Categories: О месяце
      Date: 29.03.2012
     Title: Ягненок, маца и горькие травы

Мудрец Гамлиэль говорит: "Пока не сказал про три вещ:  пасхального ягненка, мацу и горькие травы – не совершил пасхального седера. Ягненок – в память о том, как Б-г во время казни первенцев миновал дома евреев, косяки дверей которых были помечены кровью ягненка. Маца – в память о том, как евреи спаслись из Египта. Горькие травы – в память о том, какой горькой была жизнь наших отцов в Египте".



В ночь пасхального седера мы будем сидеть по-королевски за праздничным столом, уставленным лучшими яствами. Мы наденем в честь Праздника Свободы лучшую одежду. И мы будем вновь, уже в который раз, рассказывать историю выхода из Египта.

В пасхальной Агаде написано: "Даже если все мы мудры и знаем всю Тору, заповедь – рассказывать об исходе из Египта [вновь и вновь], и чем больше – тем лучше".

Чтобы не забыть ни одной из многочисленных деталей пасхального седера, придуманы "пятнадцать знаков" – напоминаний, особое блюдо с шестью видами еды, три мацы и четыре стакана вина.

Но самое главное в пасхальном седере – не забыть произнести эти три слова, пасхальный ягненок, маца и горькие травы, и исполнить связанные с каждым из них обычаи.

Пасхальный ягненок

Всевышний обрушил на Египет десять казней. Десятая, смерть первенцев, была самой тяжелой из них. От нее погибли все египетские первенцы. Перед тем, как обрушить на Египет эту казнь, Всевышний приказал евреям купить ягнят, которые считались в Египте божеством, и привязать в каждом доме к ножке кровати ягненка. В ночь исхода из Египта ягнят нужно было зарезать и помазать их кровью косяки дверей еврейских домов.

Ягненка нужно было запечь на огне целиком и съесть перед выходом из дома. Делить его на части, ломать кости или варить в воде было запрещено. Нельзя было и оставлять от него ничего до утра. Все, что не съедено, нужно было сжечь. Есть ягненка нужно было "второпях": "…подпоясавшись, с обувью на ногах и посохом в руке…"

Когда ангел смерти спустился в Египет, чтобы умертвить первенцев, он не входил в еврейские дома, косяки которых были помечены кровью ягнят. Само название праздника – "Песах" – происходит от слова "пасах", перескочил, пропустил, миновал.

Наши мудрецы объясняют, что принесение в жертву ягненка означало отречение от египетского языческого культа. Деталям этого жертвоприношения наши мудрецы дают разные объяснения. Собственно говоря, все они сводятся к тому, чтобы есть второпях: испечь на огне быстрее, чем варить в котле; резать на части тоже некогда; некогда и ломать кости, чтобы высасывать их содержимое; к утру все должно быть кончено; ну, а еда стоя, обутыми и одетыми, говорит сама за себя. Другое объяснение этих обычаев – все должно быть так, как принято в царских домах: печеное мясо вкуснее вареного, к нему подаются приправы (горькие травы); обсасывать кости – удел нищих, и так далее.

В эпоху Храма ягненка резали в Храме и съедали в Иерусалиме, святом городе. Сейчас, когда Храма нет, пасхальную жертву не приносят. В память о ней на пасхальное блюдо кладут "зроа" – запеченное на огне куриное крылышко, а также вареное яйцо в память о другой жертве, праздничном быке. Вареное яйцо – знак траура в еврейской традиции, и его присутствие на пасхальном столе символизирует нашу печаль по разрушенному Храму.

Корех или пасхальный бутерброд

Обычай есть корех ввел старец Гилель. Он складывал вместе мясо ягненка, мацу и горькие травы и ел их в таком виде, чтобы исполнить написанное в пасхальной Агаде: "С мацой и горькими травами ешьте его".



Афикоман – это десерт

Пасхальную жертву называют греческим словом "афикоман", что означает десерт. Это потому, что есть ее следовало в конце праздничной трапезы. В память об этом в наше время, когда пасхальную жертву принести нельзя, в качестве афикомана едят кусочек мацы.

Маца

Есть мацу в первую ночь Песаха – заповедь Торы. Во все остальные дни праздника мацу едят просто в качестве замены запрещенному в Песах хлебу. Хлеб и вообще всякое квасное категорически запрещены в Песах, вплоть до наказания "карет" – преждевременной смерти. Квасным называется любой продукт из пяти видов злаков (пшеницы, ячменя, ржи, овса и полбы), бывший в контакте с жидкостью более чем восемнадцать минут.



