Categories: О месяце
      Date: 18.03.2013
     Title: Из рабства – к свободе

Никогда ни один раб не сбежал еще из Египта – страны колдунов и диктаторов. Но Всемогущий вывел Свой народ из этого логова нечистоты.

В чем внутренний смысл Египта? Что символизирует Моше? Почему именно десять казней, а не девять или одиннадцать?

 



Из рабства – к свободе: комментарии наших мудрецов и учение хасидизма.

Египет

Когда в Святой Земле наступил голод, сыны Яакова спустились в Египет. Поначалу они пользовались уважением египтян и жили в спокойствии и изобилии. Но после смерти Яакова и его сыновей на египетский престол взошел новый фараон. Некоторые комментаторы Торы считают, это был в буквальном смысле новый фараон; другие придерживаются мнения, что это был все тот же фараон, просто он изменил свое отношение к евреям и начал преследовать их.

Так евреи прожили в Египте 210 лет – в изнуряющей работе, а их детей топили в Ниле. Египетское изгнание стало для евреев началом всех изгнаний.

В учении хасидизма говорится, что слово «Мицраим» (Египет) означает узкое, давящее место. Когда еврей ставит во главу угла материальные наслаждения, такие, как деньги, вкусная еда и так далее, он сам себя запирает в Мицраим – ограничивает свою свободу рамками материального мира, мешающими реализовать жизненное предназначение – служение Всевышнему. Таким образом, выход из Египта – это освобождение от всего, что мешает человеку исполнить свое предназначение. Каждый из нас обязан выйти из Египта. Из своего личного Египта.

Моше

Моше родился в Египте у евреев Амрама и Йохевед. Вырос во дворце фараона. Сбежал в Мидьян, где работал пастухом местного жреца Итро.

Однажды, когда Моше пас скот Итро, из стада сбежал козленок. Он добежал до лужи и стал жадно пить из нее. Подоспевший Моше поднял уставшего от бега козленка на плечи и понес в стадо. И тогда Всевышний сказал: «Тот, кто способен пожалеть маленького козленка и ради него даже оставить стадо, достоин стать вождем еврейского народа». В учении хасидизма объясняется, что Моше, как вождь евреев, видел то хорошее, что есть в сердце каждого еврея, и помогал этому хорошему проявиться. И точно так же, как Моше понимал, что козленок сбежал из стада не назло, а от жажды, и поэтому на руках принес его обратно в стадо, точно так же он понимал душу каждого из своих подопечных и не судил, а старался помочь.

Десять казней

Казни, которые Всевышний обрушил на Египет, не были случайным набором бедствий. Они стали реализацией принципа «мера за меру» – наказанием Египту за его отношение к евреям.

Кровь

Аарон простер руку над водами Нила, и они превратились в кровь. Почему именно Нил? И почему именно кровь? Это было наказание за то, что египтяне выпускали кровь из еврейских младенцев, чтобы фараон мог принимать лечебные ванны из крови.

Нил был божеством Египта. Поэтому Всевышний первым разделался с ним, ибо всегда, когда какой-либо народ получает наказание, первым страдает его национальное божество.

Лягушки

Внезапно вся земля египетская наполнилась лягушками. Они лезли в постель, в еду и даже в горящие печи. Они проникали в желудки египтян, и оттуда раздавалось их кваканье.

Это назойливое преследование было наказанием за преследования, которым подвергались в Египте евреи.

Вши

Это наказание посрамило египетских колдунов, которые не смогли противопоставить ему ничего подобного, поскольку их колдовство было не властно над тем, что меньше пшеничного зерна.

Дикие звери

Из пустыни пришли в Египет дикие звери, которые рушили все на своем пути и убивали людей.

Мор скота

Весь египетский скот в поле погиб в наказание за то, что египтяне отбирали скот евреев.

Язвы

Язвы покрыли тела египтян и их животных, уцелевших после мора.

Град

Град вперемешку с огнем и серой обрушился только на дома египтян. А в области Гошен, где жили евреи, по-прежнему стояла хорошая погода.

После града фараон, наконец, признал, что согрешил по отношению к евреям, и попросил Моше и Аарона молиться о прекращении наказания. Но, как только град прекратился, он снова отказался отпускать евреев из Египта. И тогда на Египет обрушились три последние казни.

