Categories: Интервью
      Date:  1.03.2012
     Title: Устроить большой шум

Ее знают все иерусалимские нищие. Ее дом открыт для каждого, кто в горе или нужде. При этом она вырастила пятнадцать собственных детей. Сейчас уже у всех свои семьи, кроме одной дочери, Рики, больной синдромом Дауна.



Каждый год в Пурим она готовит угощение с запасом, чтобы хватило человек на шестьдесят… или больше. Такова традиция старых иерусалимцев – в Пурим собирать в своем доме всех многочисленных детей и внуков. Вот и у ребецн Форкаш – все как у всех. Все – да не все. Ее собственные дети живут далеко, а в Пурим навестить «папу и маму» приходят их духовные дети, выпускники русской ешивы «ШАМИР – Мерказ Гутник», которой ее муж заведовал больше десятка лет.

Мне казалось интересным написать о женщине, которая уже много лет в Пурим собирает в своем доме тридцать и более человек репатриантов из СССР, бывших учеников ее мужа. И я попросила знакомого фотографа сделать снимки праздничного застолья в доме раввина Форкаша.

И вот я звоню и излагаю свою просьбу – взять у ребецн интервью для женского журнала и сделать фотографии. И слышу в ответ краткое, строго-деловитое: "Зачем?"

Я не была готова к такому вопросу. Я растерялась. В самом деле, для чего берут интервью? И как объяснить это человеку, который вырос в мире, где у каждого человека есть жизненное предназначение, а у каждого действия – цель?

Однако я все же пролепетала что-то в ответ, барьер был преодолен, и мы начали беседу.

- Вы выросли в религиозной семье, в старом квартале Иерусалима. Выходцы из СССР и евреи в традиционных шляпах и черных кафтанах – это разные миры. Какими были ваши чувства, когда ваш муж стал главой «русской» ешивы?

- Рада я совсем не была. Я понимала, какая это нелегкая работа. Ради заработка на такую работу не идут. Но как поступает хасид, принимая решение? Конечно, он спрашивает Ребе. Ребе дал моему мужу благословение и пожелал успеха.

Ученики в нашей ешиве были особые. Самых разных возрастов, большинство приехало в Израиль без родителей; ни кола, ни двора. Им нужна была не только учеба, но родной дом, семья. Их нужно было воспитывать, заниматься сватовством, ставить хупы. Муж вкладывал в ешиву всю душу. Слава Б-гу, его ученики стали хорошими евреями, создали семьи, соблюдают заповеди Торы. Это большой успех!

Муж даже в субботу ходил пешком в ешиву – ведь по закону Торы в субботу нельзя ездить – чтобы молиться вместе со своими учениками. Я сама часто бывала там, приходила на свадьбы учеников, а когда у них рождались дети – на обрезания. Мы и своему сыну сделали обрезание в ешиве. У меня с этими событиями связано много воспоминаний.

Вот, например, запомнился рассказ жены одного из наших учеников на обрезании их сына. Они с мужем поженились еще в СССР, там родился их старший сын. У жены была бабушка, немного знакомая с еврейской традицией. Она пекла оменташен на Пурим и жарила латкес на Хануку. Такой у них был идишкайт, еврейство. Еще они вместе с бабушкой ходили молиться на могилу раби Исраэля Бааль Шем Това – они жили недалеко от Меджибожа. И вот, когда она вышла замуж, они с бабушкой поехали на могилу праведника помолиться о рождении детей. Пока они стояли у могилы, к ним приблизилась компания молодых людей, проявлявших признаки недружелюбия к двум еврейкам. У женщин душа ушла в пятки, они с ужасом ждали, что будет. Но компания, уже почти подойдя к ним вплотную, вдруг развернулась и удалилась так же внезапно, как пришла. Они поняли, что это праведник спас их.

Уже после смерти бабушки, которую звали Зисл, у молодой пары родился сын, и его назвали Зусей, в честь нее. Позже они узнали, что Зусей звали одного из великих последователей Бааль Шем Това. Вот такая история. Лично мне она кажется очень трогательной.

Еще помню, как на одной свадьбе в ешиве – там было много родственников, евреев и неевреев – невеста сказала мне, что она – последняя, единственная в семье, продолжающая еврейскую цепочку поколений. Разве это – не достижение!?

В какой-то момент наш спонсор, господин Гутник, перестал давать деньги на ешиву. Конечно, у нас была небольшая дотация от министерства религий, но содержать только на нее ешиву было нереально. Это как десять шекелей, а нужно – двести. В таких случаях глава ешивы должен ездить по миру, собирать пожертвования. Мой муж так не умеет. Он ученый, кабинетный человек. Дает уроки, пишет книги. А деньги собирать не умеет. Вот ешива и закрылась.

Но мы продолжаем чувствовать ответственность за выпускников ешивы. Мужу иногда приносят пожертвования, он раздает эти деньги им, себе мы ничего не оставляем

Сейчас мало кто из учеников о нас вспоминает, только на Пурим и приходят. И это, пожалуй, хорошо. Это значит, что у них все в порядке. Когда у человека что-то не в порядке, он обязательно придет, хотя бы просто душу излить.

