврей постится в День Искупления и раскаивается в грехах, это и есть настоящий он. Ведь каждый еврей на самом деле хочет исполнить данное ему Всевышним предназначение, просто он порой слишком увлекается реалиями материального мира. Но он должен знать: это всего лишь маска. А настоящее его лицо становится видно только в День Искупления.

Суккот,

или дирижерская палочка в руках маэстро

Через несколько дней после Дня Искупления наступает веселый праздник Суккот. Его главная заповедь, как она записана в Торе – «В шалашах сидите семь дней». Зачем? «Чтобы знали все поколения ваши, как в шалашах поселил Я сынов Израиля при выводе их из Египта». А если так, то Суккот – праздник памяти.

В Суккот мы строим шалаш, состоящий из четырех стенок и схаха – крыши из веток. Здесь мы накрываем стол для праздничных трапез. А хасиды вообще стараются есть и пить все семь дней только в шалаше. Сидя в шалаше, мы вспоминаем облака славы, из которых Всевышний построил нам шалаши после выхода из Египта.

А еще в Суккот мы исполняем заповедь вознесения четырех видов растений – побега финиковой пальмы, цитрона, мирта и ветви ивы. Только что закончился суд, нам вынесли оправдательный приговор, простили грехи, обещали хороший год, и мы, воздевая руки с растениями, словно радуемся этой победе.

Поэтому Суккот – самый веселый еврейский праздник, «время веселья нашего», как написано в Торе. Каждый вечер устраивают танцы под веселую музыку, как во времена Храма, когда евреи с музыкой и танцами возливали воду на жертвенник.

Симхат Тора,

или жених самой красивой в мире невесты

Царь устроил пир и пригласил на него всех своих подданных. Семь дней длился пир, а когда гости разошлись, царь сказал своим сыновьям: а теперь посидим вместе, без посторонних.

Семь дней праздника Суккот мы приносили в Храме жертвы за все народы мира, а Симхат Тора – наш семейный праздник. Вместе со Всевышним мы радуемся Торе.

Тору мы получили еще в праздник Шавуот. Почему же тогда нужно ждать четыре месяца, чтобы начать радоваться ей? Вот какую притчу рассказал Магид из Дубно, чтобы ответить на этот вопрос.

Жили-были царь с царицей, и не было у них детей. Отправились они к колдунье, чтобы она помогла в их беде. Сказала им колдунья: «У вас родится дочь-красавица. Но берегитесь: она не должна видеть ни одного мужчины, даже собственного отца, до самой свадьбы. Иначе она умрет». Царь и царица согласились на это условие, поблагодарили колдунью и отправились домой.

Через девять месяцев, как и обещала колдунья, у них родилась дочь-красавица. Много лет родители оберегали ее, чтобы она не увидела ни одного мужчины. Но вот пришло время выдавать ее замуж – и что же? Ни один жених не хотел брать в жены принцессу, не увидев ее до свадьбы. Только один принц поверил на слово, что она красавица, и согласился жениться на ней. Настал день свадьбы. Жених в глубине души опасался, что невеста не понравится ему. Завершился свадебный пир, принц вошел в свои покои и только теперь увидел молодую жену. Она, и вправду, оказалась красавицей. А через некоторое время он убедился, что его жена обладает еще и многими другими достоинствами. И тогда он пришел к царю и стал благодарить его за то, что выдал за него свою дочь.

Также и евреи: в праздник Шавуот они обещают Всевышнему, что будут соблюдать Тору, что бы в ней ни было написано. А позже, в Симхат Тора, убедившись в том, какое сокровище они получили, евреи радуются Торе.

Хорошего сладкого года всем нам!

№: 47