Categories: Образ жизни
      Date: 23.01.2012
     Title: За поднятие души

День смерти – это день перехода души из нашего мира в мир Истины. Там душа предстает перед небесным судом, который присуждает ей награду и наказание в соответствии с ее поступками в нашем мире. Но прибавить душе заслуг в нашем мире можно и после смерти.



Бессмертие души – одна из основ нашей веры. После смерти тела душа возвращается в духовные миры и там получает награду и наказание за то, что делала при жизни в теле. После воскресения мертвых души вернутся в тела и снова будут жить в материальном мире.

Но то, как душа вела себя в бытность свою в теле, не окончательно определяет ее приговор после расставания с телом. Поведение ее потомков, друзей, учеников может изменить его и даже избавить душу от мук ада. А уж то, что называется поднятием души в раю – это процесс бесконечный.

Когда мы совершаем добрые дела в память ушедших близких, тем самым мы способствуем поднятию их душ в раю.

В принципе, любое наше доброе дело здесь, на земле, помогает душам умерших, но есть некоторые особо принятые для таких случаев действия. К этой категории относятся пожертвования (часто такие пожертвования делаются с посвящением, например, когда синагоге дарится занавес на ковчег с вышитым на нем именем покойного), изучение Мишны и чтение "Кадиша сироты".

По обычаю в годовщину смерти близких приходят на их могилу, где читают "Кадиш сироты" и учат Мишну.

Мишна

На святом языке слово "Мишна" состоит из тех же букв, что и слово "нешама" – душа. Поэтому изучение Мишны считается особо действенным средством для поднятия души покойного. Обычно изучают те стихи, которые начинаются на буквы, составляющие имя покойного.

"Кадиш"

Самое первое, что можно сделать ради души покойного – это чтение "Кадиша" скорбящими. "Кадиш" читают только мужчины в миньяне (в присутствии десяти совершеннолетних мужчин-евреев). Тот, кто не умеет или не может читать "Кадиш" сам, может нанять чтеца.

Содержание этой молитвы – восхваление Всевышнего и просьба о скорейшем наступлении Избавления. В ней нет никакого упоминания о смерти или трауре. Почему же тогда именно она стала еврейским символом траура? Тому есть несколько причин.

Во-первых, декларация мудрости и всемогущества Всевышнего – это проявление смирения, согласия с Его приговором. Во-вторых, произнесение этой молитвы потомком умершего как бы доказывает, что он оставил после себя достойных потомков, что не может не быть "записано на его счет".

Фонд Хаи-Муси

Любавичский Ребе основал в память покойной жены "Фонд Хаи-Муси", который занимается финансированием популяризации "женских" заповедей – отделения халы, зажигания субботних свечей и соблюдения чистоты семейной жизни.

В память о сыне

Четырнадцать лет Менахем Эренталь и его семья сражались с жестокой болезнью. В те времена не было ни одной общественной организации, помогающей и поддерживающей такие семьи.

Болезнь, в конце концов, победила. Менахем ушел, оставив родителей осиротевшими. Его отец и мать основали в память о сыне общественную организацию "Зихрон Менахем" – на сегодня самую крупную и известную в Израиле организацию, помогающую раковым больным. В ней состоят врачи, общественные деятели и просто добровольцы, готовые посвящать свои силы и время такой помощи.

Основатели организации на своем личном опыте убедились: душевное здоровье семьи – важнейший фактор выздоровления ребенка. Оно влияет самым прямым образом на волю к жизни сына или дочери. Поэтому одна из важнейших задач организации – поддержка семьи на всех этапах болезни, начиная с момента постановки диагноза.

В память юного партизана

Во время Второй Мировой войны юный Элиэзер Геллер сражался в партизанском отряде против нацистских завоевателей. В самых нелегких условиях он не забывал о традициях предков: ежедневно накладывал тфилин; несмотря на голод, соблюдал законы кашерного питания.

Элиэзер остался жив. Он женился и воспитал детей в духе еврейской традиции. После смерти отца его сын Шломо увековечил его память, построив синагогу в Усть-Каменогорске.

Шломо Геллер – совладелец компании "Тимика", человек деловой и занятый. Но он нашел время для того, чтобы не только оплатить строительство, но и лично следить за ходом работ, вникая во все детали.

Он постарался использовать в проекте все самое качественное, невзирая на расходы. В здании расположилась не только синагога, но и целый еврейский центр: библиотека, детский сад, зал торжеств, миква, офисы. Сегодня в Усть-Каменогорске нет еврея, который не знал бы о существовании центра. Он стал сердцем городской общины.

Свиток Торы в память о дочери

Ханале умерла внезапно. Через год после ее смерти состоялось торжественное внесение в синагогу нового свитка Торы, пожертвованного ее родителями в память о дочери.

По обычаю церемония началась с завершения свитка: уважаемым людям предоставлялась возможность написать по букве в новом свитке. Люди выходили по одному и вписывали в свиток очередную букву. Это продолжалось с утра до полудня в доме родителей Ханале.

После окончания написания свитка процессия двинулась в сторону синагоги. Самым трогательным моментов церемонии стало выступление десятилетнего Шауля, брата Ханале. Он сообщил, что вместе со своими друзьями принял решение: они будут ежедневно уделять дополнительное время изучению Торы, посвящая его Ханале.

"Тания" в память жертв теракта

Израиль в очередной раз погрузился в траур: террористы вошли в учебный зал большой иерусалимской ешивы "Мерказ арав" и открыли стрельбу из автоматов. Десятки подростков были ранены, восемь убиты.