- С чего началась ваша традиция ежегодных встреч с выпускниками в Пурим?

- У старых иерусалимцев так принято: ученики ешивы начинают праздновать Пурим с семьей, а потом обязательно идут к своему учителю. Для нас это было понятно с самого начала: если мой муж – глава ешивы, значит, у нас на Пурим будут собираться его ученики. Так и пошло. Нелегко, конечно, но пока продолжаем. Сейчас уже получилось так, что наши собственные дети почти все разъехались, и большинство людей за столом – это выпускники «Мерказ Гутник».

Они говорят, что эти застолья дают энергию и оптимизм на год вперед. Для этого и стараемся.

- На сколько человек вы готовите, и кто вам помогает?

- Б-г помогает. Одновременно за столом сидит человек тридцать. Одни приходят, другие уходят, и так с пяти часов вечера до двух ночи. Я стараюсь, чтобы еды хватило как минимум на шестьдесят человек. Как справляюсь? Начинаю подготовку задолго до праздника. Понемногу закупаю продукты, делаю заготовки. В наше время у хозяйки есть хороший помощник – морозилка. Нет, на 60-100 человек вполне реально приготовить, правда. Больше – одной и в домашних условиях – уже сложно.

***

Ребецн Форкаш продолжает говорить – просто и свободно, как соседке в очереди, рассказывает о своей жизни и расспрашивает о моей. Сколько у меня детей, чем занимается муж… Желает мне настоящего еврейского нахеса, удовольствия от детей, достатка… Но я все еще в плену заготовленного шаблона. Поддерживаю беседу, а сама жду удобного случая задать традиционный для наших интервью вопрос – что героиня хотела бы передать читательницам. Жду, слушая ее почти страстный монолог, и вдруг понимаю, что она, собственно, на него как раз и отвечает:

- Самое главное напиши. Мы с мужем были на аудиенции у Ребе, и Ребе сказал мне: "Ты – внучка знаменитого раби Амрама Блоя, который не стеснялся устраивать большой шум, напоминая евреям о необходимости соблюдать субботу. Так и ты тоже не стесняйся. Устраивай большой шум, убеждай женщин изучать хасидизм".

Я ведь родилась не в хабадской семье. У нас, старых иерусалимцев, выходцев из Польши, не было принято, чтобы женщины учились. И я так скажу: раньше я очень волновалась по любому поводу. Постоянно боялась, что заболеет ребенок, что нас обворуют, да вообще всего! А с тех пор, как я начала изучать хасидизм, ко мне пришла уверенность во Всевышнем, а с ней – и душевное спокойствие. Я перестала переживать по поводу и без повода.

Каждый день я прочитываю дневной               урок Торы, "Теилим" и отрывок книги "Тания", как велел Ребе. Хожу на уроки хасидизма. И всем рекомендую поступать так же.

И еще обязательно скажи вашим читательницам про Избавление. Скажи, что оно уже близко!

Из легенд о семье Форкаш

Рав и ребецн только в исключительных случаях ходили куда-то вместе. Однажды их дети увидели, что папа и мама собираются выйти из дома. "В роддом, наверное. Мама рожать будет", – предположили дети.

 

Рассказывает Орли Каракович, жена выпускника "Мерказ Гутник":

- Когда мы поженились, муж привел меня к ребецн Форкаш знакомиться. Я тогда только приехала в Израиль, иврита еще не знала, но немного знала идиш. На нем мы поначалу и общались. Она необыкновенный человек, настоящая праведница. Ее муж собирает в Пурим своих выпускников, а она – их жен. Всех помнит по именам, и не только жен, но и детей. Помнит, кому какую еду нельзя, и готовит так, чтобы для каждого нашлось что-то, что ему можно. И мишлоах манот (съедобные подарки, которые принято дарить на Пурим) у нее не такие, как у всех. Не куча пакетиков с дешевыми сладостями, а что-то практичное, что людям действительно нужно.

Какая она? Ну, вот, например, когда я была беременна первым ребенком, лежала на сохранении. Приближался Песах. Ничего не поделаешь, собралась идти в супермаркет, закупать продукты, нужно же в пасхальную неделю что-то кушать! Ребецн встретила меня в магазине и буквально прогнала домой. Сама все для меня купила и прислала.

У второго моего сына обрезание было в Песах. Готовка в этот праздник особенно нелегкая. Так ребецн организовала обрезание сама и все угощение сама приготовила!

Как-то мы с девочками решили читать "Теилим" за тех, кто не может забеременеть. Уж слишком много таких оказалось среди нас. Пришли к раву Форкашу спросить, в каком порядке читать. А он говорит: "Идите к жене, она научит".

И мы начали читать по указаниям ребецн Форкаш. И вот поверите: по второму разу ни за кого читать не пришлось! У всех родились дети!

 

№: 35