Categories: О месяце
      Date:  3.10.2011
     Title: Обычаи разные – Тора одна

Как празднуют Рош Ашана в Курдистане? Почему в Иране и Ираке варят яблоки в сахаре? Почему йеменский шофар длинный и спиралевидный, а европейский прямой и короткий? Почему в Марокко не надевают в Рош Ашана новую одежду? Как звучит на фарси пожелание "хорошего и сладкого года"?



Разные обычаи – один Б-г

Все началось, когда Навуходоносор разрушил Иерусалимский Храм и изгнал евреев из их земли. Именно тогда появились первые общины еврейской диаспоры, слабо связанные друг с другом и объединенные каждая вокруг своего лидера – мудреца, лучше других знавшего Тору.

Несмотря на две тысячи лет изгнания, Тора осталась объединяющим фактором для нашего народа. Но со временем в каждой общине укоренились свои обычаи, происходившие из желания исполнять заповеди Торы как можно лучше в тех условиях, в которых жила община.

Самое общее деление всех еврейских общин – на ашкеназские и сефардские. Ашкеназскими общинами называют общины Европы, распространившиеся по ней главным образом из Германии («Ашкеназ» на святом языке). Сефардскими называют общины Северной Африки и мусульманских стран, которые состояли в основном из евреев, подвергшихся изгнанию из Испании («Сфарад» на святом языке). Есть и некоторые небольшие общины, не принадлежащие ни к той, ни к другой группе, например, евреи Грузии и Кавказа.

Даже в наше время, когда средства связи делают возможным мгновенный обмен информацией, традиции общин сохраняются и даже тщательно оберегаются от изменений.

Разница в обычаях видна уже в первые дни года и даже во время подготовки к ним. Элул и чтение "Слихот", дни раскаяния и исправления – как проводят их евреи в разных уголках мира?

Чтение "Слихот"

"Слихот" – это особые молитвы, содержащие раскаяние и просьбы о прощении, которые читают перед Рош Ашана.

Ашкеназские евреи читают "Слихот" в первый и последний день недели в полночь, а все остальные дни – утром перед молитвой. "Слихот" читаются ашкеназами в течение последней недели перед Рош Ашана, начиная с исхода субботы. Но если Рош Ашана приходится на начало недели, так что до него после субботы остается менее четырех дней, чтение "Слихот" начинают с предпоследней недели перед праздником.

В сефардских общинах читают "Слихот" в течение всего месяца элула. И читают их между полуночью и восходом солнца, поскольку, согласно каббалистическому учению, это время милости Всевышнего.

У курдских евреев есть обычай читать "Слихот" босиком и сидя на полу.

Йеменские евреи – все, включая женщин и детей – весь месяц элул встают после полуночи. Мужчины и мальчики отправляются в синагогу, а женщины варят для них кофе.

У иракских евреев принято учить детей петь "Слихот" на традиционный мотив уже с довольно юного возраста. Вообще некоторые стихи "Слихот" принято петь всем вместе, хором, а другие разделяют между присутствующими в синагоге, и каждый поет "свой" стих в порядке очередности.

А у евреев Ливии и острова Джерба вообще есть свой особый текст "Слихот".

Общее для всех еврейских общин мира – то, что все они читают "Слихот" вплоть до Дня Искупления.

Пожелание хорошего года

У всех евреев принято в преддверии Рош Ашана желать друг другу хорошего года. Но традиционная форма пожелания несколько отличается в разных общинах.

Так, европейские евреи желают друг другу: "Да получите вы подпись и печать на хороший год!"

Сефардский еврей скажет: "Да будете вы записаны в книгу хорошей жизни!"

А йеменский: "Да будете вы записаны в книгу жизни и книгу памяти!"

В Тунисе говорят: "Да удостоитесь вы многих лет жизни!"

А иранские евреи произносят на местном наречии: "Пусть у вас будет еще сто таких же хороших лет!"

С XIX века вошло в моду посылать друг другу перед праздником поздравительные открытки.

Шофар

Слушать трубление в шофар в Рош Ашана – заповедь Торы, общая для всех евреев.

Делают шофар из бараньего рога, напоминающего о жертвоприношении Ицхака. В процессе обработки рог размягчают и придают ему традиционную форму, принятую в той или иной общине.

Так, марокканские евреи придают шофару изогнутую форму, которая символизирует скромность и смирение.

Шофар йеменских евреев длинный и спиралевидный, поскольку, согласно их обычаям, рог должен подвергнуться минимуму обработки, а форма рога местного подвида баранов именно такова.

В некоторых общинах принято украшать шофар серебряными инкрустациями и драгоценными камнями.

Разнятся и обычаи относительно звука шофара. Звук йеменского шофара низкий и глухой, словно он доносится из пустыни. Европейские евреи предпочитают тонкий плачущий звук, пробуждающий в сердце раскаяние. Звук североафриканского шофара торжественный, как звук фанфар, возвещающий, что и в этом году молитва евреев принята на Небесах.

