Categories: Образ жизни
      Date: 20.08.2013
     Title: «И возвести шофаром о свободе нашей…»

Давайте совершим небольшую экскурсию по семейному предприятию, производящему шофары. Мы видим шофар только во время осенних праздников, а потом снова забываем о нем до следующего года.



Семья же Бар-Шешет живет шофарами круглый год, продолжая традицию пятнадцати поколений, начатую еще в Испании, продолженную в Марокко и затем – в лагере интернированных и, наконец, в Земле Израиля.

Гостей мастерской Цвики Бар-Шешета в Хайфе встречает тяжелый запах уже на пороге. Всюду лежат шофары. Часть из них – очевидно, испорченные – лежат грудами, покрытые пылью. Часть – разложены на столах. Все они – на разных ступенях обработки. Пол покрыт толстым слоем стружек.

Инструменты, кроме современной шлифовальной машинки – самые простые, которыми работали еще прадеды. Каждый мастер по производству шофаров дорожит своими инструментами как зеницей ока: ведь их давно уже никто не производит. Семейный клан Бар-Шешет сам изобретал и создавал эти инструменты и передавал их из поколения в поколение вместе с секретами производства. Не случайно их шофары считаются самыми качественными в мире.

Даже само происхождение фамилии Бар-Шешет связано с шофаром. Говорят, что их предок, раби Ицхак, один из раввинов испанской общины, в канун субботы имел обычай проходить по улицам еврейского квартала и, трубя в шофар, возвещать о наступлении субботы. За это его прозвали «бар шешет» – возвещающий о конце шести рабочих дней. Сам раби Ицхак и начал в 1345 году производить шофары.

Все это нам рассказывает, держа в руках шофар, Цвика Бар-Шешет. Сегодня они вместе с компаньоном, работающим в Тель-Авиве, производят 70% шофаров во всем мире.

«Наши предки в Испании изготавливали вилки, ложки и ножи. Это было их основное занятие. Шофары они делали попутно, не для заработка, а чтобы обеспечить ими свою общину. Перебравшись в Марокко, они стали изготавливать столовые приборы из рога, которые здесь было принято подавать с икрой. Это и можно считать переломным моментом. Отсюда до массового производства шофаров было уже рукой подать».

Шофар в лагере для интернированных

«Мой отец, раби Меир, прибыл в Землю Израиля на знаменитом корабле «Эксодус». Но англичане вернули всех его пассажиров на территорию Германии и поместили в лагерь для интернированных.

Накануне осенних праздников жителям лагеря удалось с огромным трудом собрать тридцать марок и купить барана. Весь лагерь наблюдал, как раби Меир обрабатывал бараний рог, сверлил в нем отверстие и шлифовал. Шофар из второго рога удалось переправить в соседний лагерь для интернированных.

Молитвы того Рош Ашана в лагере для интернированных были особенно прочувствованными. Евреи просили Всевышнего вспомнить жертвоприношение Авраама и привести их в желанную Землю Израиля. Сердца их наполнялись тоской по Земле, когда они произносили слова молитвы: «Б-г наш и Б-г отцов наших! Возвести шофаром о свободе нашей! Собери изгнанников… и приведи их в Сион, город Твой, в радости».

«Тот исторический шофар, – говорит Цвика, – достиг берегов Израиля вместе с моим отцом. Я храню его как самое драгоценное сокровище и передам детям».

В Танахе в рассказе о жертвоприношении вместо Ицхака в жертву был принесен баран. С тех пор шофар, сделанный из бараньего рога, напоминает нам об этом событии. В Рош Ашана звуками шофара мы напоминаем Всевышнему о самопожертвовании нашего праотца, который готов был отдать Ему своего единственного сына.

Во время дарования Торы также слышались звуки шофара. Позже в шофар трубили во время взятия Иерихона во времена Йеошуа. Трубили в него и при коронации еврейских царей.

Шофар – это символ красоты, величия и царственности.

Секрет шофара

Большинство шофаров производятся из рогов дикого и домашнего барана и антилопы. В Израиле трудно достать бараньи рога – здесь не водятся животные с рогами, подходящими для изготовления шофаров. Да и вообще здесь режут мало баранов, люди привыкли есть в основном птицу и говядину.

Несколько раз в году Цвика со своим компаньоном едет в Австралию, Марокко или Африку закупать рога. Они выбирают лучшие из тех, что продавцы специально заготавливают к их приезду. Затем они делят между собой работу: часть рогов пройдут обработку целиком в одной из двух мастерских, а часть начнет свой маршрут в Тель-Авиве, а закончит – в Хайфе.

В производстве шофара есть много секретов, начиная с выбора качественных рогов. «Одного взгляда на рог мне достаточно, чтобы понять, выйдет ли из него качественный шофар, – говорит Цвика. – Рог должен быть абсолютно целым, без трещин и дыр. Рог отделяют от внутренней кости, обрабатывают в печи, выпрямляют, чистят, полируют. И только в самом конце процесса можно узнать, каким будет звук этого шофара.»

Изготовление шофаров – непростая работа. Только широкая половина рога пустотелая. В узкой же приходится сверлить отверстие. Но прежде рог выпрямляют. Для этого его нагревают в печи так, что он обугливается, и в горячем виде осторожно придают ему желаемую форму. Сверление тоже требует осторожности. На этом этапе идет в брак самое большое количество рогов.

Далее шофар шлифуют. Сначала грубая шлифовка, потом полировка. Работа эта ручная. С каждым шофаром в отдельности нужно решить, где шлифовать, а где оставить как есть. Здесь тоже необходима осторожность, чтобы не появились трещины или дыры.

Шлифовка еще и потому требует большого опыта, что шофар нельзя покрывать лаком или любыми другими веществами.

Они производят пять тысяч шофаров в год. Половина из них продается непосредственно перед осенними праздниками, остальные – в течение всего года. Цены – от ста пятидесяти шекелей за простой шофар и до десятков тысяч шекелей за сувенирные образцы, украшенные серебром и драгоценными камнями. Такие шофары не предназначены для трубления. Их покупают коллекционеры предметов еврейского искусства.

Многие покупают шофар, чтобы украсить им гостиную или подарить друзьям. Им не так важен звук, как вид изделия. Те же, что покупают шофар для его использования по непосредственному назначению, проверяют его звук, а внешний вид для них не так уж и важен.

№: 47