Categories: Образ жизни
      Date: 28.11.2012
     Title: Женское восстание  

Хана, Мирьям, Йеудит и еще многие женщины, поднявшие знамя восстания и воодушевлявшие мужчин на борьбу с завоевателями… Ханука – праздник женского мужества.



В еврейских общинах Северной Африки существует традиция устраивать вечеринку для девочек в седьмой вечер Хануки. В этот вечер женщины и девочки отмечают новомесячье тевета: едят блюда с брынзой, напоминающие о подвиге Йеудит, и приходят в синагогу, чтобы поцеловать свиток Торы. Девочек поздравляют и дарят им подарки.

В еврейских общинах Греции в Хануку девочки просят друг у друга прощения и мирятся, если были в ссоре, – как в День Искупления.

В Тунисе в Хануку отмечали бат-мицву всех девочек, которым в этом году исполнилось двенадцать лет.

Говоря о Хануке, невозможно не коснуться женской темы. Даже в «Шулхан арухе», своде еврейских законов, есть два закона Хануки, обращенные только к женщинам:

  1. Женщина обязана зажигать ханукальные свечи. Если их зажигает муж, этого достаточно, потому что сказано «жена – часть мужа», но если мужа нет дома, женщина обязана зажечь свечи сама, и тем самым она исполняет заповедь также и для мужа и детей.
  2. После зажигания свечей женщина должна сидеть возле них все время, пока они горят, или хотя бы полчаса и не заниматься работой.

Обычно те заповеди, которые нужно исполнять в строго определенное время, такие, как молитвы, наложение тфилин, сидение в шалаше и так далее женщина не обязана исполнять, поскольку ее главная заповедь – быть хозяйкой дома, женой и матерью – требует ее постоянного присутствия. Несмотря на это, женщина обязана исполнять заповеди Хануки, тоже привязанные к определенному времени, даже больше, чем мужчина. Например, мужчина может зажечь свечи и заняться своими делами, женщина же обязана сидеть рядом с ними, не занимаясь в это время работой. Почему? Потому что репрессии завоевателей относились главным образом к женщинам, и на восстание мужчин вдохновили женщины.

Еврейский народ в течение поколений знал нелегкие времена, когда разные народы пытались уничтожить его. Но репрессии Селевкидов были другими: они были направлены не на физическое уничтожение евреев, а на уничтожение их веры, их отличий от других народов.

Селевкиды понимали, что сила еврейского народа – в еврейской семье, в ее святости и чистоте, уникальность еврейского народа – в его скромности: «Как хороши шатры твои, Израиль!» - было написано о еврейских шатрах, чьи входы были развернуты в разные стороны друг от друга… Поэтому репрессии завоевателей были направлены преимущественно против семьи. Самым первым указом было запрещено запирать двери домов под страхом смерти.

Без дверей нет дома, нет семьи. Оставшись без дверей, еврейские супруги не могли уединиться, ведь теперь в дом в любую минуту могли войти посторонние.

Но захватчики не удовлетворились этим и запретили окунание еврейских женщин в микву. Тому, кто увидит еврейскую женщину, идущую в микву, разрешалось взять ее в жены, а ее детей – в рабство.

Всевышний увидел самоотверженность женщин ради исполнения заповеди окунания в микву – и сотворил для них чудо: в каждом еврейском доме забил родник, чтобы его хозяйка могла окунаться в тайне, не выходя за порог.

Тогда захватчики приказали еврейским мужчинам вступать в интимные отношения с женами в состоянии нида – ритуальной нечистоты. Следующий указ был – приводить всех еврейских невест перед свадьбой к наместнику, которому принадлежит право первой ночи. Многие евреи после этого указа отказались выдавать своих дочерей замуж.

Мужчины бежали из городов и деревень в пустыни и пещеры, чтобы там свободно исполнять заповеди. Их жены оставались одни и сами делали обрезание родившимся без отцов младенцам. Это грозило матерям и младенцам смертной казнью. Но они делали это, а потом прыгали с городской стены вместе с ребенком и разбивались насмерть. Тем самым они пытались пробудить гнев своих мужей и заставить их выйти против завоевателей. Они понимали, что обрезание – это заповедь, определяющая существование или исчезновение еврейского народа. «Выходите на войну, – говорили они своим поступком, – хватит прятаться, или у вас не останется ни жен, ни детей».

Именно женщины своим мужеством и силой духа пробудили восстание и привели к победе и чуду Хануки.

В еврейской традиции сохранились три истории о подвигах женщин в эпоху Хануки: о Хане, Йеудит и Мирьям, дочери Матитьяу.

Хана и семь ее сыновей

История Ханы известна нам из Вавилонского Талмуда. Ее арестовали солдаты Антиоха за исполнение заповедей Торы и привели к самому Антиоху вместе с семью сыновьями.

