Categories: Образ жизни
      Date: 16.02.2010
     Title: Золотой Иерусалим

Как описать колдовство этого города? Его святость, которой пропитан воздух… Его древние камни, каждый из которых – сама история… Эту удивительную смесь старого и нового на кипящих жизнью улицах…



Я иду узкими улочками Старого города. Мимо меня скользят группки зачарованных туристов, хасиды в черных и полосатых халатах и с развевающимися пейсами, силуэты кошек крадутся вдоль стен… С переходных мостиков между верхними этажами свисает зеленый плющ. И вдруг узкое ущелье улицы раздвигается, и я вижу внизу под холмом огромную пустую площадь перед Стеной Плача. Фигурки людей пересекают ее в разных направлениях, исчезая в примыкающих к ней переулках. И сотни таких фигурок стоят, раскачиваясь, у Стены. Я спускаюсь вниз, чтобы тоже помолиться здесь, где молитва достигает престола Всевышнего быстрее всего.

Десять минут на автобусе – и я уже в центре современного Иерусалима. Пестрая толпа движется по улице. Десятки ресторанчиков выставили свои столики на тротуаре, сувенирные лавки пестрят футболками с ярким рисунком и подсвечниками «под старину». Репродуктор на столбе надрывается, оглушая прохожих средиземноморскими ритмами. Женщины с огромными кошелками выплывают из рядов рынка «Маханэ Еуда», а вслед им летят крики рыночных торговцев. Запахи вырываются из распахнутых дверей кондитерских.

Так можно продолжать ходить по городу до бесконечности, и через каждые несколько улиц он предстанет перед глазами совершенно иным, неузнаваемым. Иерусалим. Наша вечная столица. Точка на карте, к которой устремлены глаза и сердца евреев во всем мире.

Этот город избрал Всевышний. Здесь стояли Первый и Второй Храмы. Здесь находится Камень Основы – тот самый камень, с которого началось сотворение мира, на котором Авраам готов был принести в жертву Ицхака, и на котором в первом Храме стоял Ковчег со Скрижалями Завета.

Центр мира


Уже в Пророках и Писаниях Иерусалим описывается как духовный и политический центр нации – и как будущий духовный центр всего мира. После прихода Машиаха и восстановления Храма все народы мира придут молиться здесь. Наши мудрецы подчеркивают особое географическое положение Иерусалима как перекрестка мира. Многие старинные карты изображают Святую Землю и ее столицу в виде сердца мира, центра круга и тому подобного.

Войны бесконечной чередой заливали этот город кровью. Он притягивал завоевателей со всех концов мира, и некоторым из них удалось завладеть им на какое-то время. Он познал радость и горе, великолепие и разруху, торжество и траур.

Имен ему много

Многие поколения давали этому городу имена, выражающие любовь и тоску по нему. Наши мудрецы говорят, что у Иерусалима есть семьдесят имен, соответствующих семидесяти Именам Всевышнего.

Впервые Иерусалим упоминается в Торе под именем Шалем – «цельный», «совершенный». Наши мудрецы объясняют, что название Иерусалим состоит из двух слов – «Ира»и «Шалем» – «совершенный» и «б-гобоязненность». Праотец Авраам, после того как собирался на этом месте принести в жертву Ицхака, назвал его «Усмотрит Всевышний». Еще одно толкование относит происхождение имени города к слову «еруша», наследство. Наследство, данное Всевышним еврейскому народу. А вот еще несколько из многих имен Иерусалима: Сион, Город Вечности, Город Давида, Город Веры.

Город прекрасный

Среди многих похвал, которых удостоился Иерусалим от наших мудрецов – похвала его красоте: «Десять мер красоты спустилось в мир. Девять из них досталось Иерусалиму». Каждая историческая эпоха, каждый народ, владевший когда-либо Иерусалимом, оставили в нем свой след. Красота этого города – особая, духовная красота, непохожая на потрясающее воображение великолепие других мировых столиц.

Тоска по Иерусалиму


Когда-то, во времена Храма, все евреи были обязаны трижды в году – в праздники Песах, Шавуот и Суккот - приходить в Иерусалим.

Но и позже, когда Храм уже был разрушен, многие мечтали хотя бы раз в жизни побывать в Святом городе. Другие в старости оставляли все и стремились в Иерусалим, чтобы удостоиться быть похороненными в его земле. Вавилонским изгнанникам принадлежат строки, который знает и повторяет сегодня каждый еврей: «Если забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет правая рука моя. Пусть язык мой прилипнет к гортани, если не вспомню тебя, если не поставлю тебя во главе радости моей». На каждой еврейской свадьбе жених разбивает стакан, напоминая гостям, что радость пока не может быть полной: Иерусалим все еще лежит в развалинах.

Стена Плача

Предание рассказывает, что, когда царь Соломон начал строить Храм, он распределил строительные работы между разными группами еврейского народа. Западную его стену он поручил строить беднякам. Бедняки не могли вложить в это строительство большие деньги, но они строили западную стену своими руками с такой любовью и преданностью, что Всевышний дал обещание: никогда Б-жественное Присутствие не покинет западную стену Храма. Это та самая стена, которая находится ближе всего к Святая Святых. Глубоко под землей скрыты ее остатки, но Б-жественное Присутствие по-прежнему не покидает это место. Нога еврея не должна ступать на него, ибо только первосвященнику в Йом Кипур было разрешено вступать в Святая Святых.

Однако сегодня в еврейской традиции Западной Стеной называется Стена Плача. Это западная стена внешнего двора Храма - одна из немногих уцелевших храмовых построек, находящихся в еврейских руках. Евреи, и не только евреи, со всего мира приходят молиться возле этой стены. Многие оставляют в щелях между огромных камней записочки с просьбами. В самой большой израильской телефонной компании «Безек», есть даже номер факса, по которому можно отправить такую записку к Стене Плача.

Объединение Иерусалима

В течение 19 лет, начиная с образования государства Израиль и Войны за независимость, Иерусалим был разделен: западная его часть находилась в руках Израиля, а восточная, в том числе Храмовая Гора и Стена Плача – в руках Иордании. Иорданские власти не давали евреям доступа к этому самому святому месту в еврейской традиции.

Весной 1967 года Иордания, Египет и Сирия совершили нападение на Израиль. Началась Шестидневная Война. Весь мир, затаив дыхание, следил за тем, как крошечный Израиль сражается за свою жизнь. На третий день войны, 28 ияра 1967 года израильская армия освободила восточный Иерусалим.

Сражение за Иерусалим было особенно тяжелым, оно отняло много еврейских жизней. Но вот наступил долгожданный миг, и усталые запыленные солдаты остановились у Стены Плача. Фотография, запечатлевшая их лица, по сей день остается одной из самых известных и волнующих в архивах истории.

Несколько дней спустя, в Шавуот, к Стене Плача пришло молиться 20.000 человек.

Иерусалим в молитве

Произнося самую главную молитву, 18 благословений, евреи, в какой точке мира они бы не находились, становятся лицом к Иерусалиму. Одно из этих восемнадцати благословений – просьба о восстановлении Иерусалима. Ту же самую просьбу мы произносим в благодарственной молитве после еды. На исходе Йом Кипура и в конце пасхального седера мы желаем друг другу: «В будущем году – в Иерусалиме».

В будущем году – в Иерусалиме!