В день завершения месячного траура в библиотеке ешивы состоялось издание очередного тиража книги "Тания". Весь тираж (1500 экземпляров) был предназначен для бесплатного распределения по израильским ешивам.

Десятки новых начинаний в память погибших

Они были посланниками Любавичского Ребе в Бомбее. Построили в городе еврейский центр, наладили работу в общине. Их любили все – и местные евреи, и многочисленные гости, которых судьба закинула в город. В этом уютном доме всем были рады: кормили, выслушивали, помогали, чем могли. Здесь действовала синагога, проходили уроки Торы, здесь можно было провести субботу или еврейский праздник.

В тот день в Бомбее произошла серия терактов. Террористы "Аль Каиды" перешли индийско-пакистанскую границу и наполнили город стрельбой и пожарами. Одной из их целей стал еврейский центр.

Почти все, кто находился в здании, были убиты. Бежать удалось только няне-индуске с маленьким сыном посланников Ребе. Мойше остался круглым сиротой в тот день, когда ему исполнилось ровно два года.

Хасиды Хабада во всем мире тяжело переживали это событие. Раввин Гавриэль и его жена Ривка стали символом самопожертвования и примером для каждого посланника Ребе. В те дни сотни новорожденных во всем мире были названы именами погибших, в их память было сделано множество новых начинаний: открыты детские сады, школы, библиотеки, уроки Торы, и многое-многое другое. Да отомстит Всевышний за их кровь!

Годовщина смерти

Дата смерти в еврейской традиции связана с двумя вещами.

С одной стороны, в этот день ежегодно "пересматривается дело" этой души, и она получает возможность еще немного подняться в мире истины. Это, несомненно, радостное событие и для самой души, и для оставшихся в живых близких.

С другой стороны, день смерти естественным образом становится для близких днем грустных воспоминаний.

Истина же заключается в том, что нужно стараться избегать в этот день чувств, противоположных радости. А вот серьезно обдумать свою жизнь в этот день совсем не лишне: ведь размышления о судьбе близкого человека должны наводить на размышления и о собственном будущем, о собственной душе.

Иначе говоря, точно так же, как душа вашего близкого каждый год поднимается все выше и выше в мире истины, точно так же и ваша собственная душа в этом мире имеет право на постоянное самосовершенствование.

Изложенное выше подкрепляется тем, что иудаизм отрицает смерть как таковую: смерти по сути нет, а есть только переход из одного мира в другой. Для того, чья жизнь в этом мире была неразрывно связана с Торой и заповедями, переход в мир истины представляет собой поднятие выше.

Любавичский Ребе, "Сборник писем", том 3, стр. 18.

Воскресение из мертвых

Это самая загадочная и потому захватывающая из тем, связанных со смертью. Возможность встречи с ушедшими близкими и с великими людьми прошлого будоражит умы.

Воскресение мертвых – один из тринадцати принципов веры, сформулированных Рамбамом. Заключается этот принцип в необходимости безоговорочной веры в то, что с приходом Машиаха произойдет чудесное воскресение всех, кто умер.

В Мишне сказано: "У каждого еврея есть доля в будущем мире". Далее перечисляются исключения. Одно из этих исключений – тот, кто не верит в воскресение из мертвых. Это принцип "мера за меру": человек не получит то, что он сам же отрицает.

Воскресение мертвых – это награда за исполнение заповедей, которую получат все: как сказано "даже еврейские грешники полны заповедями, как гранат – зернами".

Более того, в исполнении заповедей все евреи равны, и нет разницы между великим праведником и простым человеком. И учитель наш Моше, и Мойше-водонос одинаково обязаны ежедневно накладывать тфилин. Разница только в том, как каждый из нас обставляет и украшает исполнение заповеди, но не в самой ее сути. Поэтому и в воскресении из мертвых все евреи тоже равны.

В отличие от рая – награды за изучение Торы, которая не у всех одинакова, – награда за исполнение заповедей одинакова для всех – воскресение из мертвых.

Цель творения

Воскресение из мертвых – это самая большая награда, которую душа может получить. Но помимо этого сама возможность воскресения мертвых показывает, какой степени чистоты и совершенства может достичь человек, даже будучи в материальном теле и живя в материальном мире.

Эпоха воскресения мертвых – это эпоха самого большого раскрытия Б-жественности в материальном мире, как сказано: "И увидит каждая плоть то, что Г-сподь сказал". Иначе говоря, мы будем видеть Б-жественность своим обычным материальным зрением. В это время найдет свое воплощение конечная цель творения – материальный мир станет "жилищем Всевышнего".

Как это будет происходить?

Об этом пока известно немного. Вот что мы знаем достоверно:

Оживлять мертвых Всевышний будет при помощи некой "оживляющей росы", которая уже фигурировала во время дарования Торы.

Вначале все тела встанут такими, какими были при жизни, с прежними болезнями и физическими недостатками. Но после того как тела восстанут, Всевышний излечит их.

Восстановление тела начнется с некой загадочной косточки "луз", которая не разлагается в могиле. Некоторые комментаторы считают, что она находится в районе копчика, другие – что за ухом.

Воскресение мертвых будет происходить в Земле Израиля. Души и тела людей, похороненных за ее пределами, прибудут туда по отдельности и только там воссоединятся.

В материальном мире после воскресения мертвых не будет привычных нам физиологических процессов – еды, питья, рождения, смерти. Не будет необходимости в материальных усилиях – производстве, торговле. Отпадет и необходимость работы над собой, поскольку негативные чувства, такие, как ненависть или зависть, исчезнут.

А что же останется? Останется общество праведников, наслаждающихся вечной жизнью и близостью к Всевышнему.

№: 34