Categories: Детская страничка
      Date:  8.05.2012
     Title: Все к лучшему

Как удалось простому пастуху стать великим раввином? И почему он благодарил Б-га за то, что дикие звери растерзали его осла?



Раби Акива был великим мудрецом и праведником. Он день и ночь учил Тору и воспитал двадцать четыре тысячи учеников. Величайшие мудрецы того поколения ценили его.

А между тем до сорока лет раби Акива был простым пастухом и не умел даже читать.

Он пас скот известного богача по прозванию Кальба Савуа. Рахель, дочь Кальбы, полюбила Акиву и решила стать его женой. Узнав об этом, отец выгнал обоих из дома. Они поженились и поселились в бедной избушке.

Бедность не печалила Рахель. Ее огорчало, что Акива не учит Тору. Она все время просила мужа пойти учить Тору.

Наконец Акива послушался жену и отправился учить Тору. Он не был дома двенадцать лет и за эти годы стал великим мудрецом.

И вот, двенадцать лет спустя, он вернулся домой. У дверей его жена Рахель разговаривала с соседкой. Раби Акиву они не заметили.

- Разведись с Акивой! – говорила соседка. – Он бросил тебя так надолго одну!

Но Рахель отвечала ей:

- Я готова к тому, чтобы его не было дома еще столько же, лишь бы учил Тору!

Услышал это раби Акива, тихонько повернулся и снова отправился в дом учения.

Прошло еще двенадцать лет, и раби Акива вернулся в Иерусалим с двадцатью четырьмя тысячами учеников.

Знаменитого мудреца вышли встречать самые уважаемые жители Иерусалима, и среди них – Кальба Савуа, отец его жены Рахели.

Кальба Савуа не узнал его. Он пришел задать мудрецу вопрос:

- Раби, у меня есть дочь, которая вышла замуж против моей воли. Я дал обет лишить ее наследства. Сейчас я жалею об этом и хочу отменить этот обет. Как мне это сделать?

Раби Акива узнал отца своей жены. Он ответил:

-     Если бы ты знал, что жених твоей дочери станет мудрецом Торы, дал бы ты такой обет?

-     Конечно, нет! – воскликнул Кальба Савуа.

-     Если так, ты свободен от обета. Перед тобой – муж твоей дочери Рахели, который учит Тору.

Тут все увидели женщину в нищенской одежде, которая пробиралась сквозь толпу к раби Акиве. Ученики не хотели пропускать ее.

Раби Акива увидел ее и сразу узнал свою жену Рахель. Он сказал ученикам:

-     Пропустите ее. Все, что есть у меня и у вас, принадлежит ей.

Разумеется, он имел в виду, что все, что они успели выучить в Торе, они выучили благодаря ей.

***

Однажды раби Акива отправился в путь. Он сел на осла, взял с собой петуха, чтобы тот будил его по утрам на молитву, и свечу, чтобы учить Тору по ночам.

Раби Акива ехал целый день. Когда настала ночь, он добрался до незнакомого города и решил переночевать в нем. Но ни один из жителей города не согласился впустить его в дом.

Раби Акива стоял посреди незнакомого города, в темноте, на холодном ветру, и никто не пригласил его переночевать. Но он почему-то только улыбнулся и сказал: «Все к лучшему!»

Раби Акива вышел из города, нашёл себе место для ночлега под деревом, зажёг свечу, покормил осла и петуха и стал учить Тору. Он так увлёкся, что забыл обо всем на свете.

И тут послышался громкий рык. Это лев, выпрыгнувший из лесной чащи, терзал его осла. Не успел раби Акива вскочить на ноги, как из кустов выпрыгнул дикий кот и растерзал петуха. И тут же подул ветер и потушил свечу.

Раби Акива остался совершенно один и в полной темноте. Но он снова улыбнулся и повторил: «Все к лучшему!»

И вдруг к нему с шумом и криками приблизилась толпа людей. Оказалось, что ночью на город напали разбойники и взяли всех его жителей в плен. Раби Акиву спасла от них только темнота и то, что осел и петух своими криками не выдали его.

“Ну вот, – сказал раби Акива, – теперь не только мне понятно, что Б-г все делает к лучшему. Это счастье, что меня никто не пустил ночевать в этом городе, и что я остался без осла, петуха и свечи!”

***

В дни между Песахом и Шавуотом умерли почти все ученики раби Акивы. Знаете, почему? Потому что каждый из них считал себя большим знатоком Торы, чем другие, и поэтому относился к своим товарищам с пренебрежением, когда начинались ученые разговоры.

Шавуот от Песаха отделяют 49 дней, эти дни называются днями отсчёта омера, потому что в Шавуот в жертву приносили омер (сноп пшеницы). В эти дни принято исправляться и быть особенно вежливыми друг с другом.

№: 37