Поскольку Песах длится неделю, на него выпадает и суббота, когда нужно устраивать трапезы с хлебом. В Песах роль хлеба играет маца.

Две причины есть мацу в Песах:

13 фактов о маце

*Маца – это хлеб, испеченный из муки и воды без каких-либо добавок. Выпечка должна начаться не позднее чем через восемнадцать минут после замеса, иначе в тесте начнется процесс брожения, и оно станет квасным.

* Мацу, которую пекут специально для ночи седера, называют заповедной. Это означает, что ее должен печь взрослый еврей (в том возрасте, когда уже есть обязанность исполнять заповеди, то есть не моложе тринадцати лет), постоянно имея в виду, что он делает это для исполнения заповеди есть мацу. Такое намерение должно присутствовать на всех этапах работы, включая даже зачерпывание воды для теста. Более того, на каждом этапе нужно произносить вслух: "Ради исполнения заповеди есть мацу". Часть раввинов считает, что намерение имеет силу только при полностью ручном изготовлении, другие допускают и машинное изготовление.

*Мацу пекут из тех же пяти видов злаков, из которых может получиться квасное.

*Большинство в ночь седера (а многие и все семь дней праздника) едят только особую мацу, называемую "охраняемой", – мацу шмура – ее делают из зерна, которое хранят от контакта с водой уже с момента жатвы.

*Только что смолотая мука довольно горячая, и в больших количествах она довольно долго остывает. А высокая температура теста приводит к тому, что оно начинает подниматься раньше, чем через восемнадцать минут. Поэтому муку для мацы принято молоть не позднее, чем за день или два до выпечки, чтобы дать ей остыть.

*По этой же причине воду для мацы принято набирать накануне, чтобы она постояла ночь в прохладном месте. Если воду берут из колодца, предпочтительней закрытый колодец, в который не заглядывает солнце. Емкости для воды должны быть не просто кашерными на Песах, в них не должно содержаться в прошлом никаких иных жидкостей, кроме воды. Есть опасение, что даже минимальное содержание в воде посторонних жидкостей может тоже привести к более быстрому заквашиванию теста.

*Во время замеса теста тоже стараются исключить высокую температуру. Поэтому тесто месят в прохладной комнате, закрытой от прямых солнечных лучей.

*Выпекают мацу в печи с открытым огнем. Если печь не предназначена исключительно для Песаха, ее необходимо предварительно откашеровать.

*Тесто должно быть замешано из муки и воды, без каких-либо добавок, так как они ускоряют начало брожения.

*Какое количество теста можно замесить за один раз? Дело в том, что тесто, которое не месят, тоже начинает подниматься. Поэтому каждый раз замешивают небольшое количество теста, которое не будет ждать своей очереди, а сразу будет пущено в дело.

*Тесто перемешивают особенно тщательно, чтобы в нем не осталось сухих комочков муки. Такие комочки уже после выпечки, в готовой маце, могут придти в контакт с жидкостью и превратиться в квасное.

*Воду и муку для мацы хранят на максимальном расстоянии друг от друга, чтобы мучная пыль не попала в воду и не сделала ее квасной. В наше время воду хранят в одной комнате, муку – в другой, замешивают тесто – в третьей, а печь находится в четвертой.

* Замес и раскатывание каждой порции теста и мытье всей использованной посуды и рабочих поверхностей должны происходить менее чем за восемнадцать минут, чтобы тесто не успело закиснуть.

Горькие травы

Горькой была жизнь евреев в Египте. Рабский труд, унижения и злодейские указы фараона были их уделом. Горький удел не миновал даже самых маленьких – их фараон приказал топить в Ниле, замуровывать в стены вместо кирпичей и убивать, чтобы их кровью он мог лечиться от проказы.



В память о том горьком времени в ночь пасхального седера мы едим горькие травы.

Для горьких трав подходят пять видов овощей, из которых в наше время используются хрен и зеленый салат (некоторые считают, что для этой цели подходит только дикий салат, который горче культурного).

В ночь седера мы едим горькие травы дважды: первый раз с харосетом (сладкой смесью из тертых яблок, груш, орехов и вина, напоминающей глину, из которой евреи в Египте должны были делать кирпичи), а второй раз – в составе кореха, бутерброда, о котором говорилось выше. Правда, у нас, в отличие от старца Гилеля, в этом бутерброде отсутствует мясо пасхальной жертвы.

Да будет на то желание Всевышнего, чтобы уже в этом году мы праздновали Песах как свободные люди, в иерусалимском Храме, и в нашем корехе было мясо жертвенного ягненка!

№: 36