Антиох вызвал по очереди каждого из семерых юношей и приказал ему поклониться идолу и попробовать свинины – нарушить два из самых строгих запретов Торы. Хана вдохновляла каждого сына пожертвовать собой ради Всевышнего. И каждый из них шел на смерть, но не соглашался исполнить приказ Антиоха и нарушить заповедь. Все они были казнены на глазах матери.

Когда очередь дошла до седьмого сына, совсем еще мальчика, Антиох решил прибегнуть к хитрости, раз сила и угрозы не помогают. Он уронил перстень к подножию идола и попросил ребенка поднять его. Но мальчик отказался склониться перед идолом даже для того, чтобы поднять перстень.

Когда последнего сына уводили на смерть, Хана крикнула ему: «Иди к праотцу нашему Аврааму и скажи ему, что он положил на жертвенник только одного сына, а я – семерых. Он лишь прошел испытание, я же пожертвовала детьми по-настоящему!» После этого она попросила разрешения поцеловать своих мертвых сыновей, а потом кинулась к краю крыши и бросилась вниз.

Йеудит, дочь Йоханана

Сирийский полководец Олоферн осаждал город Бетулия в Иудее. Евреи мужественно защищались, но запасы еды и воды в городе иссякали. Многие хотели уже сдаться, но вожди сопротивления просили дать им еще пять дней. Если за это время ничего не изменится к лучшему, они капитулируют.

И тогда Йеудит, дочь первосвященника Йоханана, решила действовать. Она водрузила на голову тяжелую корзину с хлебом, сыром и вином и вышла за городскую стену. Когда солдаты Олоферна задержали ее, она сказала: «Я из Бетулии, мне есть, что сказать полководцу. Проведите меня к нему».

Представ перед Олоферном, она сказала: «Я из Бетулии. Я знаю, как захватить город». Олоферн был очарован еврейской красавицей и ответил: «Если то, что ты говоришь – правда, после захвата города я возьму тебя в жены». Он приказал охране разрешить Йеудит свободно перемещаться по лагерю и входить в его шатер в любое время. На третий день пребывания Йеудит в стане сирийцев Олоферн пригласил ее на дружеский ужин наедине. Йеудит принесла с собой хлеб, сыр и вино, захваченные из города. От соленого сыра Олоферн захотел пить и утолял жажду вином до тех пор, пока не свалился мертвецки пьяным.

Не теряя времени, Йеудит схватила меч Олоферна и с неженской силой, данной ей в тот момент свыше, воткнула его в горло врага. Затем Йеудит отрубила голову мертвого Олоферна, спрятала ее в корзину, с которой пришла в лагерь, и вернулась в Бетулию.

Узнав, что полководец противника мертв, евреи воодушевились и бросились в атаку. Сирийцы же, напротив, впали в панику при виде обезглавленного Олоферна и легко дали обратить себя в бегство.

В память о подвиге Йеудит и чудесном спасении евреев Бетулии в Хануку принято есть блюда из сыра.

Мирьям, дочь Матитьяу

Когда вышел приказ приводить всех еврейских невест к наместнику для первой ночи, поначалу многие девушки отказались вообще выходить замуж. Но время шло, и постепенно евреи смирились с ужасным указом. В течение целого года и трех месяцев всех еврейских невест приводили перед свадьбой к наместнику.

Когда очередь дошла до Мирьям, дочери Матитьяу, она решила, что такому не бывать! Во время свадьбы она разорвала свои одежды и предстала перед гостями обнаженная. Отец и братья в первую минуту подумали, что бедняжка сошла с ума. В следующую же минуту они достали мечи, чтобы убить опозорившую их сестру.

Но Мирьям не растерялась и закричала: «Вы стыдитесь меня за то, что я совершила малый грех – обнажила свое тело! Но вы не стыдитесь себя за великий грех, за то, что вы молчите, когда меня, уже замужнюю женщину, ведут к нееврею, чтобы он меня изнасиловал! Разве забыли вы своих предков, Шимона и Леви, которые убили мужчин целого города, когда один из них изнасиловал их сестру!? Их было двое, а вас, моих братьев – пятеро! У них изнасиловали только одну сестру, а у вас насилуют сотни дочерей вашего народа! Почему же вы молчите!?»

Слова Мирьям проникли в сердце ее братьев. Они взяли ее, чтобы отвести к наместнику, но когда предстали перед ним, выхватили мечи и убили его на глазах у всех.

С этого и началось восстание, которое возглавили Хасмонеи, братья Мирьям. Евреи вышли на войну за свою свободу, за право оставаться евреями и открыто соблюдать заповеди.

Всевышний был с народом Израиля и делал для него чудеса. Хотя они и были слабы и немногочисленны, они победили сильного и многочисленного врага и вернули святость в Дом Б-га – иерусалимский Храм, и в свои собственные дома.

Дорогие женщины! Когда вы зажигаете ханукальные свечи, посидите возле них полчаса, забыв про повседневные дела и заботы. Помните сами и рассказывайте своим детям о великих женщинах, благодаря которым жив еврейский народ.

№: 41