Categories: Образ жизни
      Date: 22.02.2013
     Title: Стереть память об Амалеке

Три приказа получили евреи от Всевышнего перед тем, как войти в Землю Обетованную: выбрать царя, построить Храм и стереть память об Амалеке. Из поколения в поколение Амалек пытается уничтожить нас, но Всевышний спасает нас от его рук. Кто же такой Амалек, и почему необходимо стереть память о нем?



Вечная вражда

Амалек – это сын Элифаза и внук Эсава. Его мать – наложница Тимна. Потомки Амалека описываются в Торе не один раз. Впервые они появляются в пустыне, когда евреи только что вышли из Египта, и нападают на них. В эпоху Судей амалекитяне проживали на юге Земли Израиля.

Амалекитяне в Торе – олицетворение абсолютного зла, в связи с чем евреи получают приказ уничтожить этот народ. В еврейской культуре Амалек стал символом злодея, испытывающего необъяснимую вражду к еврейскому народу. В нашем поколении нам неизвестно, кто является потомками Амалека, поэтому мы обязаны уничтожать Амалека, который находится в наших сердцах, мешает нам и охлаждает наш пыл в изучении Торы и исполнении ее заповедей.

Первый, кто посмел

Амалекитяне были первыми, кто посмел напасть на евреев после того, как Б-г наказал египтян. Они напали на хвост колонны, где шли самые слабые и уставшие. Евреи дали им отпор и при чудесной помощи Всевышнего полностью разгромили их.

Во время этого сражения еврейскими воинами руководил Йеошуа, а Моше стоял на горе с поднятыми кверху руками. Пока руки Моше были подняты, евреи одолевали противника. Но когда Моше опускал руки, амалекитяне начинали теснить их. В чем причина такой странной закономерности? Руки Моше, протянутые к небу, напоминали воинам о том, что нужно надеяться на Всевышнего и просить у Него победу. Как только евреи забывали об этом, они терпели поражение.

Напасть на своих близких родственников, да еще в тот момент, когда они только что избежали опасности и теперь бродят по пустыне бесприютными беженцами, было большой подлостью. С тех пор Всевышний обязал евреев вести с Амалеком войну на уничтожение.

Талмуд сравнивает это нападение с прыжком в кипящую воду. Все окружающие народы, видя, какое наказание постигло египтян, боялись воевать с евреями. Евреи были подобны кипящей воде, в которую никто не решается прыгнуть. Но вот Амалек решился и прыгнул. Сам он, конечно, сварился, но при этом остудил воду, и теперь остальным не страшно было прыгать в нее.

Те побеждают колесницами, а мы – именем Б-га

Нападение Амалека на евреев – результат идеологии, противоположной Б-жественной идее. Поэтому трон Всевышнего не может быть совершенен, пока жив Амалек.

Что же за идеология двигала Амалеком? Расчет на свою силу. Амалек напал на евреев несмотря на то, что для всех остальных народов было очевидно, что Всевышний на их стороне. Но Амалек пренебрег этим, считая, что при помощи собственных сил сможет преодолеть Б-жественное желание.

Именно поэтому в сражении с Амалеком у Йеошуа и Моше были разные роли. Йеошуа осуществлял военное руководство, как сказано “пришедшего убить тебя – опереди и убей его”, а Моше стоял на горе с поднятыми кверху руками. Руки Моше, поднятые кверху – это символ молитвы и надежды на помощь Всевышнего,

Когда руки Моше опускались, еврейские воины, не видя перед собой этого напоминания, начинали рассчитывать только на свою силу – и тут же проигрывали. Когда евреи уподобляются своему противнику, противостояние превращается в сражение двух земных армий, и не более того. В такой войне у евреев нет шансов победить.

Кроме того, воздетые руки Моше напоминали евреям, за что они сражаются. И это придавало им сил и приводило к победе.

“Те побеждают колесницами, а мы – именем Б-га. Они упали, а мы поднялись. Б-г – спаситель, отвечающий в тот день, когда мы воззовем к нему” (Теилим, 20:8-10).

Вместе с тем, Амалек назван в пророчестве Валаама “началом народов”. Он обладает огромным потенциалом. Поэтому он провозглашен вечным, из поколения в поколение, врагом Израиля, а евреям приказано стереть память о нем из поднебесья до полного исчезновения. Согласно постановлению Рамбама, война с Амалеком является заповедью.

Амалек в эпоху судей

В догосударственный период жизни евреев в Земле Израиля стычки с Амалеком продолжались. Вместе с моавитянами и аммонитянами амалекитяне нападали на евреев и даже отбили у них Иерихон, “город пальм”.

В этот период ареал кочевий амалекитян был самым большим – вплоть до долины Эзриэль.

В первой книге Шмуэля рассказывается, как Всевышний объявил царю Шаулю: ”Вспомнил Я, что сделал Амалек Израилю по дороге из Египта… Теперь иди, разбей Амалека, и уничтожь у него все, не жалей его”. Но Шауль сжалился над Агагом, царем амалекитян, и над скотом. За это он лишился трона.

Помнить, что сделал Амалек

Помнить о нападении на нас Амалека после выхода из Египта – приказ Всевышнего, написанный в книге «Дварим», и является предписывающей заповедью, одной из шестисот тринадцати заповедей Торы. ”Помни, что сделал тебе Амалек в пути, когда уходили вы из Египта. Как застал он тебя в пути и перебил у тебя всех ослабевших, что позади тебя, а ты был изнурен и утомлен, и не побоялся он Всесильного” (Дварим, 25:17-18).

Стереть память об Амалеке

Это отдельная заповедь, о которой говорится сразу после заповеди помнить: “И будет, когда даст тебе покой Б-г, Всесильный твой, от всех врагов твоих, что вокруг, в стране, которую Б-г, Всесильный твой, дает тебе в удел, чтобы овладел ты ею, сотри память об Амалеке из поднебесной, не забудь!” (Дварим, 25:19).

Среди наших мудрецов существуют разногласия, может ли амалекитянин принять иудаизм. Раби Элиэзер считает, что “поклялся Вездесущий троном своим, что если придет амалекитянин принимать иудаизм, чтобы не принимали его”. Рамбам же постановил, что представитель любого народа становится евреем, если принимает на себя исполнение всех заповедей Торы. Исключение – четыре народа: аммонитяне, моавитяне, египтяне и эдомитяне. Отсюда следует, что амалекитянин может принять иудаизм. Кроме того, в Талмуде сказано, что “сыны сынов злодея Амана учат Торе в Бней-Браке”. Стало быть, потомки Амана, который происходит от царя амалекитян Агага, приняли иудаизм и даже занимаются распространением Торы.

Глава “Захор”

Сказали сыны Израиля Всевышнему: ”Хозяин мира! Ты приказал нам помнить о том, что нужно стереть память об Амалеке! Но мы всего лишь плоть и кровь. Ты, существующий вечно, можешь помнить вечно”.

Ответил им Всевышний: “Дети мои, вам достаточно каждый год читать об Амалеке, и я буду засчитывать это вам как стирание памяти о нем”.

В последнюю субботу перед праздником Пурим есть заповедь всем евреям – мужчинам и женщинам, старикам и детям – собраться в синагоге и слушать чтение главы “Захор” – отрывка из Торы, в котором говорится о преступлении Амалека. А несколько дней спустя, в Пурим, мы стираем память о злодее Амане, потомке Амалека.

№: 43