Categories: Их след в нашей истории
      Date: 14.05.2013
     Title: Ребецн Аснат Барзани

Дочь гения Торы, жена гения Торы и сама – гений Торы. Большой знаток как открытой части Торы, так и каббалы. Глава ешивы.



Четыреста лет назад в еврейской общине Курдистана жила необыкновенная женщина – редкая красавица и гений Торы по имени Аснат Барзани. Она была дочерью раби Шмуэля Барзани, главы ешивы города Мосул на севере Ирака.

Раби Шмуэль, выдающийся ученый Торы, не мог без сожаления видеть, как мало в его эпоху осталось настоящих ее знатоков и как низок был уровень знания Торы в его поколении, поэтому он основал ешиву, в которой предполагалось преподавать Тору на очень высоком уровне.

У раби Шмуэля не было сына, и в своей единственной дочери Аснат он видел «наследника» и учил ее всему, чему учил бы мальчика. Девочка была очень способной, она с легкостью постигала все, чему учил ее отец. Она была освобождена от домашней работы, которую выполняли ее ровесницы. Все ее время было посвящено изучению Торы, и она учила Тору со страстью, не отвлекаясь на мирские дела.

Раби Шмуэль все свои деньги вкладывал в ешиву, и семья жила в нищете. Аснат помогала отцу руководить ешивой, вела ее финансовые дела и писала письма жертвователям.

Особый брачный договор

В те времена женщины не работали за пределами дома. Еврейки Курдистана были неграмотны. Их единственным занятием было домоводство. Аснат в этом обществе была настоящей экзотикой.

Когда пришло время для Аснат выходить замуж, отец выбрал для нее в качестве жениха лучшего из своих учеников – раби Яакова Мизрахи. Перед свадьбой он взял с раби Яакова клятву, что тот не будет заставлять жену заниматься домашней работой, а предоставит ей свободу изучать Тору и руководить ешивой. Это было более чем странное требование, но раби Яаков решил что жена – редкая красавица и гений Торы – стоит того. Это условие было внесено в брачный договор.

Вскоре после свадьбы раби Шмуэль умер, и молодой зять занял его место официального главы ешивы.

Святость еврейской женщины

Долгое время у раби Яакова и Аснат не было детей. Раби Яаков преподавал в ешиве, жена была ее администратором.

И только через много лет брака у раби Яакова и Аснат родились двое детей, мальчик и девочка. Сыну дали имя Шмуэль – в честь деда. По слухам, благодаря изучению каббалы Аснат обладала особыми духовными силами и молилась, чтобы Всевышний забрал у нее женский цикл, дабы она могла целиком посвятить себя Торе и руководству ешивой, и эта ее просьба была исполнена.

Про необыкновенные умения Аснат рассказывают и другие истории. Например, говорят, что, еще будучи незамужней девушкой, она поднялась вечером на крышу дома, чтобы разложить свою одежду для просушки. Ее увидел сосед-нееврей и, вознамерившись овладеть ею, полез на крышу. Аснат, увидев его, произнесла тайные имена Б-га, и преследователь повис на стене, не в силах двинуть пальцем. Так его и увидели утром. Соседи пытались снять незадачливого насильника, но тщетно. Только заступничество местного правителя заставило Аснат освободить его. При этом она сказала, что тот, кто пытается нарушить святость еврейской женщины, заслуживает самого строгого наказания.

Еще рассказывают, что однажды Аснат уговорила евреев местной общины праздновать новомесячье не в синагоге, как обычно, а на свежем воздухе. Когда празднество было в разгаре, послышались крики: синагога горела. К счастью, внутри никого не было. Услышав крики, Аснат произнесла тайное имя, и огонь погас. Войдя внутрь, евреи обнаружили, что все свитки Торы целы, и синагоге не причинено существенного ущерба. С тех пор синагогу звали именем Аснат.

Наследница

Раби Яаков, муж Аснат, умер рано, и она осталась единственной продолжательницей дела отца. Теперь она была уже официальной главой ешивы, занималась и преподаванием, и администрированием. В одном из сохранившихся писем она свидетельствует о себе: «С самого начала покойный рав был занят изучением Торы и не находил времени для преподавания. Я обучала учеников вместо него и была его помощницей. А теперь, по грехам нашим, он ушел в лучший мир… и я осталась и преподавать, и наставлять, и требовать окунания в микву, соблюдения субботы, ниды, молитвы и прочего…»

Это был первый за всю еврейскую историю пример женщины на такой должности. Современники относились к ней с большим уважением и не сомневались, что такие познания в Торе, как у Аснат, делают ее единственным претендентом на эту должность. Ее даже называли «наш раввин и учитель», только в женском роде.

Аснат не только преподавала Тору, но и выносила алахические решения для своей общины. Она написала комментарии к книге Притч Соломоновых, но они, к сожалению, не сохранились до нашего времени.

Особенно поражает в Аснат сочетание таланта кабинетного ученого и администратора. После смерти ее отца и мужа долги ешивы были так велики, что единственным выходом было закрыть ее и расплатиться с заимодавцами, продав личное имущество семьи Барзани-Мизрахи. Но Аснат не сдалась. Она разослала письма всем жертвователям и главам общин. В этих письмах говорилось о состоянии ешивы и о том, что в уплату долгов уже описана часть скудного имущества Аснат. Аснат просила ответить на ее письменную просьбу, поскольку ей, как женщине, не приличествует лично ходить от двери к двери, собирая пожертвования. Все ее желание – лишь сохранить ешиву, основанную ее отцом, и продолжать обучать в ней новых знатоков Торы на пользу всему еврейскому народу.

Продолжение

Сын Аснат, рав Шмуэль, тоже стал выдающимся ученым Торы и занял место раввина Багдада. С него началась династия раввинов Барзани в Багдаде и Мосуле.

Аснат, вне всякого сомнения, была выдающейся личностью, примером любви к Торе. Ей принадлежит заслуга расцвета изучения Торы в общине Курдистана. Она оставалась во главе ешивы до самой своей смерти в 1670 году.

После ее смерти евреи Курдистана имели обычай молиться на ее могиле и писать ее имя на амулетах.

№: 45