Categories: Семья
      Date: 27.01.2012
     Title: Проблемы смешанных семей

Что делать ребенку смешанной пары? Креститься? Или ходить в синагогу? Порой ребенок разрывается от желания угодить обоим родителям.

Вопросы и ответы. Отвечает раввин Бецалель Лифшиц.



Семьдесят лет коммунизма привели к тому, что евреи не могли реализовать простое человеческое право на знание традиций и религии своего народа. Не говоря уже о том, чтобы изучать Тору, соблюдать заповеди и говорить на родном языке. Все это считалось преступлением. Таким образом, советские евреи отдалились от Торы и заповедей.

Поколение революции еще продолжало в тайне соблюдать хоть что-то, но это была, как правило, тайна даже от собственных детей, которые выросли уже совсем вне еврейства.

Дети и внуки этих людей зачастую старались всеми способами отделаться от постыдного "пятого пункта", в том числе и через брак с неевреем. Были и такие, которые и хотели бы найти спутника жизни-еврея, но не вышло… Или просто не интересовались вопросом национальности. Так или иначе, смешанные браки стали реальностью.

Тора запрещает евреям вступать в брак с неевреями. И если поначалу сын или дочь, вступившие в такой брак, считались для родителей умершими, то после того, как явление стало массовым, отношение к нему изменилось.

В результате количество евреев в СССР резко сократилось уже во втором поколении после революции. В отличие от большинства национальностей и религий, иудаизм определяет национальность ребенка по национальности матери, так что евреи-мужчины, женившиеся на нееврейках, были потеряны для нашего народа: они не оставили еврейского потомства.

Третье поколение было уже так далеко от иудаизма, и так велик был в нем процент детей от смешанных браков, к тому же степень доступности всего еврейского для этого поколения была равна практически нулю, что эти люди ничего не слышали про субботу, никогда не видели субботней трапезы, и уж почти никто из них не слышал о запрете на смешанные браки.

В четвертом поколении семейную цепочку могли продолжить уже практически одни только девочки.

Но это только историческая справка. А сегодня мы поговорим о проблемах смешанной семьи, в частности – в эпоху после падения коммунизма и отмены запрета на соблюдение религиозных традиций. В каждом крупном городе сегодня есть общины всех основных конфессий. Каждый волен искать смысл жизни, где хочет. Быть атеистом уже не модно. Детей стараются воспитывать в рамках определенной религии.

Итак, вопросы и ответы.

Я хотела бы дать своим детям еврейское образование, но мой муж и отец моих детей, нееврей, против. Что делать?

Наши мудрецы говорят: "Что такое кашерная жена? Та, что исполняет волю мужа". Комментаторы этого изречения обращают внимание на его двусмысленность. В оригинале это звучит как "та, что делает волю мужа". Это можно понять и так, что жена должна исподволь формировать у мужа "правильные" желания.

В нашем случае, если жене важно еврейское воспитание общих детей, она должна показывать мужу пользу такого воспитания. Напомните мужу, что евреи пользуются репутацией умного и сообразительного народа – и благодаря чему? Конечно, благодаря уникальной системе воспитания и обучения, оттачивающей мозг. Кроме того, в иудаизме есть моральные ценности, которые стали основой морали других мировых религий, как то: ценность человеческой жизни, нормы семейной морали, помощь ближнему, честность и другие.

Следует также объяснить мужу, насколько еврейское воспитание важно лично для матери. Если вы сможете объяснить мужу, что для вас это является приоритетом в воспитании детей, он, наверняка, проявит уважение к вашей позиции.

Кроме того, дети могут получать еврейское воспитание не только в школе или еврейском центре, но и дома. Недаром воспитание отдано главным образом в руки женщин. Именно мать проводит с ребенком большую часть времени, удовлетворяет его базовые потребности – и у нее больше возможностей прививать детям те ценности, которые она считает нужным.

Утром еврейская мама произносит вместе с детьми короткую молитву "Модэ ани", вечером – "Шма". Она приучает детей ежедневно жертвовать монетку на благотворительность. Она рассказывает детям на ночь истории про еврейских праведников. Она готовит им кашерную еду.

Иначе говоря, воспитание еврейского ребенка – в руках матери.

Мой покойный муж не был евреем, зять – тоже. Сейчас моя единственная внучка выросла и может в любой момент привести в дом жениха. Я так хочу, чтобы она вышла замуж за еврея! Но что мне сказать ей?

Самое главное – ваша внучка должна понять разницу между вашим и ее поколением. У вас и у нее – разные возможности, разные проблемы и испытания. Расскажите ей, какие трудности ожидали в ваше время девушку, решившую выйти замуж только за еврея. Объясните, что тогда не было никакой информации, и многие просто не знали о запрете Торы на смешанные браки.