Обычаи Рош Ашана

Канун Рош Ашана – последний день уходящего года. В этот день принято давать как можно больше денег на благотворительность, как можно больше молиться и раскаиваться. В этот день стараются избегать гнева и слез, потому что тот, кто гневается или плачет в этот день, рискует гневаться и плакать весь будущий год.

Первая трапеза Рош Ашана – это первая трапеза наступившего года. На эту трапезу принято подавать на стол блюда, символизирующие наши надежды и пожелания. В большинстве общин не едят горького, острого, кислого и стараются подать на стол как можно больше сладких блюд, символизирующих сладкий год.

Рыба в еврейской традиции – символ изобилия, плодовитости и защищенности от дурного глаза. В Рош Ашана приято есть голову рыбы, высказывая при этом пожелание: "Пусть мы будем в этом году головой, а не хвостом".

Европейские евреи едят яблоко, окунутое в мед, говоря при этом: "Пусть у нас будет хороший и сладкий год", и гранат ("Пусть наши заслуги умножатся, как косточки в гранате"). Хлеб тоже окунают в мед, а не в соль, как обычно.

Кроме того, едят свеклу, морковь и финики, высказывая при этом просьбы, на которые намекает название блюда на святом языке. Не принято есть орехи, начиная с Рош Ашана до Шмини Ацерет, потому что числовое значение этого слова равно числовому значению слова "грех".

Иранские же и иракские евреи не едят мед, а яблоко варят в сахаре, потому что считают, что мед символизирует строгость, а сахар – милость.

У йеменских евреев не подают блюд-символов, но перед праздником режут ягненка или теленка, чтобы подать на стол самое свежее и нежное мясо.

Североафриканские евреи в Рош Ашана не пьют черный кофе, чтобы новый год не был черным. В Марокко, чтобы сделать праздничное меню сладким, едят айвовое варенье, а также анис и кунжут в сахаре.

Ливанские евреи к празднику жарят особые оладьи "спинж". В канун Рош Ашана их продают на улицах в огромных количествах. Рецепты рыбы в ливанской общине очень острые, поэтому рыбу в этот праздник здесь не едят вообще.

В Курдистане евреи постятся с утра в канун Рош Ашана. Принято в этот день идти на рынок за продуктами для праздничной трапезы. Особенно много стараются купить фруктов.

Тунисские евреи особенно тщательно стараются соблюдать принцип "ничего горького, острого и соленого, только сладкое". В качестве сладких блюд подают листья свеклы и кусочки жаренной в меду тыквы и даже в солонку насыпают сахар. Стараются подать на стол как можно больше плодов нового урожая, которые еще не ели в этом году.

В большинстве общин мира стараются купить к празднику новую одежду, но только не в Марокко. У марокканских евреев принято надевать в Рош Ашана старую одежду, причем желательно белого цвета. Белый цвет символизирует духовную чистоту и оправдательный приговор в небесном суде.

В Европе, в хасидских общинах, тоже принято надевать особый белый халат, называемый китл. Его носят только в Рош Ашана и Йом Кипур.

В первую ночь Рош Ашана не принято спать. У евреев Марокко существует на этот счет поговорка, выражающая суть обычая: "Суд идет, а обвиняемый сладко спит!?"

В эту ночь читают «Теилим». Например, в Марокко есть обычай прочитывать 300 глав – числовое значение слова "искупление", выражая тем самым мольбу к Всевышнему искупить наши грехи.

В Курдистане прочитывают всю книгу «Теилим» дважды, собираясь большим обществом в синагоге или в доме, в котором в уходящем году похоронили близкого. После окончания чтения едят фрукты, произнося благословение в заслугу умершего.

«Ташлих»

В большинстве общин мира принят обычай «ташлих». В первый день Рош Ашана после дневной молитвы идут к водоему с рыбами и читают над ним молитву, в которой просят Всевышнего бросить наши грехи в пучину моря. В водоеме должны водиться рыбы, поскольку рыбы – символ защищенности от дурного глаза. После прочтения молитвы символически отряхивают над водой полы одежды, вытряхивая карманы.

У курдских евреев принято после этой молитвы прыгать в водоем прямо в одежде.

Там, где нет водоема в пределах досягаемости, как, например, в Ливии, принято для этой цели выкапывать яму во дворе синагоги и заполнять ее водой.

Нет такого обычая только в некоторых общинах Йемена.

«Капарот»

Дни между Рош Ашана и Йом Кипуром называются Десятью днями раскаяния или Грозными днями. В это время во всех еврейских общинах мира стараются как можно больше молиться и жертвовать на благотворительность.

В эти дни исполняют и обычай «капарот». Европейские евреи стараются сделать «капарот» заранее, чтобы не создавать излишней спешки в последний день перед Йом Кипуром. Курдские евреи же, напротив, считают, что самое благоприятное время для исполнения обычая – канун Йом Кипура.

Сущность обряда – символическое "искупление" грехов, "перенос" наказания за грехи на петуха или курицу. Птицу режут кашерным способом, предварительно покрутив ею над головой еврея и произнеся соответствующую молитву.

