Categories: Из учения Ребе
      Date: 25.04.2013
     Title: «Все мое и ваше – от нее…»

В дни отсчета Омера мы вспоминаем удивительную историю, учащую нас, какова сила еврейской женщины.



Ребе

 

Отсчет Омера связан с именем раби Акивы. В период между Песахом и Лаг Баомером  умерли от эпидемии двадцать четыре тысячи его учеников, а после Лаг Баомера, когда эпидемия прекратилась, он начал обучать новых учеников.

Одна из главных заслуг раби Акивы в том, что сказано о его учениках: «Был мир пуст, пока не пришел раби Акива [, воспитал учеников]… и они установили Тору». Иными словами, раби Акива сделал из пустого мира полный, мир, пригодный быть жилищем Всевышнего, мир, о котором Всевышний сказал: «Пришел Я в сад Мой».

Наши мудрецы рассказывают, что до того, как раби Акива начал учить Тору, он был пастухом на службе у Кальба Савуа, одного из самых богатых жителей Иерусалима. Увидела его Рахель, дочь Кальба Савуа, и спросила: «Если я выйду за тебя замуж, ты пойдешь учить Тору?» Он ответил: «Да». Она тайно обручилась с ним. Узнал об этом отец Рахель, выгнал ее из дому и лишил наследства.

Акива и Рахель поженились, и Акива отправился учить Тору. Через двенадцать лет он вернулся с двенадцатью тысячами учеников. Вернувшись домой, он услышал, как соседка говорит его жене: «Ты как вдова при живом муже». А Рахель на это ответила: «Если бы он послушал меня, то еще двенадцать лет учил бы Тору». Услышал это Акива и вернулся в дом учения.

Прошло еще двенадцать лет, и раби Акива вернулся домой и привел с собой двадцать четыре тысячи учеников. Услышала об этом Рахель и вышла встречать его. Соседки советовали ей: «Одолжи платье и оденься». Но она вышла, в чем есть, упала перед раби Акивой ниц и поцеловала его ноги. Ученики хотели оттолкнуть ее, но раби Акива сказал: «Оставьте ее. Все мое и ваше – от нее».

Раби Акива воспитал учеников, которые создали мир Торы. Но, несмотря на величие его собственной заслуги в этом, он сказал: «Все мое и ваше – от нее». Именно жена отправила его учить Тору, и благодаря ей раби Акива осветил мир светом Торы во всех последующих поколениях.

Из этой истории можно извлечь еще один урок: в силах жены не только воспитывать собственных детей, но и сделать весь свой дом домом Торы. Она может помочь мужу и всем близким раскрыть силы их Б-жественной души при помощи своей сердечности и Б-гобоязненности. А поскольку Всевышний дал женщинам эту способность, они обязаны реализовать ее.

 

***

Два основополагающих аспекта в даровании Торы связаны особым образом с еврейской женщиной-матерью:

Во-первых, Всевышний, давая евреям Тору, приказал Моше сначала поговорить с женщинами, а уже потом – с мужчинами. Так толкуют наши мудрецы стих «Так скажи дому Яакова (женщинам) и прикажи сынам Израиля (мужчинам)».

Во-вторых, Тора была дана только после того, как евреи взяли на себя ответственность за то, что она не забудется в последующих поколениях.

Мидраш рассказывает: когда Всевышний собрался дать евреям Тору, он попросил выставить гарантов, которые будут хранить ее. Он не хотел отдавать Тору, которую называют «спрятанным сокровищем» и которая для Него дороже всего, без гарантий, что получатель будет ценить ее и она будет для него светом, освещающим повседневность.

Евреи предлагали Всевышнему разных гарантов, но Он не принял ни один из вариантов, пока они не предложили в качестве гарантов своих детей. Иными словами, евреи дали обещание воспитывать всех своих детей (не делая разницы между способным, легкообучаемым и неспособным, чье воспитание требует существенных усилий) так, чтобы для всех них Тора была «спрятанным сокровищем», как для самого Всевышнего.  И после этого, когда евреи сказали: «Будем исполнять и изучать», Всевышний дал им Тору.

Из этого становится ясно, что исполнение Торы и заповедей зависит в очень большой степени от еврейской женщины-матери. Женщина может и должна поддерживать мужа в желании изучать Тору; она может и должна обеспечить семейные традиции, основанные на Торе и заповедях, а также общую атмосферу святости в доме. Как мать, время которой в большей степени посвящено детям, женщина в большей степени ответственна за их еврейское воспитание.

***

Необходимо помнить, что точно так же, как во время дарования Торы Всевышний не удовлетворился одой только передачей Торы, а сначала дал евреям силы и способность ежедневно соблюдать ее и сказал, что начало этому должны положить еврейские женщины, точно так же каждый год [в день дарования Торы] еврейские женщины и девушки должны получить ее первыми. А это, в свою очередь, даст сил и мужчинам принять Тору и соблюдать ее в течение всего года.

№: 45