Categories: Образ жизни
      Date: 24.02.2010
     Title: А у нас в семье радость!

Еврейские семейные праздники… Они сопровождают нас от рождения и до того момента, когда мы покидаем родное гнездо, чтобы дать начало новому кругу.

Леа Коген



Ребенок родился...

Ребенок родился… Вокруг него – радостная суета, ему стремятся обеспечить все самое лучшее. Над кроваткой и входом в комнату «Шир амаалот» – особым образом написанная глава из Псалмов. Мама каждый вечер читает над малышом «Шма». Для него тщательно отбираются такие игрушки и картинки, которые изображают только кашерных животных.

Итак, самый первый праздник в жизни еврейского малыша – это суббота. В первую субботу после рождения мальчика устраивается шолом зохер: счастливый отец приглашает гостей, делают лехаим и поздравляют родителей.

 

Брит мила

Затем – обрезание. Делается оно новорожденному еврейскому мальчику, когда ему исполняется восемь дней. Евреи радуются не просто тому, что ребенок появился на свет (ведь для этого необязательно ждать восьмого дня!), а тому, что малыш присоединился к союзу потомков Авраама со Всевышним.

 

На святом языке этот ритуал называется не просто обрезанием, а союзом обрезания. Поэтому в нем важно не только исполнение предписанных действий, но и намерение ввести ребенка в союз со Всевышним. Если обрезание сделано, например, врачом, без такого намерения, необходимо провести повторный ритуал, во время которого, конечно, не делают еще одно обрезание, а просто выпускают из пениса капельку крови, имея при этом в виду союз обрезания.

 

Авраам обязался, что его потомки будут служить Всевышнему и ходить Его путями, а Всевышний – что никогда не уничтожит и будет вечно хранить еврейский народ. Так и ведется с тех пор уже тысячи лет: евреи продолжают соблюдать Тору Всевышнего точно так же, как это делали их предки во времена пророков и в эпоху испанского Золотого века, в панской Польше и в годы Катастрофы. Народы и государства рождаются и умирают, а евреи – все те же…

 

На это чудо намекает и число восемь (обрезание – на восьмой день!). У каждого числа в еврейской традиции есть свой смысл. Так, например, шесть символизирует законы природы: шесть направлений (север, юг, восток, запад, верх и низ), шесть дней творения, шесть рабочих дней недели. Семь – все еще в рамках законов природы, но это уже ее духовный элемент, как суббота – духовный смысл всех остальных дней недели. Восьмерка же символизирует сверхъестественное – чудо, не подчиняющееся законам природы. Действительно, вечность еврейского народа невозможно объяснить ничем, кроме как чудом: даже сильнейшие мировые сверхдержавы разваливаются, в конце концов, а крошечный и слабый народ, без своего государства, существует тысячелетиями. Так чудесным образом исполняется обещание Всевышнего.

 

Кроме того, обрезание крайней плоти совершается над органом, символизирующим самые сильные человеческие стремления. Тем самым оно дает человеку силы подняться над своей природой и управлять страстями.

 

Да, союз заключен между Всевышним и всем потомством Авраама, но чтобы весь народ шел путями Торы, нужно, чтобы каждый еврей персонально нес ответственность за свое поведение и поступки. Поэтому каждый новый еврей, появившийся на свет, доложен сам, лично войти в этот союз.

 

