Categories: Их след в нашей истории
      Date:  3.10.2011
     Title: Ребецн Шейна

Из дома простого еврейского бедняка она попала в дом Ребе. Со временем эта скромная праведная женщина стала ведать делами всего двора Ребе. Имя Шейна означает – красивая.

Она родилась в семье бедного меламеда из местечка Яновичи. Ее отец был пламенным хасидом Старого Ребе. Шейна была одной из пяти его дочерей.

 



В одно из посещений Ребе меламед пожаловался, что не может, как следует, сосредоточиться на молитве. Все его мысли – о дочерях-бесприданницах, которых никто не хочет брать замуж.

Ответ Ребе оказался неожиданным для хасида: он предложил выдать одну из его дочерей за его единственного сына Дова-Бера. А уж сестер его невестки хасиды расхватают, как горячие пирожки.

Дову-Беру, сыну Ребе, было тогда 14 лет, и ему, по обычаю тех времен, уже не раз предлагали невест из самых известных и богатых семей. Но юношу не интересовало ничего кроме изучения хасидизма. На все предложения он отвечал, что выберет ту невесту, с которой можно будет сыграть свадьбу как можно скорее – ведь на свадьбе его отец будет произносить маамар, особую речь, объясняющую различные аспекты хасидизма.

Свадьбу Дова-Бера и Шейны сыграли, не откладывая, а вскоре и сестры Шейны вышли замуж за юношей из самых уважаемых семей.

У Шейны и Дова-Бера родилось семеро дочерей и два сына. Воспитала Шейна и двух своих внучек, дочерей ее старшей дочери Сары, умершей в молодости.

Не только жена Ребе

Ребецн Шейна оказалась незаурядной личностью. Постепенно она взяла в свои руки все материальные вопросы управления двором Ребе. Ее муж, второй Ребе Дов-Бер, был известен среди хасидов как совершенно оторванный от действительности и погруженный исключительно в размышления о Б-жественном.

Шейна же проявила исключительные способности, железную волю и незаурядный практический ум. Ее правой рукой в управлении двором стала дочь Хая-Муся, будущая жена третьего Ребе Цемаха Цедека, племянника Ребе Дова-Бера.

Жена – часть мужа

Внук ребецн Шейны, будущий четвертый Ребе Шмуэль, рано женился и быстро овдовел. Ребецн Шейна предложила зятю, Ребе Цемаху Цедеку, в невестки одну из своих внучек-сирот.

"Нам предлагают невесту с приданым в двадцать тысяч. А что принесет в приданое сирота?" – спросил Цемах Цедек.

Ребецн Шейна ответила: "Ты же знаешь, жена – часть мужа. Святость моего покойного мужа-Ребе – это и моя святость. Я отдаю ее Шмуэлю в пользование на сорок лет в качестве приданого".

Ребе Цемах Цедек сразу согласился на это предложение. В день свадьбы Ребе Цемах Цедек послал жениха к ребецн Шейне за благословением. Но ребецн была занята подготовкой к свадьбе – руководила множеством женщин, готовивших трапезу. Она пообещала внуку, что благословит его позже, перед хупой (свадебным обрядом).

Но Ребе Цемаху Цедеку не понравился такой ответ, и он снова отправил сына за благословением и велел передать, что просит благословить его прямо сейчас. Ребецн Шейна вздохнула, вымыла руки и положила их на голову внука. В присутствии двух свидетелей она произнесла: "Да будет на то желание Всевышнего, чтобы духовное наследие, которое я получила от мужа, перешло к тебе".

***

Дата смерти ребецн Шейны неизвестна. После ее смерти бразды правления двором Ребе перешли к ее внучке Ривке, которую она вырастила и выдала замуж за будущего четвертого Ребе Шмуэля. Похоронена она в Любавичах, которые при ее жизни стали столицей движения Хабад. Имя Шейна получают многие дочери приверженцев хасидизма Хабада.

№: 30