Categories: Тора
      Date: 11.02.2013
     Title: Глава недели - Тецаве

("Маайян хай", том 11,  стр. 105-108)

В конце нашей главы говорится о золотом жертвеннике, а в предыдущей – о медном жертвеннике.



В Мишне сказано, что жертвенники не принимают нечистоту. (Духовная нечистота – нечто, обычно тем или иным образом связанное со смертью; нечистый объект может «заразить» другие объекты. Не принимает нечистоту – то есть не подвержен таком заражению).

Согласно одной версии, жертвенники соединены с землей, а поскольку земля не принимает нечистоту, то и они тоже. Согласно другой версии, главное в жертвеннике – это внутреннее земляное наполнение, которое не может стать нечистым, а не золотая или медная оболочка, которая могла бы принять нечистоту.

Каждый еврей – это малый Храм, в котором живет Б-жественное Присутствие. И точно так же, как в иерусалимском Храме есть разные сосуды, так и в храме нашей души – это наш разум, чувства, привычки, и так далее.

Иногда в этом храме появляется нечто нежелательное – мысли о запрещенном, например. Нечто, противоречащее Б-жественному желанию, Торе и заповедям. Один из «храмовых сосудов» нашего храма души заразился нечистотой.  Нужно немедленно искать способ очищения этого сосуда.

Есть разные типы людей. И их храмовые сосуды тоже разные. Есть духовно богатые, которых можно уподобить золотому жертвеннику, и есть нищие духом, уподобленные медному. Но в каждом еврее есть «еврейская точка». Она всегда существует, всегда цельна и всегда стремится исполнять волю Всевышнего. Как сказал раби Йосеф-Ицхак Шнеерсон, еврей не может и не хочет быть изолированным от Всевышнего.

Так какой же храмовый сосуд символизирует эту «еврейскую точку»? Жертвенник. Как без жертвенника нет Храма, так нет еврея без «еврейской точки. Это – главное, это – суть. И эта «еврейская точка» никогда не меняется и не исчезает, как жертвенник не принимает нечистоту. И нищий, и богатый духовно – все равны, когда в их жизни пробуждается эта еврейская точка, когда открывается их истинное желание – исполнять волю Всевышнего.

Одно из объяснений, почему жертвенник не принимает нечистоту – то, что он – часть земли. Если еврей сделал желание Всевышнего своим единственным желанием, он – как земля, которая не принимает нечистоту.

Согласно второму мнению, жертвенник не принимает нечистоту, поскольку главное в нем – внутреннее духовное содержание, а не физическая оболочка, медная или золотая, которая, собственно, и могла бы принимать нечистоту. По каким бы причинам еврей ни нарушал волю Всевышнего, от бедности (как медный грош), или из-за богатства (как золотая монета), его суть, его внутреннее наполнение, его еврейская точка по определению не может стать нечистой. Оболочка иногда может повреждаться. Но внутреннее земляное наполнение не может повредиться по определению. А ведь именно оно главное!

В конце концов еврей все равно раскается и вернется к Всевышнему. Ведь его истинное желание – исполнять Его волю.