У курдских евреев принято выбирать для этой цели белых кур и петухов. Резник сам ходит по домам, помогая евреям исполнить обряд. Если количество кур по количеству членов семьи кому-то не по карману, он заменяет курицу суммой в 16 монет (числовое значение слова "образ", то есть "человек").

Тунисские евреи отдают зарезанных кур или их стоимость беднякам. Марокканские – готовят этих кур на разделительную трапезу перед Йом Кипуром.

Йом Кипур

Утром накануне Йом Кипура ливанские евреи приносят в синагогу большие миски с едой и едят все вместе, высказывая друг другу хорошие пожелания.

Европейские евреи стараются в этот день есть и пить как можно больше. На разделительную трапезу перед началом поста подают креплах – подобие пельменей с начинкой из вареной курицы.

В Марокко тоже принято есть в этот день побольше. Традиционное блюдо этого дня – кускус, манка, тушенная с овощами, и блюда из кур, зарезанных для Капарот.

Йеменские евреи устраивают две разделительных трапезы: первую с топленым сливочным маслом, а вторую – с мясом и супом.

Перед началом поста европейские евреи окунаются в микву – и взрослые, и дети – чтобы духовно очиститься.

Перед тем как мужчины уходят в синагогу, родители благословляют детей, и все просят друг у друга прощения за нанесенные вольно или невольно обиды.

На исходе Йом Кипура

На исходе Йом Кипура ливанские евреи едят особый пирог из манки, яиц и изюма, который пекут для этого случая.

Европейские и марокканские евреи сразу после исхода поста начинают строить шалаш для праздника Суккот или делать для него украшения, чтобы начать новый год с исполнения заповеди.

Суккот

Главная заповедь этого праздника – жить в шалаше. Во многих общинах принято украшать шалаш, чтобы показать, как эта заповедь нам желанна.

В Европе принято строить большой шалаш, в котором будет место и для женщин и детей, и делать для него водонепроницаемое покрывало на случай дождя. Украшают шалаш кусками цветной ткани, иногда расписанной изображениями фруктов Земли Израиля и другими сюжетами, а также сухофруктами и красивыми сосудами с медом и маслом. В некоторых общинах принято вешать украшения на стены и подвешивать их к балкам и веткам зеленой крыши. В других украшают только стены, чтобы не перекрывать зеленую крышу – главное условие кашерности шалаша.

Исключением являются любавичские хасиды, у которых принято строить красивым сам шалаш и не вешать в нем дополнительных украшений.

В Курдистане в прошлом было приято строить три общественных шалаша на всю деревню. Со временем этот обычай забылся, и каждая семья стала строить свой собственный шалаш. Курдские евреи кладут на стенки шалаша семь балок – по числу "ушпизин", традиционных гостей, которые посещают шалаш в течение праздника. В одном из углов они ставят кресло, украшенное богатой тканью, которое называют "трон праотцов" – для этих гостей. Перед тем, как самим войти в шалаш, произносят стих, приглашающий ушпизин прийти в гости.

Четыре вида растений

Еще одна важнейшая заповедь Суккота – вознесение четырех видов растений. Для нее берут этрог (цитрон), нераскрывшийся побег финиковой пальмы, мирт и ветви ивы и, сложив их вместе, потрясают ими в определенном порядке. Эта заповедь символизирует единство и взаимную ответственность еврейского народа.

И тут тоже обычаи разных общин несколько отличаются. Например, йеменские евреи берут большое количество миртовых веток, чтобы "букет" выглядел красиво, хотя для исполнения заповеди достаточно и трех. А еще они выращивают огромные этроги без плодоножки.

Европейские евреи особое внимание уделяют кашерности четырех видов растений: любой изъян на кожуре этрога или на листьях мирта ставит ее под сомнение. Пальмовый побег (лулав) должен быть прямым и длинным. Чтобы он не раскрылся, его обвязывают в трех местах волокнами пальмовых листьев.

Женщины в европейских общинах тоже исполняют заповедь четырех видов растений и даже произносят благословение на нее, хотя по закону не обязаны это делать.

В Курдистане в прошлом община покупала только один набор четырех видов растений – для общественного пользования. Теперь все чаще и чаще каждая семья приобретает свой собственный набор. Перед праздником, связывая растения вместе, курдские евреи произносят особое благословение.

В Тунисе тоже было принято, чтобы четыре вида растений покупали только раввин общины и хазан, а затем давали каждому ими воспользоваться.

Разные обычаи – одна Тора

На взгляд непосвященного такое разнообразие обычаев – серьезный недостаток, свидетельствующий об отсутствии единства в еврейском народе.

На самом деле разницу в обычаях общин можно найти уже в Святых Писаниях. Например, в Свитке Эстер. Там написано, что евреи города Шошан и других городов, окруженных стеной, празднуют Пурим 15 адара, а все остальные – 14 адара.

Это прекрасный пример того, как возникают местные обычаи. Они не искажают единую для всех евреев Тору, а по-разному воплощают ее, создавая неповторимый красочный узор еврейской диаспоры. Тора же – это уникальное явление культуры целого народа, сохраненной, несмотря на отсутствия государственности, общей территории и даже разговорного языка!

№: 30