Categories: Из учения Ребе
      Date: 14.03.2013
     Title: Квасное и маца

Чему учит нас Песах? Что символизирует хлеб, а что – маца? Чем плоха гордыня? Как наилучшим образом использовать дни Песаха?



Ребе

 

Квасной хлеб и маца – оба состоят из муки и воды. Вся разница между ними – в состоянии теста. Квасной хлеб сделан из скисшего теста, а маца – из не скисшего.

Скисая, тесто бродит и увеличивается в объеме – «надувается». Тесто для хлеба специально оставляют подходить, чтобы оно увеличилось в объеме. Мацу же пекут сразу после замеса.

«Надутость» – это общепринятый символ гордыни. Человек, страдающий гордыней, подобен квасному хлебу.

Песах учит нас должному поведению в течение всего года. «Надутость» квасного в Песах категорически запрещена, зато есть мацу – великая заповедь. Значит, в течение всего года запрещена гордыня и предписана скромность, символом которой является маца.

Чем же плоха гордыня? И зачем нужна скромность?

Скромность помогает человеку меняться к лучшему, удаляться от зла и стремиться к добру.

  1. Удаляться от зла

Человек, страдающий гордыней, согрешив, не сразу признает это, а значит, и не сразу раскается в содеянном и исправится. Он склонен оправдывать себя, гордыня не позволяет ему признавать ошибки и меняться.

  1. Стремиться к добру

Человеку, страдающему гордыней, трудно исполнять заповеди, а скромному – легко. Возьмем для примера заповедь благотворительности. Человек заносчивый подумает: «Всевышний дал мне богатство, поскольку я великий праведник. А нищие сами виноваты – они грешили и не удостоились милости Всевышнего. Почему же я должен помогать им!?»

Скромный же с легкостью исполняет заповедь благотворительности. Он думает: «Я недостоин милостей, которыми одарил меня Всевышний. Я простой человек. Многие гораздо лучше меня, и они – нищие. Я просто обязан помочь им!»

Гордыня – квасное – препятствует раскаянию и мешает исполнению заповедей. Скромность – маца – способствует раскаянию и исполнению заповедей. Песах учит нас: бегите от гордыни и будьте скромными.

***

Песах – «зман херутэйну» – «время свободы нашей». В эти дни евреи вышли из египетского рабства. В Песахе мы черпаем силы для избавления от всех последующих изгнаний, в том числе и из нынешнего изгнания. Каким образом?

Давайте вспомним начало избавления из египетского рабства. Евреи вышли из Египта, чтобы получить Тору: «Когда вывел Ты народ из Египта, чтобы служили они Б-гу на горе этой».

В соответствии с этим сегодня мы обещаем Всевышнему прибавить в исполнении заповедей, изучать Тору еще больше, исполнять заповеди еще лучше, и, конечно, держим слово. Это приближает приход Избавления.

Обещание, которое мы даем Всевышнему, Избавителю нашему, гораздо легче и дать, и исполнить именно сейчас, в дни Песаха, после того, как мы уничтожили у себя все квасное. Квасное символизирует злое начало в душе человека, как мы говорим, сжигая последние хлебные крошки: «Как уничтожаю я квасное в доме своем и во владении своем, так… искорени из нас наше злое начало». После того, как мы сожгли квасное в нашем доме и нашем сердце, Всевышний тоже «отменяет» наше злое начало, чтобы оно не сбивало нас с толку и не мешало нам исполнять заповеди.

После уничтожения квасного мы находимся в состоянии внутренней свободы – свободы от злого начала, и тогда еврею легко исполнять данное Всевышнему обещание прибавить в изучении Торы и исполнении заповедей.

***

Вышесказанное особым образом относится к еврейским детям.

Исход из Египта – это рождение еврейского народа. Можно провести параллель между исходом из Египта и родами. Период скитаний в пустыне до получения Торы – это детство еврейского народа. Если быть точными, это период с трех до тринадцати лет – то, что в еврейской традиции называется возрастом воспитания. Во время получения Торы еврейский народ стал взрослым – бар-мицвой, как еврейский мальчик в тринадцать лет. С этого возраста еврей обязан исполнять все заповеди.

Во время скитаний по пустыне еврейский народ был как ребенок, который обязан исполнять только часть заповедей. Действительно, до получения Торы Всевышний передал евреям через Моше лишь некоторые заповеди.

Евреи с нетерпением ждали дарования Торы, считая дни от выхода из Египта до этого события. В память об этом мы отсчитываем дни между Песахом и Шавуотом – днем дарования Торы. Этот период называется периодом отсчета омера.

Для детей в возрасте воспитания сейчас, когда весь еврейский народ находится как бы в «возрасте воспитания», это тоже самое подходящее время для принятия хороших решений – прибавить в изучении Торы и исполнении заповедей.

***

Тем, кто поступает так, Всевышний помогает в изучении Торы и исполнении заповедей.

(מעיין חי, ג:40-45)

№: 44