Categories: Их след в нашей истории
      Date:  1.03.2012
     Title: Михаль, дочь Шауля

Красивой, скромной и праведной была Михаль, дочь Шауля и первая любовь Давида. Ей выпало жить в нелегкое время…



 

Шауль, как сказали бы сейчас, пребывал в депрессии. А между тем филистимляне угрожали еврейскому царству. Советники царя привели во дворец юного пастушка Давида, чтобы он искусной игрой на свирели поднял дух царя.

Принцесса Михаль увидела прекрасного юношу и полюбила его на всю жизнь.

Царская свадьба

Шауль объявил, что тот, кто победит Голиафа, великана-филистимлянина, подавлявшего боевой дух евреев, получит в жены старшую дочь царя – Мерав.

Невысокий и худенький Давид, оказавшийся среди войск лишь в качестве придворного музыканта, вызвался сразиться с великаном и чудесным образом победил его с помощью простой пастушеской пращи.

Но Шауль подспудно опасался растущей популярности Давида. Он решил связать юношу родственными связями, дать ему пост военачальника и позаботиться о том, чтобы зять как можно скорей перешел в категорию павших героев.

Но свадьба Давида с Мерав по разным причинам не состоялась, и вскоре Мерав вышла замуж за другого человека по имени Адриэль Амахолати. И тогда Шауль решил женить Давида на младшей свое дочери – Михаль.

Он знал, что Михаль влюблена в Давида, но вовсе не это руководило им, а политические соображения. Он потребовал от Давида в качестве выкупа за невесту сто убитых филистимлян. Шауль надеялся, что Давид погибнет еще до того, как станет его зятем. Но Давид вернулся живой, убив не сто, а двести филистимлян. Вскоре состоялась свадьба.

Михаль – единственная женщина, о которой в Торе говорится напрямую, что она любила своего мужа. Мидраш при этом подчеркивает ее скромность и скрытность. Она хранила свои чувства в тайне, поскольку Давид считался женихом ее сестры Мерав. Но когда Мерав вышла замуж за другого, Михаль во всем призналась отцу и попросила его отдать ее замуж за Давида вместо Мерав.

Радости Михаль не было предела, когда и Шауль, и Давид согласились на этот брак. Но вскоре Михаль обнаружила себя меж двух огней: любимый отец рассчитывал на нее как на приманку в войне против любимого мужа.

Борьба за власть

Сразу после свадьбы Шауль послал к Давиду убийц. Михаль знала об этом и разрывалась между любовью к мужу и боязнью обидеть отца. В конце концов, она приняла решение в пользу верности мужу. Она рассказала Давиду об опасности и помогла ему бежать. В его постель она положила куклу и сказала посланцам отца, что Давид не может выйти к ним, поскольку болен и лежит в постели.

Посланцы вернулись к Шаулю, но тот вновь послал их к Давиду, велев убить его любой ценой.

Пока убийцы обнаружили подлог, Давид был уже далеко. Гневу Шауля не было предела. Он спросил дочь, как смела она пойти против его воли. Михаль, боясь гнева отца, сказала, что Давид принудил ее к этому.

Пока Давид скрывался, Шауль силой забрал Михаль из его дома и выдал ее замуж за другого, чтобы отомстить Давиду.

Но новый муж Михаль, Палтиэль, знал, что Михаль – жена другого, и не притрагивался к ней. Из страха перед царем Палтиэль и Михаль жили в одном доме, но на деле не были мужем и женой. Чтобы избежать соблазна, Палтиэль положил между их кроватями меч таким образом, что если бы кто-то из них и захотел придти к другому, то наткнулся бы на острое лезвие.

После смерти Шауля Давид вернулся из изгнания, взошел на трон и потребовал у людей Шауля вернуть ему жену. Палтиэль провожал ее до царского дворца с рыданиями.

Тот факт, что Давид, взойдя на трон, первым делом потребовал вернуть Михаль, указывает на его любовь к жене, хотя прямо об этом не говорится.

Почему Михаль была бездетна?

После победы над филистимлянами, когда Давиду удалось отвоевать захваченный ими ковчег Завета, он устроил торжественное шествие, несшее ковчег на его законное место в Скинии в Шило. Сам Давид во время этого шествия прыгал и радовался, как ребенок. Михаль, смотревшая на него из окна, не могла примириться с таким "нецарским" поведением. Ведь она выросла и была воспитана как принцесса! Ее отец, Шауль, всегда вел себя с подобающим царю достоинством. Теперь же Давид заставил ее стыдиться его.

Когда муж вернулся домой, она упрекнула его: "Не подобает царю плясать и прыгать на глазах у народа, как скомороху!" Давид спокойно ответил, что он прыгал и радовался не перед людьми, а перед Всевышним в честь возвращения Его скрижалей, и что на трон его возвел не народ, а Всевышний.

После описания этой перепалки между Михаль и Давидом говорится, что Михаль была бездетна. Мидраш объясняет такую последовательность изложения причинно-следственной связью: бездетность Михали была наказанием за то, что она стеснялась поведения мужа, радовавшегося Всевышнему.

Согласно другому объяснению, после этого случая Давид понял, что его наследник не должен быть потомком Шауля и носителем его качеств, и с того дня больше не жил с Михалью.

С тех пор Михаль, оставленная мужем, занималась изучением Торы как мужчина и даже, по некоторым мнениям, накладывала тфилин.

Урожденная принцесса, жена царя – казалось бы, ее ожидала беспечная жизнь, полная удовольствий. Но на деле она не получила ничего. Ради своей любви к Давиду она отказалась от отца, но неразрывная связь с ним привела к потере мужа.

В некоторых местах в Торе есть упоминания о пятерых детях Михали, но комментаторы объясняют, что это были дети рано умершей Мерав, ее сестры, которых Михаль растила как родных.

№: 35