Categories: Семья
      Date: 19.06.2012
     Title: Семья Торы

С кем можно создавать семью? Как заключать брак? Как регулируются отношения между супругами? Это и другое в свете Торы.



В Торе столько запретов, касающихся взаимоотношений полов!

Не уединяться с представителями противоположного пола, кроме мужа или жены; не собираться смешанным обществом – мужчины и женщины; соблюдать правила скромности в одежде и поведении. И даже, когда, наконец, двое стали мужем и женой, им можно не все и не всегда!

Со стороны эта жизнь выглядит полной непонятных и устаревших ограничений. В наш век полной свободы и равноправия каждый сам устанавливает для себя правила. Мы уже достаточно просвещенные для этого, разве не так!?

Нет, не так.

Рост процента разводов и общий кризис семьи в современном обществе свидетельствуют об обратном.

Притяжение полов – это неоспоримая реальность. Оно выше нас и имеет достаточно сил, чтобы толкать даже самых умных, уравновешенных и благополучных на рискованные поступки. И это хорошо известно Тому, Кто сотворил человека. Более того, человек сотворен таким специально, чтобы род его не прервался.

Тем не менее, Творец видит в семье высшую ценность. Именно ради сохранения семьи Он и дал нам правила повседневного поведения. Тора обязывает каждого из нас вкладывать все свои силы в сохранение и развитие семьи, самого священного института в еврейском мировоззрении.

Развал даже одной семьи – это несчастье для всего общества. Поэтому каждый из нас обязан еще и соблюдать общинные нормы, ограждающие семью от развала.

Короче говоря, мы соблюдаем запреты и предписания Торы в области отношений полов ради благополучия всего общества, каждой семьи и каждого отдельного человека, будь то взрослый или ребенок.

Каждый ребенок имеет право быть уверенным, что, например, отец не оставит его, добровольно или вынужденно, увлекшись чужой тетей.

И неважно, насколько все это в теории кажется не имеющим к нам отношения. Неважно, насколько мал в отношении лично нас шанс, что такое случится. То, что дорого, оберегают даже от самых маловероятных случайностей.

Так что же это за правила?

Еврейская пара

Самое первое правило – искать только еврейскую пару. Смешанные союзы, состоящие из еврейского и нееврейского партнера, исключены. Это залог прочного союза, поскольку с нееврейским партнером невозможно соблюдать все остальные правила Торы, относящиеся к семье.

Но и внутри еврейского народа есть запрещенные союзы.

Так, мамзер (ребенок замужней женщины, родившийся не от мужа) не может вступать в брак ни с кем, кроме мамзера и прозелита. При этом имеется в виду тот, кого определяет как мамзера еврейский закон, а не общественное мнение. Потомки мамзеров остаются мамзерами во всех поколениях.

Коэн (потомок служителей Храма) не может жениться на разведенной женщине, женщине легкого поведения, прозелитке и некоторых других. Собственно говоря, коэну разрешены только девушка и вдова. Первосвященник же не может жениться и на вдове.

Запрещены и браки между родственниками первой ступени: брата и сестры, родителя и ребенка, бабушки/дедушки и внука/внучки, дяди/тети и племянника/племянницы.

Мужчина, у которого наружные половые органы настолько травмированы, что он однозначно не может иметь детей, может жениться только на женщине, страдающей бесплодием.

Правила уединения

Эти правила призваны сохранять дистанцию между представителями разных полов, ограждая их от интимных ситуаций.

Правила уединения регулируют поведение чужих друг другу мужчины и женщины, оказавшихся наедине, без свидетелей.

Такая ситуация достаточно часто возникает на работе, в поездке или при знакомстве с целью брака.

Самое первое правило: любое место, где нет или мало прохожих, считается местом уединения. Таким местом может быть купе поезда, лес, кабинет врача, улица ночного города.

Из этого правила вытекает второе: следует избегать ситуаций, когда мужчина и женщина, не являющиеся родственниками первой ступени, оказываются в уединенном месте. Например, позаботиться о том, чтобы в подобных местах у вас было более одного спутника (при условии, что оба ваших спутника – соблюдающие Тору евреи; неевреи или евреи, не соблюдающие Тору, в это число не входят). Или не закрывать дверь квартиры или кабинета, находясь наедине с врачом или водопроводчиком. Встречаясь с целью брака, следует выбирать людные места.

Заключение брака

Выбором правильного партнера дело не ограничивается. Допустим, мы выбрали себе партнера, отвечающего законам Торы: кашерного еврея, с которым нам можно заключать брак. Допустим, он нам нравится, обладает хорошими качествами, вырос в дружной и порядочной семье.

В добрый час! Но заключение брака тоже должно соответствовать требованиям Торы.

Жених и невеста должны встать под свадебный балдахин. Жених должен обручиться со своей суженой и затем заключить с ней брачный договор – вручить ей ктубу. Ктуба – это письменные обязательства мужа перед женой, так сказать, социальные гарантии, без которых брак не может вступить в силу. В стандартной ктубе муж обязуется обеспечивать жену пищей, одеждой и интимными отношениями, а также выплатить ей определенную сумму в случае развода.

Первый год после свадьбы на муже лежит обязанность «радовать жену»: так, например, ему нельзя уезжать из дома более чем на сутки:

«Если взял человек недавно жену, то пусть не уходит он в войско и не будет ничего на него возложено: свободен пусть будет он для дома своего один год и пусть увеселяет жену свою, которую взял” (Дварим, 24:5).

Жизнь в чистоте

С того момента, как мужчина и женщина вступили в брак под свадебным балдахином, они принадлежат только друг другу. Они обязаны уважать друг друга, заботиться друг о друге, а также соблюдать законы чистоты семейной жизни.

Если вкратце, то законы эти заключаются в следующем: интимные отношения супругам запрещены во время менструации и становятся разрешены только через неделю абсолютного отсутствия выделений и окунания жены в микву. Те две недели, в которые интимные отношения запрещены, супруги должны соблюдать законы отдаления: не спать в одной кровати, не передавать вещи из рук в руки, жена в присутствии мужа должна быть полностью одета.

В эти две недели, с одной стороны, усиливается физическое влечение супругов друг к другу, а с другой стороны – они учатся строить духовную связь, не основанную на сексуальном чувстве. Ночь же окунания в микву становиться для них подобной первой брачной ночи.

Если брак все-таки распался

Брак автоматически расторгается со смертью одного из супругов.

А если супруги хотят расстаться? Согласно Торе, еврейский брак может быть расторгнут только при помощи гета – разводного письма.

В некоторых случаях раввинский суд может признать брак недействительным изначально: например, когда при заключении брака один из супругов сообщил другому о себе ложную информацию; или при пристальном рассмотрении процедуры заключения брака в ней нашлась ошибка. Изредка этим средством пользовались, чтобы расторгнуть брак женщины, чей муж пропал без вести, и тем самым разрешить ей вновь выходить замуж. Но эти случаи крайне редки.

 

Остается только добавить, что в государстве Израиль многие гражданские законы приведены в соответствие с законами Торы. Например, здесь нельзя заключить брак, который по закону Торы считается запрещенным союзом. Поэтому главный раввинат составляет всеизраильский список мамзеров, а мужчина, желающий жениться на разведенной женщине, должен доказать, что он не коэн.

 

Счастья вам в личной жизни!

№: 38