Categories: Тора
      Date: 15.10.2012
     Title: Глава недели - Лех леха

("Маайян хай", том 11,  стр. 31-33)

Наша недельная глава начинается с приказа Всевышнего Аврааму: «Иди себе». До этого приказа Тора не упоминает (даже вкратце, как это сделано по отношению к Ноаху) о достоинствах Авраама, благодаря которым он удостоился такого приказа. А ведь Авраама самостоятельно познал Б-га! И не только это – он еще и рассказал о Б-ге всему миру и даже жертвовал ради этого своей жизнью! Но Тора ничего об этом не говорит, приводя приказ Всевышнего Аврааму «Иди себе».



Еврейский народ ведет свое происхождение от Авраама, первого еврея. Авраам был отделен от всех народов приказом «Иди себе». Тора начинает рассказ об отличии Авраама от всего остального человечества с приказа, обращенного к нему, а не с его достоинств и духовного уровня. Тем самым Тора подчеркивает уникальность Авраама и его потомков-евреев.

Прочие народы связаны со Всевышним посредством знания о Нем и понимания Его. При помощи разума они могут воссоединиться с Всевышним и исполнять Его волю. У еврея же связь со Всевышним имеет совершенно другую природу. Она обусловлена не его духовной работой, но тем, что Всевышний избрал его из других народов. Инициатива в нашей связи со Всевышним принадлежит Всевышнему.

Евреи – это не еще один народ. Это совершенно особая сущность. Все прочие творения – это всего лишь творения, евреи же – это часть Всевышнего.

Всевышний дал евреям 613 заповедей, а прочим народам (сынам Ноя) – семь. И разница тут не в количестве, а в сущности этих заповедей.

Семь заповедей сынов Ноя предназначены для построения цивилизованного общества. Их исполнение облагораживает души исполнителей и упорядочивает мир. Исполнение же евреями 613 заповедей приводит к их воссоединению со Всевышним . Любое творение – ничто по сравнению с Творцом, и никакие его действия для Творца ничего не меняют. Воссоединение еврея со Всевышним происходит не за счет достоинств этого еврея, не за счет его возвышенных мыслей и чувств. Все это – ничто рядом со Всевышним. Как же тогда создается связь еврея со Всевышним? Все6вышний избирает евреев и открывает им Свою волю. Исполнение Его воли и строит связь.

Эта особая связь подчеркнута уже в рассказе о первом еврее – Аврааме. Этот рассказ начинается не с перечисления достоинств Авраама, но с приказа Всевышнего. Уникальная связь еврейского народа со Всевышним  возникла, когда Всевышний избрал евреев. Потому Тора и не начинает рассказ об Аврааме с его достоинств.