Саранча

Восточный ветер принес в Египет такое количество саранчи, что она закрыла солнце. Саранча доела остатки зелени, уцелевшие в Египте после града.

Тьма египетская

Три дня в Египте стояла такая темнота, что египтяне не видели друг друга. Тьма была такой густой, что они не могли даже двигаться – так и застыли в тех позах, в которых их застала темнота. В это самое время в домах евреев было светло.

Темноту в домах египтян евреи, по приказу Всевышнего, использовали для разведки: они входили в дома и смотрели, где лежит серебро, золото и драгоценные камни. Все это они должны были позже одолжить у своих соседей, выходя из Египта. Так обещал им Всевышний: они будут страдать в египетском рабстве, а потом выйдут из Египта с великим богатством.

Казнь первенцев

Всевышний велел каждой еврейской семье взять ягнёнка, проверить его на отсутствие травм и болезней и привязать в доме к ножке кровати. Этого ягнёнка нужно было зарезать в ночь исхода из Египта, зажарить на огне и съесть, а его кровью помазать притолоку дома.

В исполнении этой заповеди присутствуют многочисленные подробности: ягнёнка нужно именно зажарить на открытом огне, а не сварить в воде; есть его нужно с мацой и горькими травами; нельзя ломать его кости и оставлять мясо до утра (остатки, если они есть, следует сжечь).

Зарезать ягнёнка на глазах у египтян, поклонявшихся этому животному как божеству, было весьма смелым поступком. И то, что египтяне не причинили евреям вредя, видя, как они мучают ягнят, привязав их к ножке кровати, было большим чудом.

Дома, на притолоке которых была кровь ягнёнка, Всевышний обошёл во время казни первенцев: это были дома евреев, которые исполнили Его приказ, несмотря на опасность. Они были достойны избавления из Египта.

Маца

Готовя еду в дальнюю дорогу, евреи поставили тесто, но оно не успело подняться. Так получилась первая в истории маца – «хлеб бедности».

В Песах евреям запрещено есть квасное и предписано есть мацу. В учении хасидизма объясняется, что символизируют маца и квасное.

Квасное – это изделия из поднявшегося теста. Оно символизирует гордыню; людей, которых распирает от ощущения собственной важности. В иудаизме гордыня – крайне нежелательное качество. О гордеце сказано: «Не могу Я (Всевышний) жить вместе с ним». Если достижения еврея в течение года заставляют его испытывать обоснованное довольство собой, в Песах, когда квасное запрещено, он должен искоренить даже это законное чувство.

Маца символизирует скромность. У неё нет ни собственного вкуса, ни лишнего объёма.

Пасхальная Агада

Ежегодно, в ночь на 15 нисана, мы садимся за стол пасхального седера и читаем Агаду – историю исхода из Египта. В ней сказано: «Как можно больше рассказывать о выходе из Египта – похвально». Почему?

В Торе написано: «Чтобы рассказал ты сыновьям твоим и сыновьям сыновей твоих… и знали бы вы , что Я – Г-сподь». Почему написано «И знали бы вы», а не «и знали бы сыновья»? Потому что тот, кто рассказывает сыновьям об исходе из Египта, делает две вещи:

  1. Его дети будут чувствовать связь со Всевышним.
  2. Он сам укрепит свою веру во Всевышнего.

Вот поэтому «как можно больше рассказывать о выходе из Египта – похвально».

Четыре бокала

Во время пасхального седера нужно выпить четыре бокала вина. Почему именно четыре?

В честь четырёх обещаний Всевышнего, написанных в Торе: «и выведу», «и спасу», «и избавлю», «и возьму».

Бокал пророка Элияу

В самом конце седера, перед заключительным благословением, наливают бокал вина для пророка Элияу и открывают дверь. Это символизирует наше ожидание его прихода. Этот обычай сравнительно молод, он сложился уже в последних поколениях. Ведь мы уже так близки к Избавлению и верим в возможность его наступления в любую минуту!

Да будет на то желание Всевышнего, чтобы уже в этот Песах мы ели мясо пасхальной жертвы в Третьем Храме!

Весёлого и кашерного Песаха!

Бина Вайнфельд

№: 44