Categories: Их след в нашей истории
      Date: 12.09.2012
     Title: Тетя Сара

Вот так, просто, все называли женщину, которая дерзко спасла от рук враждебной власти сотни евреев. Ее талант и мужество не посрамили бы ни одного из разведчиков, о которых пишут книги и снимают фильмы. Сама же она отказалась от шанса на спасение, уступив его матери Любавичского Ребе.



Дом, в котором живет Тора

Сара родилась в 1891 году в городе Родне, в известной среди любавичских хасидов семье Раскиных. Семья эта была известна верностью Торе и заповедям и Пятому Любавичскому Ребе Шалому Довберу. Воспитание детей в еврейском духе было здесь высшей ценностью – особенно в те времена, когда науки, искусство и революция одну за другой отрывали еврейские души от традиций предков.

Дом Раскиных был открыт для всех нуждающихся. Сара объясняла свою склонность к простудам во взрослом возрасте тем, что в детстве часто уступала свою кровать многочисленным гостям и спала на полу.

В восемнадцать лет Сара вышла замуж за Михаэля Кацнельбогена, студента любавичской ешивы «Томхей Тмимим». После свадьбы Сара взяла на себя заботу о пропитании молодой семьи, чтобы муж мог продолжить учебу.

Времена не выбирают

Саре выпало жить в нелегкое время, когда режим большевиков преследовал хасидов Хабада и вообще любые проявления еврейства. Но хабадники не сдавались, они шли на любые ухищрения, чтобы продолжить соблюдать традиции Торы.

До начала Первой Мировой войны Сара с семьей жила в Ковно. Война заставила их переехать в Любавичи. Здесь раби Михаэль открыл хедер (начальную школу для мальчиков). В нем учились пятнадцать детей, переехавших в Любавичи из Ростова. Сара работала на кухне ешивы «Томхей Тмимим» и одновременно занималась торговлей – доход от этого занятия мог обеспечить ее семье достойное существование.

Впрочем, Сара щедро делилась своим заработком с нуждающимися, а позднее – поддерживала хасидское подполье в большевистской России. Она умела вести дела так, что всегда оставалась с большой прибылью, но для себя она не оставляла почти ничего: ведь вокруг столько нуждающихся!

Коммерческий талант Сары Кацнельбоген помог ей завести множество полезных связей – ими она пользовалась, когда нужно было спасти еврея от преследований власти. Она покупала на свои деньги фальшивые документы для тех, кто находился в розыске, и тем спасла сотни человек.

Но ей было мало помогать тем, кто был рядом с ней. Сара ездила по детским домам разных городов, с помощью взяток вызволяла из них еврейских детей и переправляла их либо родственникам (если такие были), либо просто еврейским семьям, которые готовы были принять сирот.

Железная вдова

В 1938 году мужа Сары, раби Михаэля Кацнельбогена, арестовали. Семья жила тогда в Старой Руссе под Ленинградом. Вместе с ним арестовали еще много евреев, соблюдавших заповеди Торы.

Сара пыталась при помощи своих связей узнать хоть что-то о муже, но так и не смогла добыть никакой информации. Скорей всего, он был расстрелян или умер под пытками вскоре после ареста.

Сара осталась одна – не только без мужа, но и без малейшего представления, что с ним, жив ли он. Но эта женщина была словно сделана из железа. Она продолжила работать и помогать евреям, успела женить часть своих собственных детей.

В совете по спасению

После Второй Мировой войны у евреев появилась возможность покинуть пределы СССР под видом поляков, возвращавшихся в Польшу. Многие польские граждане, оказавшиеся в годы войны в СССР, погибли, и когда полякам было позволено вернуться на родину, документы их стали цениться на вес золота. Обладание этими документами означало свободу, а для преследуемых евреев Торы – и просто возможность остаться в живых.