Пидьен абен

Думаете, это все? Если это ваш первый ребенок, то еще не все: вам предстоит выкуп первенца. Дело в том, что первенцы всех колен Израиля должны были служить в Храме, то есть быть коэнами. Но когда был совершен грех поклонения золотому тельцу, всевышний разгневался на евреев и отнял у них право служВния. Лишь представители колена Леви не были причастны к истории с золотым тельцом, они и стали служителями Храма – коэнами и левитами. А что же первенцы? Право у них было отнято, но обязанность-то – нет! Просто от этой обязанности они теперь “откупаются”, отдавая коэну серебряную монету определенного достоинства за работу, которую семейство коэнов исполняет вместо них. Но евреи из всего умеют сделать праздник! Ведь выкупать первенца – заповедь, а если заповедь, значит – радость! Поскольку выкупу подлежит первенец с тридцатидневного возраста, в этот день устраивают праздничную трапезу, приглашают гостей, малыша выносят на особом красивом подносе, а сверху на него по обычаю кладут конфеты (чтобы жизнь была сладкой) и золотые украшения (чтобы не было у него ни в чем недостатка). (Правда, в наше время по незнанию случается, что первенцу уже немного больше, чем месяц. Например, лет так шестьдесят. Что ж, тогда придется обойтись без подноса. Но заповедь и праздник никто не отменял).

 

Далее халаке...

Проходит три года, и в третий день рожденья по еврейскому календарю мальчику устраивают опшернеш (другое название этой церемонии – халаке) – первую стрижку. В большинстве еврейских общин стричь мальчиков до этого возраста не принято.

 

В Израиле особой популярностью пользуется обычай устраивать церемонию халаке на могиле раби Шимона бар Йохая на горе Мирон, недалеко от Цфата. Вообще хорошо делать это на могиле праведника (в Казахстане – на могиле раби Леви-Ицхака Шнеерсона).

 

Устраивать халаке нужно в сам день рождения, если он не приходится на период “Меж теснин” или на дни между Песахом и Шавуотом, когда стричься запрещено по причине траура. В этом случае ребенка стригут сразу после окончания траурных дней.

 

Остригая волосы малыша, ему впервые оставляют пейсы – пряди волос на висках, в соответствии со сказанным в Торе: “Не закругляйте края бороды”. Первое исполнение именно этой заповеди и празднуют церемонией халаке.

 

У женщин такого запрета нет, поэтому девочкам не устраивают праздник первой стрижки. Девочке можно устроить праздничную церемонию в честь первого зажигания субботних свечей, когда она научится разговаривать и сможет самостоятельно произнести благословение.

 

Собирается вся семья, приглашают гостей. Каждый может поучаствовать в стрижке, отрезав малышу прядь волос, после чего устраивается веселая трапеза. Особо уважаемому гостю дают отрезать первую прядь. Гости произносят традиционное поздравление, желая родителям вырастить сына «для Торы, для хупы, для добрых дел».

 

Мальчик, который с этого дня становится большим, дает в этот день монетку на благотворительность и произносит слова Торы (например, 12 отрывков). С этого дня он начинает носить кипу и талес, произносить благословения, послеобеденную молитву и Шма.

 

У числа три тоже есть особый смысл в еврейской традиции. Так, например, в Земле Израиля запрещено есть плоды дерева, которому не исполнилось три года.

 

До трех лет ребенок еще не может разговаривать, а на четвертом году жизни уже говорит, поэтому начинает учить Тору, то есть «давать плоды».

 

Уже ученик...

На этот же возраст приходится и еще один праздник – внесение в хейдер.

 

С утра малышу надевают кипу и талес, отец заворачивает его с головой в свой большой талес, чтобы по дороге он не увидел нечистых зрелищ (например, нечистое животное – кошку, собаку и так далее), и впервые несет в хейдер – еврейскую начальную школу. Вся семья в радостном волнении сопровождает героя торжества.

 

В хейдере мальчика встречают меламед и ученики, его поздравляют с началом учебы, поют веселые песни и аплодируют – словом, устраивают настоящий праздник. Потом меламед берет малыша на руки и вместе с ним читает буквы еврейского алфавита с листа, намазанного медом. Прочитав букву, ребенок слизывает мед, чтобы почувствовать сладость ученья.

