Categories: Из учения Ребе
      Date: 14.02.2013
     Title: Все зависит от женщины

Во взаимоотношениях Торы и евреев есть две противоположные тенденции. С одной стороны, Тора выше евреев, ведь они должны вести себя в соответствии с ее указаниями; и только при помощи Торы раскрывается потенциал евреев. С другой стороны, когда этот потенциал уже раскрыт, еврей выше, чем даже сама Тора, ведь сказано, что Всевышний сотворил весь мир ради евреев.



Ребе

 

Один из способов понимания Свитка Эстер – понимание его как аллегории. В частности, Мордехай тут символизирует Тору, а Эстер – евреев.

Эстер ведет себя, как сказано в свитке, «как приказал ей Мордехай». В том числе и идти к царю она решила не сама, Мордехаю пришлось уговаривать ее. Но, вместе с тем, Мордехаю не пришлось воспитывать в Эстер не присущие ей ранее качества, он лишь помог ей раскрыть уже заложенный в ней потенциал. После этого она начала действовать самостоятельно.

Более того, теперь Эстер поднялась на более высокую ступень, чем Мордехай, и уже сама дает ему указания: «Пойди, собери всех евреев, и поститесь за меня… три дня». Сбор евреев и объявление поста – дело рук Мордехая, точно так же, как постановления Торы – дело рук мудрецов Торы. Но побудила его на это Эстер.

Поэтому именно Эстер, а не Мордехай, послала мудрецам Торы письмо с просьбой записать историю Пурима для будущих поколений.

И по этой же причине свиток назван именем Эстер, а имя Мордехая в этом названии не упомянуто даже как второстепенное. Чудо Пурима произошло с помощью Эстер и ее личностных качеств, неизмеримо более великих, чем личностные качества Мордехая. Так и качества евреев неизмеримо более велики, чем качества Торы.

Личностные качества Эстер – это качества еврейской женщины вообще. Точно так же, как дарование Торы стало возможным благодаря согласию, в первую очередь, женщин, так и чудо Пурима произошло благодаря женщине.

Есть закон чтения Свитка Эстер: «Читающий Свиток с конца – не исполнил заповедь». Бааль Шем Тов комментирует это так: «Читающий о событиях Пурима как о закончившихся, оставшихся в прошлом – не исполнил заповедь».

Согласно этому толкованию, в любом поколении еврею нужно извлекать урок из каждой детали истории Пурима. В том числе и из названия – «Свиток Эстер», говорящем о духовной высоте еврейских женщин. А это означает еще и то, что на женщинах лежит огромная ответственность.

Каждая женщина – хозяйка своего дома и своей семьи. Она определяет правила и атмосферу в доме. Особенно в том, что касается воспитания детей в духе Торы и заповедей, так, чтобы они во всем вели себя согласно указаниям «Мордехая» – Торы.

Муж занят большую часть суток зарабатыванием денег. Он уходит рано утром и возвращается поздно вечером. Женщина же, которую Тора называет помощником мужа, проводит дома гораздо больше времени. Поэтому атмосфера в доме и воспитание детей – в ее руках и на ее ответственности. Ее роль – постараться, чтобы все в доме было во имя святости и чистоты. Особенно – три главных женских заповеди.

В Талмуде написано, что свет, который, как написано в Свитке, наступил у евреев после победы над врагами – это Тора. Ведь сказано же: «Тора – свет». Альтер Ребе спрашивает: «Почему слово «свет» в Свитке написано в женском роде, а не в мужском, как обычно? Это не просто грамматическая или стилистическая особенность. Ведь в выражении «Тора – свет» оно употреблено в мужском роде. Это значит, что с Торой произошло тут некое существенное изменение. Так и есть; Тора в мужском роде – это Письменная Тора, а в женском – Устная».

Далее Альтер Ребе объясняет: «Злодейский указ Амана был направлен, главным образом, против Устной Торы. Разница между Устной и письменной Торой в том, что воля Всевышнего, изложенная в Письменной Торе, скрыта и неявна. Она раскрывается только в Устной Торе. Например, о том, как исполнять заповедь тфилин, мы не можем узнать из Письменной Торы. Только после того, как Устная Тора разъяснит нам детали исполнения этой заповеди, мы можем понять, что такое тфилин, и как их накладывают.

Злодей Аман был, главным образом, против Устной Торы, ибо именно она дает возможность соблюдать заповеди, с чем Аман не мог согласиться ни в коем случае. Поэтому, когда его указ был отменен, у евреев наступил свет – Устная Тора, против которой был направлен этот указ.

Это еще более подчеркивает достоинства еврейских женщин. Точно так же, как Свиток назван именем одной только Эстер, без Мордехая, так и под Торой в нем имеется в виду только Устная Тора. Это значит, что в Пурим на первый план выходит практическая часть Торы – Устная Тора, при помощи которой мы узнаем, как исполнять волю Всевышнего. Иными словами, достоинства и преимущества, которыми обладают женщины, должны воплотиться в их практической роли в жизни еврейского народа.

А поскольку из года в год в Пурим мы подчеркиваем эту мысль, снова и снова прочитывая Свиток Эстер и отмечая, что он назван именем женщины, становится понятно, как велика роль женщины в еврейском народе, в том числе и в наше время!

№: 43