Во Львове, одном из пунктов формирования «польских» эшелонов, был создан совет любавичских хасидов по нелегальному выезду. Сюда стали приезжать многие семьи хабадников в надежде вырваться из страны. Сара Кацнельбоген стала одной из пяти членов совета по бегству – и единственной женщиной в нем.

Главным занятием тети Сары стало доставать и готовить поддельные документы для множества хасидов, ждавших возможности выехать. Все время, пока была возможность посадить в польские эшелоны еще и еще хасидов, тетя Сара отказывалась сама воспользоваться этой возможностью. Она говорила, что прежде должна отправить других, а сама уедет с последним эшелоном.

И вот настал срок отправки последнего эшелона, подготовлены последние паспорта. Один из них тетя Сара оставила себе.

Но перед самой отправкой во Львове появилась еще одна женщина. То была ребецн Хана Шнеерсон, вдова раби Леви-Ицхака Шнеерсона, мать будущего Ребе. И тетя Сара не смогла уехать, оставив ее в руках властей. Она отдала свой паспорт ребецн Хане.

В тюрьме

До сих пор власти смотрели сквозь пальцы на массовое бегство евреев за пределы СССР. Но после отхода последних эшелонов политика изменилась. На всех, кто принимал участие в организации побега, открыли охоту. Фотография тети Сары появилась среди фотографий других преступников, разыскиваемых милицией.

Какое-то время ей удавалось скрываться. Она кочевала из города в город, нигде долго не задерживаясь. Между тем в тюрьме уже оказались двое ее сыновей, Шимон и Моше. В НКВД надеялись с их помощью поймать и саму тетю Сару.

Моше, самый младший из детей Сары, семнадцати лет, был арестован в Кутаиси, куда прибыл для встречи с мамой. Сара отправила ему телеграмму о своем прибытии. Телеграмма была перехвачена.

Когда тетя Сара сошла с поезда, к ней подошел «носильщик», помог донести вещи до такси, дверь машины захлопнулась, и она привезла Сару к зданию НКВД.

В самом начале следствия тетя Сара утверждала, что у нее нет детей. Она боялась, что детей тоже арестуют и будут с их помощью ее шантажировать. Моше тоже утверждал, что не знаком с этой женщиной, но после пыток сознался, что это его мать. После этого Моше устроили встречу с матерью наедине.

Сара увидела сына – изможденного годом тюрьмы и следствия, голодом и пытками. Но она овладела собой и говорила ему лишь слова поддержки. Она напомнила Моше, что в истории евреев уже не раз были попытки лишить их Б-га и Торы, но еврейский народ победил своих мучителей.

После этой встречи Сару продолжали пытать, чтобы получить имена ее сообщников, помогавших переправлять евреев за рубеж. Когда она отказывалась говорить, Моше избивали на ее глазах.

Следствие закончилось, Моше получил большой срок исправительных работ за недоносительство. Сара, главная обвиняемая, была повинна во множестве грехов против советской власти. Перед объявлением приговора к ней приставили врача. Это предвещало недоброе. И действительно, приговор был –смертная казнь.

Женщина, приговорённая к смертной казни – это было большой редкостью даже в те страшные времена. Присутствовавшие при объявлении приговора замерли. Врач приблизился к Саре. Но она не дрогнула.

Она воспользовалась правом на обжалование приговора. В течение двух месяцев ожидала результатов обжалования, сидя в сырой и темной камере. В конце концов смертная казнь была заменена на двадцать пять лет исправительных работ. Но сердце, которое оставалось каменным столько лет, не выдержало. Сара Кацнельбоген скончалась в следственной тюрьме.

Образ этой удивительной женщины навсегда остался одним из выдающихся в истории хабадского движения. Она является символом самопожертвования и мужества ради евреев и ради Торы.

Дети Сары Кацнельбоген дожили до возможности вырваться за железный занавес, и сегодня ее внуки, правнуки и праправнуки живут на разных континентах, продолжая хранить и распространять огонь Торы.

№: 40