Categories: Их след в нашей истории
      Date: 14.01.2013
     Title: Дочь Ифтаха

Жизнь этой девушки, единственной дочери своего отца, прервалась из-за невежества, гордыни и ложно понятого чувства чести.



Был в истории евреев такой период: после смерти Еошуа бин Нуна, преемника Моше, народ остался без духовного лидера. Период этот описан во второй из книг пророков – “Шофтим” (“Судьи”).

Евреи в те времена служили идолам, грешили, и тогда Всевышний посылал “судью”, который возвращал их на верный путь и помогал им победить внешних врагов.

Ифтах из Гилада был восьмым по счету судьей. Имя его единственной дочери не названо в Книге Судей, но ее трагическая история рассказана во всех подробностях.

Народный герой

Ифтах был сыном женщины легкого поведения, без родословной и уважаемых родственников. Братья со стороны отца ненавидели его. После смерти отца они выгнали его вместе с его матерью из наследственных владений и поклялись, что ему не достанется ничего из наследства. Ифтах ушел из родного дома униженный и пылающий гневом.

Несмотря на необразованность, Ифтах обладал качествами лидера. Он окружил себя людьми, которых автор Книги Судей называет пустыми – такими же невежественными, как сам Ифтах, но физически сильными и готовыми идти за ним в огонь и в воду.

Когда аммонитяне стали совершать набеги на евреев, еврейские старейшины попросили Ифтаха собрать свое “войско” и встать на защиту народа. Ифтах согласился, но на условии, что он останется вождем евреев и после войны.

Обет

Победа в этой войне была очень важна Ифтаху: он просто обязан был показать себя и приобрести, наконец, статус и уважение сородичей. Он стремился взять реванш, став вождем всего народа, а, стало быть – и оскорбивших его сводных братьев. Только так он мог вернуть себе честь.

Торопясь, в предчувствии близкого торжества, он дал обет: того, кто первым выйдет навстречу ему, герою-победителю, он принесет в жертву Всевышнему.

Военный успех сопутствовал Ифтаху. Он сломил аммонитян и вернулся домой героем. Счастливый, он шел по гиладской возвышенности, как вдруг – о ужас! – навстречу ему выбежала та, которая была ему дороже всего в жизни, его единственная дочь. Она бежала, радуясь встрече с любимым отцом, с бубном в руке, чтобы воспеть его победу.

Ифтах смотрел на нее, и воспоминание об ужасном обете леденило его кровь. Улыбка исчезла с его губ. Он понял ужасный смысл поспешно данного обета и разорвал свои одежды в знак траура.

Дочь хотела обнять и поцеловать отца, но в недоумении остановилась при виде его лица. И тогда Ифтах рассказал ей о страшном обете и, не помня себя от горя, обвинил ее в том, что это она, выбежав ему навстречу, стала причиной несчастья.

Вечная дева

Мидраш приводит диалог между Ифтахом и его дочерью, в котором она пытается убедить отца, что исполнение этого обета не соответствует Торе: “Отец, я вышла навстречу тебе с радостью, и за это ты хочешь зарезать меня? Разве написано в Торе, что евреи должны приносить Всевышнему человеческие жертвы?”

Но Ифтах, несмотря на боль, оставался верен своей идее, источником которой было невежество. Он ответил дочери: ”Но я обещал Всевышнему, что тот, кто первым выйдет мне навстречу, станет жертвой. Я обязан исполнить обет! Что пользы в обете, который не исполняют!?”

“Праотец наш Яаков, – не сдавалась дочь, – обещал Всевышнему отделять десятину от всего, что Он даст ему. Всевышний дал ему двенадцать сыновей. Разве Яаков принес в жертву хоть одного из них?”

Но Ифтах не слушал доводов разума. Он упрямо повторял, что обязан исполнить обет.

Когда девушка поняла, что невозможно заставить отца поменять мнение, она попросила дать ей два месяца, чтобы попрощаться с подругами и оплакать свою юность. Ифтах согласился.

Когда два месяца истекли, дочь вернулась к отцу, и он исполнил обет. В Мидраше говорится, что в память об этом еврейские девушки раз в году уходят в горы и четыре дня оплакивают там печальную участь дочери Ифтаха.

Вечная загадка

Комментаторы расходятся во мнениях по поводу участи дочери Ифтаха. Большинство считает, что ее принесение в жертву было символическим, а не настоящим.

Они говорят, что Ифтах посвятил дочь Всевышнему, отправив жить в безлюдное место. Он построил для нее дом в горах, и она никогда не вышла замуж, не имела детей и вела жизнь отшельницы, истязая тело. Согласно этой версии, еврейские девушки, уходя в горы, гостили в ее доме, вместе с ней оплакивая ее горькую участь.

Лишь немногие из комментаторов считают, что Ифтах зарезал дочь в буквальном смысле слова.

Бен Иш Хай приводит комментарий, примиряющий обе версии. Он говорит, что Ифтах поселил дочь в уединенном месте, где не было условий для жизни, и постепенно она ослабла и умерла.

Против Торы

Поступок Ифтаха – это явное свидетельство влияния языческих культов, которыми увлекались евреи в отсутствие духовного лидера. Он противоречит Торе.

Тора провозглашает жизнь человека священной, ради спасения жизни еврей обязан нарушить субботу и даже День Искупления. В Торе есть множество законов, ясно демонстрирующих ценность человеческой жизни.

Ифтах обещает принести в жертву сам не зная что – а ведь в Торе точно указано, что можно, а что нельзя возлагать на жертвенник Всевышнего. А если бы навстречу Ифтаху вышла собака или другое нечистое животное, которое нельзя возлагать на святой жертвенник?!

Давая обет, Ифтах не посоветовался с мудрецами Торы, и пострадала от этого его дочь.

Преступление и наказание

Мидраш отмечает, что поступок Ифтаха, хотя и был сделан по простоте души, не остался незамеченным на Небесах. В тот момент, когда он занес нож над дочерью, послышался голос с Небес: “Просил ли Я, чтобы Мне приносили в жертву жизнь человека!?”

В другом месте описывается влияние, которое оказал поступок Ифтаха на весь мир: “В дождливом месяце тевете она была зарезана, и все источники дождя превратились в кровь”,

Мудрецы Торы критикуют Ифтаха за его ужасный поступок и отмечают, что он знал о процедуре отмены обетов. Более того, и первосвященник Пинхас знал о данном Ифтахом обете и не сделал ничего. Причина была проста: ни один из них не хотел первым идти к другому. Пинхас думал: “С чего это я, первосвященник и сын первосвященника, пойду отменять обет безродного невежды!?”Ифтах же думал: “Я, глава судей израильских и военачальник, унижу себя и пойду к какому-то Пинхасу!?”

Гордыня и ложно понимаемое чувство чести не позволили двум евреям встретиться и спасти жизнь третьего.

Мидраш рассказывает, что оба они понесли тяжелое наказание: Пинхас потерял дар пророчества, а Ифтах заболел страшной болезнью, от которой отмирали части его тела. Каждая из них была похоронена там, где отмерла, и Ифтах не обрел покоя в единой могиле даже после смерти.

Имя дочери Ифтаха не зря не упоминается в книге. Она названа лишь по имени своего отца – дочь Ифтаха, поскольку упоминание о ней связано только с ним и его историей погони за ложной славой.

№: 42