Categories: Их след в нашей истории
      Date: 14.11.2011
     Title: Авигаль

Она – одна из четырех красивейших женщин мира, одна из семи пророчиц и одна из двадцати трех праведниц – так о ней говорится в Талмуде. Ее мудрость и такт спасли ее семью от смерти, а ее саму сделали женой царя.



Это случилось в эпоху правления царя Шауля. Давид был вынужден бежать от преследований царя, в своих скитаниях он столкнулся с Авигаль и ее мужем-богачом Навалем.

Само его имя означает отрицательный персонаж. Таков он и есть: озлобленный, высокомерный, грубый как с посторонними, так и с собственной женой. Важней всего на свете для него было его имущество – многочисленные поля и стада. Ко всем прочим своим недостаткам он был очень скуп.

Это было в сезон стрижки скота. Пастухи Наваля только что закончили стричь овец. Давид и его люди, вынужденные скрываться от Шауля, голодали. Давид отправил к Навалю посланцев с предложением – они будут охранять его поля и стада в обмен на еду.

В ответ Наваль отказал Давиду в этой просьбе, грубо оскорбив его и его посланцев. Он не предложил стоявшим перед ним голодным юношам даже куска хлеба. "Кто такой Давид, чтобы приказывать мне!? И я не нуждаюсь в охране!" – заявил он.

Давид был так разгневан поведением Наваля, что решил убить его и всю его семью. Он взял с собой четыреста юношей и отправился к дому Наваля.

Авигаль

Слуги Наваля первыми узнали об опасности. Они понимали, что говорить с хозяином бесполезно – он в своей гордыне не в состоянии оценить опасность. Они обратились к его жене, Авигаль. Они рассказали о том, как к ее мужу пришли посланцы Давида, благословили его и предложили взаимовыгодную сделку, и как Наваль грубо оскорбил их. Они подтвердили, что еще до разговора с Навалем люди Давида защищали их от многочисленных в те времена грабителей и что в их силах причинить им вред.

Авигаль сразу поняла, что ее семье угрожает реальная опасность. Не теряя времени, она начала действовать. Не сказав ничего мужу, Авигаль взяла хлеба, вина, мяса, изюма, инжира и, нагрузив ослов всем этим добром, отправила Давиду.

И сама она тоже отправилась ему навстречу. Авигаль пала в ноги Давиду и стала молить о пощаде. Она назвала Давида господином и поклялась, что ничего не знала о разговоре мужа с его посланцами. Она назвала мужа негодяем, а его слова – гадостью. Она попросила Давида предотвратить кровопролитие и предсказала ему царствование. Она пообещала также, что если он оставит ее мужа и других своих врагов в живых, Всевышний сам воздаст им.

Завершая свои слова, Авигаль сказала: "И воздаст тебе Всевышний по делам твоим, и вспомнишь рабу свою". Наши мудрецы видят в этих словах завуалированную просьбу взять ее в жены.

Давид дает себя уговорить. Он очарован прелестями Авигаль. Он отказывается от намерения убить Наваля и его домашних. "Благословен Всевышний, который послал тебя мне навстречу, – говорит он Авигаль. – Будь же благословенна!"

Вернувшись домой, Авигаль обнаружила, что ее муж, пожалевший кусок хлеба для голодных, устроил большой пир в честь завершения стрижки овец и напился пьяным. Когда он протрезвел, Авигаль рассказала ему обо всем произошедшем. Навалю стало так жалко подаренной Давиду еды, что его хватил паралич, и через несколько дней он умер.

Жена царя

Узнав о смерти Наваля, Давид отправил к Авигаль посланцев просить ее руки. Авигаль немедленно согласилась и поспешила к Давиду вместе с его посланцами.

Давид приходился Навалю дальним родственником. Некоторые комментаторы считают, что этот брак был исполнением заповеди ибум, когда берут в жены вдову ближайшего родственника по мужской линии, не оставившего наследников. Подтверждает это мнение тот факт, что в Торе Авигаль называется "женой Наваля" даже после того, как вышла замуж за Давида.

С тех пор Авигаль делила с Давидом и радость, и горе. После смерти Шауля она вместе с Давидом пришла в Хеврон, бывший тогда столицей, и здесь родила ему сына.

Комментаторы говорят, что Давид испытывал к Авигаль особые чувства. Раби Шмуэль говорит, что он был благодарен ей за то, что она отговорила его от кровопролития, которое стало бы его несмываемым грехом.

Комментаторы отмечают также стратегическое мышление и мужество Авигаль, которые помогли ей в критической ситуации. Мидраш утверждает, что после смерти она удостоилась в раю места рядом с праведницами.

№: 31