Categories: О месяце
      Date:  8.05.2012
     Title: Скитания в пустыне

Поколением пустыни называют наши мудрецы тех, кто вышел из Египта и не вошел в Землю Израиля. Сорок лет скитались евреи по пустыне. Это время года, между Песахом и Шавуотом, соответствует для нас тем сорока годам скитаний.



Долгий путь евреев по пустыне начался после выхода из Египта и дарования Торы на горе Синай. Куда шли евреи сорок лет? Куда можно идти сорок лет на маленьком пятачке, носящем название Синайской пустыни?

Грех разведчиков

Всевышний разрешил Моше перед тем, как вести народ в Землю Обетованную, послать в нее разведчиков. В их обязанности входило разведать, как лучше захватить Землю. Собственно говоря, этого не требовалось: в самом начале существования еврейского народа Всевышний делал за него почти все, что «взрослый» народ обычно делает сам: воевал, решал дипломатические задачи, и так далее.

Всевышний, разрешив евреям послать разведчиков, просто пошел навстречу их человеческой слабости и неуверенности.

Но разведчики превысили свои полномочия. Они стали высказывать собственные соображения по вопросу, стоит ли вообще входить в Землю Израиля. Десять из двенадцати вождей колен – а в разведку были посланы ни много, не мало, а вожди колен – высказались против завоевания Земли. Более того, они высказали кощунственное предположение: Всевышний предлагает им вовсе не лучшее из лучшего, как Он говорит, а ужасную землю, в которой им всем предстоит умереть. «И зарыдало все общество, и плакал народ в ту ночь” (Бэмидбар, 13:1).

Портрет еврейского лидера

Тут мы немного отвлечемся и зададимся вопросом: а почему, собственно, Моше послал в разведку вождей колен? Даже неспециалисту в военном деле ясно, что посылать в разведку нужно не генералов, которые, с одной стороны, не особо искусны в резанье колючей проволоки и поимке языка, а с другой стороны, необходимы на своих генеральских постах, и рисковать их головой нецелесообразно.

Все так. Но еврейская армия – это особая армия. Армия Б-га. Б-г хранит Своих воинов и требует от них особых качеств – праведности, верности Торе и уверенности в помощи Б-жественного Провидения.

Лидер же, вождь в такой армии – это тот, кто способен влиять на других, воспитывая в них эти качества.

Вот поэтому в разведку и были посланы вожди колен, генералы армии Б-га. С одной стороны. Не было никаких сомнений в их невредимости под защитой Всевышнего (да и в любом случае, все, что происходит – происходит по воле Б-жественного Провидения, которое – само добро). С другой же стороны, разведчиками должны были стать наиболее влиятельные и праведные представители народа, ибо их главной задачей была вовсе не разведка, а – вдохнуть в евреев веру и уверенность.

И с этой своей задачей разведчики не справились, поскольку вместо нее взяли на себя другую задачу, бывшую прерогативой Всевышнего.

Сорок дней в разведке

Как им и было приказано, разведчики обошли всю Землю Израиля, осмотрели ее города и принесли с собой плоды – виноградную гроздь, которую несли два человека, а также гранаты и инжир.

Вернувшись, разведчики заявили в присутствии всего народа, что земля и в самом деле «течет молоком и медом», но населена она великанами, живущими в укрепленных городах. Захватить эту землю невозможно. И тут же, не замечая противоречия, разведчики добавляют еще один довод против входа в Землю Израиля: земля эта убивает своих жителей – за сорок дней пребывания в ней они видели множество похорон.

Наказание

За то, что евреи безоговорочно поверили разведчиками и пришли в отчаяние, Всевышний хотел уничтожить этот сброд, упорно не желающий стать народом – сильным и мужественным. Но Моше умолил Его не делать этого.

Вместо того, чтобы уничтожить весь народ, Б-г приговорил его к сорока годам скитаний по Синайской пустыне, пока не умрет все поколение египетских рабов – от двадцати лет и старше. Эти малодушные недостойны войти в Землю Обетованную. Из всех людей этого поколения дожить до входа в Землю Израиля должны были только двое – Еошуа бин Нун и Калев бен Ефунэ, двое из двенадцати разведчиков, призывавшие народ не бояться.

Небольшая группа упрямцев все же попробовала войти в Землю, но была разбита амалекитянами. Больше попыток не было.

Даже Моше не удостоился войти в Землю, но это было уже наказанием за совсем другой грех.

Вождем, под началом которого евреи вошли и начали освоение Земли Израиля, стал преемник Моше, Еошуа бин Нун.

В пустыне

В пустыне жизнь евреев вовсе не выглядела наказанием. Они были освобождены от материальных забот. Ежедневно выпадал ман – идеальная пища, которая не содержала отходов и принимала именно тот вкус, которого хотелось человеку в тот момент. Каждому еврею давалось то количество мана, которое необходимо его семье на один день.

Попытки сделать запас мана даже на один день вперед заканчивались провалом: через сутки он кишел червями, а в поле уже лежал новый, свежий ман. При этом праведники, занятые изучением Торы, получали чудесную пищу прямо к порогу своего шатра, а прочим приходилось побить ноги, собирая ее. Так Всевышний воспитывал во вчерашних рабах веру и уверенность.

Во всех их походах евреев сопровождал чудесный колодец Мирьям, снабжавший их водой. Одежда их не изнашивалась и росла вместе с растущими детьми. Огненный и дымный столпы охраняли их от опасностей пустыни.

И все же среди евреев происходили возмущения против Всевышнего и против его верного раба Моше. Они давали волю похоти, вступая в запретные связи с моавитянками. Они нарушали святость субботы. Они требовали другой пищи, другой воды, другого вождя…

И все же сообщество Израиля преодолело собственные слабости и на исходе сорока лет скитаний вошло в Святую Землю.

С тех пор земля эта по воле Всевышнего принадлежит евреям, и никто, в том числе и сами евреи, не вправе это оспаривать.

№: 37