Кроме того, можно поговорить с внучкой о том, что в браке нужно строить долгосрочные отношения. Разница между женским и мужским мировосприятием и так достаточно велика, и строительство отношений в браке – это нелегкая работа. При строительстве дома важно заложить надежный фундамент. Единое мировоззрение и общие ценности – важнейший фактор построения крепкой семьи, не говоря уже о воспитании детей. Ведь еврейские и нееврейские души – разные по своей сути, они совершенно не подходят друг к другу.

Кстати, статистика показывает, что самый низкий процент разводов – среди еврейских пар, соблюдающих законы Торы о семейной жизни. Они рассчитаны, в том числе, и на то, чтобы сохранить любовь до конца жизни. А соблюдение этих законов возможно только с еврейским мужем.

Следует иметь ввиду, что ребенок, родившийся в смешанном браке, будет находиться в постоянном конфликте между двумя разными мировоззрениями. Важно, чтобы ребенок видел перед собой единую и четкую позицию родителей по всем жизненно важным вопросам. А в дальнейшем, чтобы у него была ясная самоидентификация и ему не пришлось бы столкнуться с раздвоением личности: "Кто я? Еврей или кто-то другой?"

И, наконец, в наше время, когда весь мир превратился в глобальную деревню, нет никакой проблемы искать спутника жизни хоть на северном полюсе. Да и в странах постсоветского пространства сейчас есть еврейские центры, а в них – люди, которые, среди прочего, занимаются помощью в создании еврейских семей. Есть и сайты еврейских знакомств, на счету которых многие и многие счастливые еврейские пары. Короче говоря, возможности знакомства сегодня практически не ограничены.

Нужно снова и снова подчеркивать, что неважно, сколько поколений уже выросло в смешанных браках. Если ты еврейка – тебе необходима еврейская семья и еврейское самосознание.

Я хотела устроить дома пасхальный седер, но это не понравилось моему мужу (он не еврей). Я не хочу обижать его или ссориться. Правильно ли в такой ситуации настоять на своем?

В супружеских отношениях важны двусторонность и взаимное уважение. Элементарное право каждого – отмечать свои религиозные праздники в своем доме. Я уверен, что муж с радостью уважит вашу просьбу и даст вам возможность поступать так, как этого требует вера ваших предков, если вы объясните ему, как это важно для вас – отсутствие в Песах квасного в доме и проведение пасхального седера.

В крайнем случае, вы можете устроить пасхальный седер у своих еврейских друзей или принять участие в общественном седере в синагоге.

Я – еврей, моя жена – нет. Сегодня меня мучает чувство вины за то, что мои дети не будут евреями. И я придумал выход: попросить сына жениться на еврейке, и тогда у меня будут внуки-евреи. Что вы думаете по этому поводу?

Мне понятна Ваша боль. Но Вы должны знать, что указание Всевышнего – чтобы душа еврейки соединилась только с душой еврея, а душа нееврея – с душой нееврейки. Решение, придуманное Вами, не только не исправит прошлое, но прибавит к прошлому греху новый. Благое намерение иметь потомков-евреев не оправдывает средства.

Смешанный брак плох и для еврейской стороны, и для нееврейской, и уж наверняка – для их детей. При этом и муж, и жена нарушают запреты Всевышнего, а дети, хоть и являются евреями, рождены в грехе.

Однако Ваш сын может жениться на нееврейке, папа которой – еврей. Может быть, такой выход вас устроит. Дети при этом не нарушат заповеди, хотя это и не приблизит их к еврейству.

Недавно после тяжелой болезни умерла моя подруга. Остались маленькие дети. Ее последней просьбой было, чтобы я вышла замуж за ее мужа и воспитала ее детей. И она, и ее муж – неевреи. Что мне делать?

Это очень тяжелая ситуация. С одной стороны, осиротевшие дети уже воспринимают вас как "вторую маму" и привязаны к вам. Конечно, ваша подруга хотела для своих детей самого лучшего, и ее просьба в данных обстоятельствах естественна. С другой стороны, вы – тоже человек со своей личной жизнью, желаниями и потребностями. Более того, у вас есть некое предназначение в жизни. В частности – создать еврейскую семью и воспитать еврейских детей.

Я уверен, что душа вашей подруги, которая сейчас находится в мире истины, знает об этом и понимает, что ее просьба не может быть выполнена, поскольку она противоречит желанию Всевышнего.

Помочь сиротам – это очень важно. Будет правильно, если вы не оставите их и продолжите помогать им по мере сил. Но не как новая жена их отца, а как хорошая подруга.

А ваша пара тоже найдется в ближайшем будущем, с Б-жьей помощью.

№: 34