 

И снова поздравления, в героя торжества бросают конфеты, меламед катает его на плечах, а он раздает всем мальчикам кусочки пирога и пакетики со сладостями. Впереди – годы учебы…

 

Тожество бар мицвы

А теперь перепрыгнем сразу через десяток лет и окажемся на торжестве бар мицвы нашего малыша. Дословный перевод – «сын заповеди». Как в три года мальчик из младенца превращается в серьезного маленького еврея с кипой, пейсами и нитями цицит и начинает учить Тору, так и в тринадцать лет из мальчишки он превращается в юношу, несущего полную ответственность за свои поступки. Проще говоря, с этого возраста он обязан исполнять все заповеди Торы как взрослый. Отсюда и название – бар мицва.

 

Большинство заповедей еврейский ребенок исполняет и до наступления возраста бар мицвы, но накладывать тфилин начинают только с тринадцати лет. Поэтому черные коробочки тфилин с ремешками стали символом этого праздника. Даже пироги на празднование бар мицвы часто пекут в форме тфилин.

 

Задолго до наступления тринадцати лет заботливые родители начинают подыскивать для сына тфилин, изготовленные опытным и Б-гобоязненным переписчиком. Еще бы: ведь если тфилин окажутся некашерными, сколько их ни накладывай – все равно так ни разу и не исполнишь заповедь.

 

Но вот тфилин куплены. Теперь нужно изучить все связанные с ними законы и, конечно, научиться их накладывать. Будущий бар мицва пока накладывает их, не произнося благословения.

 

Наконец наступает долгожданный день. Мальчику исполняется тринадцать лет. Утром он впервые накладывает тфилин с благословением. Сам он и все его родные в этот день стараются исполнить как можно больше заповедей и «записать их на счет» героя торжества. Часто и в зале торжеств, в котором будет праздноваться бар мицва, на каждый столик кладут горсть монет и ставят копилку для благотворительности, чтобы и все гости могли исполнить заповедь в заслугу юноши. Деньги, разумеется, используют на благотворительные цели.

 

Но центральное событие бар мицвы происходит не в зале торжеств, а в синагоге. Это первый в жизни юноши вызов к чтению Торы. Тору читают по понедельникам, четвергам и субботам, поэтому не всегда в день тринадцатилетия возможен вызов к Торе. В этом случае его устраивают при первой же возможности после исполнения мальчику тринадцати лет.

Многие жители Израиля предпочитают праздновать первый вызов к Торе в самой главной синагоге мира – у Стены Плача, объединяя свое семейное торжество со стремлением всего еврейского народа к Избавлению.

 

Вот юноша выходит к столу для чтения Торы, с тфилин на голове и на руке, и тут в его сторону с женской половины синагоги начинают лететь конфеты. Это мама, бабушки, сестры, а заодно и все женщины, оказавшиеся в этот день в синагоге, позаботились об исполнении этого веселого обычая.

 

Пожелаем и мы юноше долгой и счастливой жизни, исполнения заповедей и изучения Торы… и зададимся вопросом: а как же девочки? Неужели они лишены такого важного праздника?

 

Бат мицва

В прошлом, пожалуй, так и было: бат мицву (в переводе – дочь заповеди) никак особенно не отмечали. Просто, когда девочке исполнялось двенадцать лет (а не тринадцать, как мальчику), она начинала исполнять все заповеди по-настоящему, как взрослая, и нести за них полную ответственность.

 

Однако в последнее время распространился обычай отмечать бат мицву особо. Разумеется, как и в прошлом, девочка, готовясь к этому событию, изучает законы исполнения заповедей. А еще – готовит небольшую речь на темы Торы, обычно – о роли еврейской женщины или об одной из чисто женских заповедей. Эту речь она произнесет во время вечеринки в честь ее бат мицвы с подругами и семьей. Все участницы вечеринки,  в первую очередь, конечно, героиня дня, кладут монету в копилку для цдаки. Девочке желают вырасти праведницей, как наши праматери, Сара, Ривка, Рахель и Лея.

 

Дай   Б-г   радости  Вашим  семьям  !

Мазаль   тов  !

№: 10